![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Родясь на свет мы плачем. Грустно нам к комедии дурацкой приступаться». В. Шекспир
План. 1.Общая характеристика анатомо-физиологических особенностей новорожденного. 2. Особенности проявлений психики новорожденного: .а. безусловные рефлексы б. развитие рецепторов к моменту рождения. 3.Получение внешних впечатлений - как условие развития психики. 4. Индивидуальные различия новорожденных. В период внутриутробного развития закладываются органы: 3-9 недель- сердце 5-9 недель- верхние и нижние конечности 8-12 недель- лицо, глаза, уши, нос 5-16 недель- почки. В первые 3-4 месяца беременности формируется нервная система. Грипп. краснуха, гепатит ведут к появлению врожденных аномалий. Новорожденный весит 3200-3500 грамм, рост от 49-50 см. Строение тела отличается от строения взрослого и 7 летнего ребенка. Соотношение частей тела непропорционально: голова очень большая 1, 4 всей длины тела ребенка у взрослого 1, 8. Ноги младенца очень короткие. Мозг новорожденного весит 360-370 гр. Нервная ткань мозга, особенно коры, к моменту рождения еще полностью не сформировались, не все нервные клетки имеют то строение, величину и форму, которые характеризуют зрелый мозг. У новорожденного отростки нервных клеток, которые обеспечивают установление связей между разными клетками, коротки и не способны выполнять свою основную работу- передавать нервное возбуждение от одних клеток к другим. Многие нервные клетки и волокна мозга новорожденного частично готовы для получения простых раздражителей и ответа на них. Кора мозга еще не развита, процессы торможения слабы, поэтому нервные возбуждения широко разливаются по всей коре, захватывая различные центры, и вызывает у ребенка общие разбросанные движения. К моменту рождения готов весь рецепторный аппарат- ребенок видит, слышит, ощущает запахи, чувствует боль, прикосновения. С первых дней жизни в результате воздействия внешних раздражителей на воспринимающие органы и ответного на них реагирования развиваются функции коры больших полушарий. У младенца врожденные способности реагировать на звуки и их модификации. В возрасте одной недели ребенок уже способен различать голос своей матери от других голосов. В возрасте 2 недели у ребенка, вероятно, сформирован образ того, что лицо и голос матери представляют собой нечто единое целое. Проведенные опыты показали, что младенец демонстрирует состояние беспокойства, если перед его взором появляется мать и говорит чужим голосом или когда вдруг чужой человек говорит голосом его матери. Развитие чувствительности начинается в преднатальный период (пример из Брусиловского «Жизнь до рождения» стр. 106. Зрительная чувствительность- зрение по- видимому, является наименее развитым чувством при рождении ребенка. Хотя новорожденные в состоянии следить за движущимися объектами, но до 2-4 месячного возраста их зрение слабое. Исследования показали, что на 3 месяце прослеживается способность различать цвета и ребенок тянется к красному цвету. Способность различать цвета, доказана ученым Н.И. Красногорским. «Если внешних раздражителей нет или они недостаточны, организация работы коры больших полушарий мозга задерживается или идет неправильно… Отсюда необходимость воспитывать ребенка с первых дней жизни.» Н. М. Щелованов. «Беспомощен, как котенок» - говорят о новорожденном ребенке. Но при этом забывают, что котенок при рождении более «приспособлен к жизни», чем человеческий детеныш. Если бы новорожденный подобно котенку должен искать пропитание своими силами, он бы не выжил. Жизнь ребенку в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных органов и систем организма (дыхания, кровообращения, выделения). Органы чувств новорожденного развиты лучше, чем движения. У новорожденного в чистом виде проявляются врожденные инстинктивные формы поведения, направленные на удовлетворение потребностей. Они обеспечивают выживание, но не составляют основу психического развития. Врожденные рефлексы, связанные с движениями. Гримасы удовольствия и неудовольствия. Адекватная мимика на кислые, соленые, горькие и сладкие вкусовые раздражители. Сосательный, мигательный, глотательный рефлексы. Цеплятельный рефлекс Робинзона. Подошвенный рефлекс Бабинского (растопыривает пальчики). Позвоночный рефлекс Галанта. Шагательные и плавательные рефлексы без перемещения тела. Поднимает голову от плеча. Рефлекс отталкивания. Ориентировочный рефлекс. Оборонительный (если резко дернуть за пеленку- взмах руками и ногами). Тонический шейный рефлекс (поза фехтовальщика). Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретение свойственных человеку форм поведения – основная особенность новорожденного. Для правильного психического развития необходимы внешние впечатления. Без таких впечатлений невозможно созревание мозга, так как необходимым условием нормального созревания мозга в период новорожденности является упражнение органов чувств, поступление в мозг получаемых при их помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. (Если ребенок попадает в сенсорную изоляцию, его психическое развитие задерживается. Источником впечатлений является взрослый). «Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.» Б. Прейер. У младенца лучше развиты дистантные рецепторы, поэтому ему раньше доступны слуховые и зрительные ощущения. Условные рефлексы. 1.Появление реакции сосредоточения со стороны глаза и уха (1-2 мин). 2.Образуются условные рефлексы «на положение при кормлении». 3.Положительная эмоциональная реакция на взрослого, потребность общения. 4.К 2-3 неделям рефлекс на время кормления. «Комплекс оживления» – особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная ко взрослому. Является границей между новорожденностью и младенчеством. Индивидуальные различия. Хотя во многих ситуациях и отношениях младенцы ведут себя удивительно сходно, однако, они сильно различаются. Велика разница по признаку раздражимости. Даже в одной и той же семье дети различаются по типичному для них настроению. Выводы: Появления реакции сосредоточения со стороны глаза и уха. Образуются условные рефлексы на отдельные раздражители. Положительная реакция на взрослого, потребность общения. Выводы по младенцу стр. 177 Кэрол Флейк Хобсон
|