Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Системы зеркального отражения и эмоциональное развитие
Намного более серьезными, чем критикуемые в настоящее время недостатки в усвоении знаний, являются проблемы школьников в области социальной компетентности, психического здоровья и поведения. Отрицательные последствия, вытекающие из названных проблем, очень разнообразны. Они ведут к созданию деструктивной ситуации на занятиях, к насилию одних подростков нал другими, а после окончания школы являются причиной неудач при поиске учебных или рабочих мест. Безнадежное положение подростков означает, что учителям становится все труднее строить с учениками на занятиях те плодотворные отношения, без которых не может осуществляться передача знаний. И в этой ситуации, при формировании отношений между учителями и учениками, не последнюю роль играют зеркальные нейроны. Наряду с профессиональной квалификацией учителей на первый план должны выступить их умение создавать продуктивную атмосферу на занятиях, несмотря на то, что дети стали «труднее», чем раньше. Выработка у учителей необходимых для достижения этой цели способностей и навыков должна стать центральной задачей политики в сфере образования. Но пока родители и учителя будут не сотрудничать, а противостоять друг другу, работа учителей будет безнадежным делом. Наблюдаемое многими школьниками отношение родителей к школе в частности, да и к образованию в целом, подчиняется законам месса зеркального отражения. Позиция родителей, сигнализирующая об отсутствии у них интереса или даже о презрении к образованию, школе и учителям, охотно перенимается школьниками, но в конечном счете, оказывается медвежьей услугой. Родителям следует видеть, воспринимать и положительно зеркально отражать старания детей в учебе. То же самое относится и к учителям во время проведения уроков. Школьники хотят быть увиденными как индивидуумы. В том числе очень важно поэтому, чтобы учитель маркировал начало урока четким сигналом установления отношений. Повышающее мотивацию воздействие «увиденности» возрастает, когда ученик чувствует, что учитель представляет себе, как и в каком направлении он может развиваться. Зеркальное отражение таких сценариев развития вызывает в молодом человеке — через систему зеркальных нейронов — собственные идеи развития и желание развиваться. Некоторые дети находятся в столь ограниченном, стесненном положении, что упомянутых до сих пор усилий бывает недостаточно для работы с ними. Школа все чаще сталкивается с детьми с тяжелыми нарушениями в сфере эмпатии и сочувствия, обычно в сочетании с сильной склонностью к применению насилия. Дефицит эмпатии — это дефицит зеркального отражения. Дети, которые испытывали недостаток внимания, сочувствия и нежности, из-за отсутствия соответствующего опыта зеркального отражения не имеют собственных нейробиологических программ, которые позволили бы им ощущать и проявлять страдание. Если в конфликтных ситуациях дело доходит до применения силы, то эти дети и подростки не умеют распознавать пределы допустимого. Они продолжают применять силу и тогда, когда ситуация получила полное разрешение, а это часто приводит к нанесению тяжелых травм, а в отдельных случаях и к смерти. Дефицит эмпатии и зеркального отражения можно компенсировать, по крайней мере отчасти. Упущенное ребенком в силу неблагоприятных условий жизни можно в определенной степени восполнить с помощью специальных тренинговых программ. Первопроходцем в области разработки вспомогательных методов развития способности к эмпатии у детей был американец Дэниэл Гоулман. Немецкий психотерапевт Манфред Цирпка (Manfred Cieipka) из Гейдельберга составил программу, позволяющую развивать эмпатические способности школьников, в том числе при помощи рисунков, изображающих социально значимые ситуации. Когда дети вместе с учителем группами рассматривают изображения других детей, которые находятся в определенных ситуациях, обсуждают изображения и обмениваются впечатлениями, они тренируют свои системы зеркального отражения, сочувствия и эмпатии, которые до сих пор, может быть, никогда еще не были задействованы. В аналогичном направлении работают новые программы, в рамках которых школьники учатся улаживать споры. Разнообразные материалы для уроков этики, созданные педагогом Хилтруд Хайнмюллер, представляют собой еще один, очень ценный вклад в такие программы. Подобные усилия очень полезны не только с психотерапевтической, но и с нейробиологической точки зрения. Они должны находить поддержку со стороны родителей, и было бы очень правильно по возможности соответствующим образом привлекать родителей к участию в таких программах.
|