Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. В. Давыдов
АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ШКОЛЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ БЛИЖАЙШЕГО БУДУЩЕГО1
В настоящее время многие теоретики-педагоги стремятся определить контуры того школьного образования, которое уже в ближайшее десятилетие должно заменить традиционную школу, несоответствующую требованиям современной научно-техни- ческой революции. Термином „традиционная школа" мы обозна- чаем относительно единую систему европейского обучения, кото- рое, во-первых, сложилось в период зарождения и расцвета капита- листического производства и обслуживало его, во-вторых, полу- чило обоснование в трудах Я. А. Каменского, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского и других выдающихся педагогов этого периода, в-третьих, до сих пор сохранило свои исходные принципы как основу отбора содержания к методов преподавания в нынешней школе. Источниками единства и длительного сохране- ния этой системы являются, с одной стороны, общность социаль- ных целей школьного обучения, присущего всей капиталистической эпохе, с другой - общность путей и средств формирования психи- ческих способностей человека при достижении этих целей.
Действительно, в течение столетий главная социальная цель массового обучения состояла в привитии основной части детей трудящихся лишь тех общекультурных знаний и умений, без кото- рых невозможны получение более или менее значимой профессии в машинном производстве и гражданская жизнь в обществе (уме- ние писать, считать, читать и элементарные представления об окру- жающем). Эти цели обучения воплощала в себе „начальная школа", выступающая не только как первый, но и как единственный этап в образовании подавляющей части населения - этап, непосредст- венно подготавливающий детей к трудовой деятельности в качест- ве относительно квалифицированной рабочей силы или к профес- сиональному обучению столь же относительно простым специаль- ностям. Решению этой социальной задачи вполне соответствовали то утилитарно-эмпирическое содержание, которое дается тради- ционной начальной школой, и т? методы преподавания, которые сложились в ней на протяжении стздатий.
6 нашей стране после революция при общем существенном изменении идеологического содержания и направленности образо-
'Из кн.: Психологические особенности выпускников средней школы и учащихся Профессионально-технических училищ /Под ред. Е, А. Шумилина (сборник трудов). М., 1974. С. 3-14.
аания до поры до времени сохранялась основная задача началь- ного обучения - дать основной массе населения (главным образом крестьянского) элементарную грамотность, подготовить детей к трудовой деятельности. Напомним, что лишь в конце пятидесятых годов у нас было введено всеобщее и обязательное восьмилетнее обучение. До этого времени основным видом образования было начальное - его задачи не выходили за пределы того, что было при- суще начальной школе, соответствующей развитому машинному производству прошлого. Поэтому и на нашу начальную школу (а это был единственно всеобщий вид школы, определяющий всю систему образования) распространились те дидактические принципы, кото- рые были выработаны в общеевропейской педагогической системе.
Социальная задача школы диктовала не только отбор лишь ути- литарно-эмпирических знаний и навыков, но определяла, проекти- ровала общий духовный облик, общий тип мышления учащихся, проходивших ее коридоры. Эта школа поддерживала, культивиро- вала и в более или менее четких логических формах фиксировала у детей закономерности эмпирико-рассудочного мышления, свойственного повседневной, житейской практике человека. Это мышление носит классифицирующий, каталогизирующий характер и обеспечивает ориентацию человека в системе уже накопленных сведений о внешних особенностях и признаках отдельных предме- тов и явлений природы и общества. Такая ориентация совершенно необходима „в четырех стенах дома", при выполнении стереотип- ных трудовых действий, но она совершенно недостаточна как для овладения подлинным духом современной науки, так и нача- лом творческого, содержательно-активного отношения к действи- тельности (отметим, что подобное отношение предполагает пони- мание внутренних противоречий вещей, которые как раз игнориру- ются эмпирическим рассудком).
Одностороннее формирование у детей эмпирического мышле- ния в конечном счете приводило к иссушению тех источников прак- тической и духовной жизни, которые питают творческую активность человека и составляют основу всестороннего развития его способ- ностей. Но такое „иссушение" до поры до времени вполне соот- ветствовало общим стратегическим задачам школы, готовящей капиталистическому производству лишь „частичного человека", как винтик обслуживающего машинерию и выступающего как ее подчиненная часть. Положение изменилось в условиях социалисти- ческого общества, особенно в век технической революции, когда значительная часть профессий требует высокой общенаучной и культурной подготовки человека - такой подготовки, которая пред- полагает развитую систему обязательного и всеобщего среднего образования (мы здесь оставляем в стороне вопрос о том, что действительное разрешение этой проблемы возможно лишь в усло- виях социализма).
Однако на всеобщее среднее образование, становящееся основным и главным типом подготовки всех детей к жизни, не могут распространяться принципы построения традиционной школы. К сожалению, до сих пор именно эти принципы, сформиро-
ранные применительно лишь к начальному обучению, так или иначе распространялись на всю школьную подготовку. Этому есть свои объяснения: при главенстве начальной школы и весьма медленном расширении ее пределов в общем и целом казалось несуществен- ным такое перенесение и не было особой необходимости последо- вательно и отчетливо формулировать специфику последующих сту- пеней образования (если это и делалось, то „в явочном порядке", стихийно и без изменения общих исходных установок организации школы). Иными словами, создание вполне современной школы, построение современного всеобщего среднего образования тре- буют не простого видоизменения традиционных психолого-дидак- тических принципов, а их существенного пересмотра и замены новыми принципами, соответствующими новым социальным зада- чам всей целостной системы обязательного среднего образования.
Рассмотрим смысл таких дидактических принципов, как пре- емственность в обучении, его доступность, сознательность и наглядность. Все они стали альфой и омегой педагогической мысли и кажутся нам вполне естественными и здравыми. Кто же будет отрицать необходимость „преемственности" в преподавании или же роль „чувственного опыта" в формировании понятий? Однако здесь же возникает сомнение - а велика ли мудрость этих принципов, если они формулируют столь тривиальные идеи (конеч- но, ребенка следует, да и можно учить тому, что ему „доступно" - противоположный тезис бессмыслен). Поэтому, видимо, не эти ставшие общим местом идеи выражают суть дидактических прин- ципов, а нечто иное, что реально сложилось в конкретно-истори- ческой практике их применения при решении общих социальных задач традиционной школы с использованием соответствующих им средств. Именно это „нечто", составляющее объективное содержа- ние указанных принципов, важно выяснить в процессе критиче- ского рассмотрения соотношения „прошлого" и „будущего" обра- зования.
„Принцип преемственности" выражает тот реальный факт, что при построении школьных учебных предметов для начальной школы сохраняется связь с тем типом житейских знаний, которые ребенок получает еще до школы, а также тот факт, что при распространении обучения за пределы начальных классов не выделяются сколько- нибудь отчетливо особенности и специфика следующей ступени получения знаний в отличие от предыдущей.
В любой дидактике и методике можно найти положение о том, что в средних классах „усложняется содержание", „увеличивается объем" получаемых детьми знаний, „меняются и совершенству- ются формы" их понятий. Это верно. Однако здесь не разбираются сколько-нибудь подробно внутренние изменения „содержания и формы" обучения. Эти изменения описываются лишь как количест- венные, без выделения, например, качественного своеобразия зна- ний, имеющихся лишь в начальной школе (но уже отличающихся от дошкольного опыта), и знаний, которые нужно давать в четвер- том-пятом, а затем и в девятом и десятом классах. Анализ показы- ^ет, что идея подобной преемственности, фактически реализу-
емой в школьной практике, приводит к неразличению формы науч- ных и житейских понятий, к чрезмерному сближению требований собственно научного и лишь житейского отношения к вещам. Впро- чем, такое смещение и неразличение вполне соответствуют конеч- ным целям традиционной школы.
„Принцип доступности" нашел отражение во всей практике построения учебных предметов: на каждой ступени образования детям дается лишь то, что им посильно в данном возрасте. Но кто и когда точно и однозначно мог определить меру этой „посильное- ти"? Ясно, что эта мера складывалась стихийно, в реальной прак- тике того традиционного преподавания, которое заранее, исходя из социальных требований, предопределяло уровень требований к детям школьного возраста - уровень эмпирико-утилитарного образования и эмпирико-классифицирующего мышления. Эти тре- бования превращались в „возможности" и „нормы" психического развития ребенка, освещаемые затем (и задним числом) авторите- том возрастной психологии и дидактики.
Но это лишь одна сторона дела, связанная с игнорированием конкретно-исторической и социальной обусловленности самог детства и особенностей его отдельных периодов. Другая сторон* состоит в том предположении, что обучение лишь утилизирует уж' сложившиеся и наличные психические возможности ребенка. В каждом данном случае можно теперь ограничивать и содержание образования, и требования к ребенку этим реальным, „наличным уровнем, не отвечая за его предпосылки. Ограниченность и убо- гость начального обучения теперь, естественно, можно оправды- вать такой возрастной чертой ребенка семи лет, как наличие у него лишь наглядно-образного мышления, опирающегося на элементар- ные представления.
Исповедование этого принципа в конечном счете позволяет игнорировать как конкретно-историческую природу самих возмож- ностей ребенка, так и идеи о подлинно развивающей роли обуче- ния - не в том их плоском смысле, что „обучение" и „ума прибав- ляет", а в том, что, перестраивая систему обучения в определен- ных исторических обстоятельствах, можно и нужно изменять общий тип и общие темпы психического развития детей на разных ступенях образования. Конкретный, практический смысл принципа доступности противоречит идее развивающего обучения. Вот по- чему последняя ходит лишь в роли „Золушки" в педагогике и до сих пор считается оригинальной и „передовой", хотя она столь же стара, как и сам противоположный ей принцип доступности, нашед- шей всестороннее выражение в той педагогике, в которой ссылка на индивидуальные качества и возможности ребенка стала нормой отношения к объему и характеру его духовной пищи (это позиция педагогики, весьма скептически относящейся к идеям внеиндивидуальных источников развития личности ребенка).
„Принцип сознательности" не может не быть здравым хотя бы уже потому, что направлен против формальной зубрежки и схолас- тики. „Знай и понимай то, что знаешь" - положение, действительно сильное против схоластики и талмудизма. Но что вкладывать в термин
„понимать"? Вся технология традиционного обучения в полном согласии с другими своими основами вкладывает в этот термин следующий смысл. Во-первых, любое знание получает свое оформ- ление в виде отчетливых и последовательно развернутых словес- ных абстракций (отчет учителю - наиболее всеобщая форма про- верки знаний). Во-вторых, каждая словесная абстракция должна быть соотнесена ребенком с вполне определенным и четким чувст- венным образом - представлением (ссылка на „конкретные при- меры", сообщение иллюстраций - опять-таки наиболее общий прием проверки осмысленности владения знанием).
Подобная сознательность, как это ни странно, замыкает круг приобретаемых человеком знаний в сфере связи значений слов с ях чувственными коррелятами, ~ а это один из внутренних меха- низмов эмпирико-классификационного мышления.
Еще один парадокс - подобная „сознательность" соседствует с постоянно фиксируемым в школе фактом отрыва знаний от их применения (в дидактике даже выдвинут принцип необходимости их „соединения", а соединять приходится изначально разорванные сферы). Это вполне объяснимо тем давно установленным в диалек- тической логике обстоятельством, что реальность знаний заклю- чена прежде всего не в форме словесных абстракций, а в способах деятельности познающего субъекта, для которого преобразование предметов, фиксация средств таких преобразований являются столь же необходимыми компонентами „знаний", как их словесные оболочки. Но обращение к таким способам чуждо всей традицион- ной дидактике.
„Принцип наглядности" внешне прост до банальности, если бы фактическая практика его применения не была столь серьезной (а для умственного развития - и столь трагичной), как это есть на самом деле. Основоположники и ревнители „наглядности" вкла- дывают в нее следующие моменты: 1) в основе понятия лежит сравнение чувственного многообразия вещей, 2) такое сравнение Приводит к выделению сходных, общих признаков этих вещей, 3) фиксация такого общего словом приводит к абстракции как содержанию понятия (чувственные представления об этих внешних признаках- подлинное значение слова), 4) установление родо- видовых зависимостей таких понятий по степени общности призна- ков составляет основную задачу мышления, закономерно взаимо- действующего с чувственностью как своим источником.
Таким образом, принцип наглядности утверждает не просто и не столько чувственную основу понятий, а сводит их лишь к эмпи- рическим понятиям, конституирующим рассудочно-эмпирическое, классифицирующее мышление, в основе которого лежит отражение лишь внешних, чувственно-данных свойств объекта. Это установка одностороннего, узкого сенсуализма локковского типа - в этом пункте эмпиризм традиционного образования нашел свою адекват- ную основу в том гносеологическом и психологическом истолко- вании „чувственности", которое было дано классическим сенсуа- лизмом, тесно связанным с номинализмом и ассоцианизмом как Другими „китами" традиционной дидактики и педагогической пси-
хологии. Ориентация на принцип наглядности - закономерное следствие той установки традиционной школы, которая всем свои^ содержанием и всеми методами своего преподавания проектирует формирование у детей лишь эмпирического мышления.
Последствия применения указанных принципов в практике весьма существенны. Конечно, велика их роль в реализации всеоб- щей элементарной грамотности. Но когда этот рубеж достигнут, то конкретное содержание известных принципов становится пре- пятствием на пути создания основ современной школы - совре- менной по своим целям и способам их достижения. Односторонняя ориентация на эмпирическое мышление приводит к тому, что многие дети не получают в школе средств и способов научного, теоретического мышления (это разумно-диалектическое мышле- ние, если говорить гегелевскими словами).
Принцип научности лишь декларируется традиционной дидакти- кой. Научность понимается в узко эмпирическом, а не в подлинно диалектическом значении, т. е. не в значении особого способа мыс- ленного отражения действительности путем восхождения от абст- рактного к конкретному. Такое восхождение связано с формирова- нием абстракций и обобщений не только эмпирического, но и теоре- тического типа. А такое обобщение опирается не на сравнение фор- мально одинаковых вещей, а на анализ существенной связи изуча- емой системы и ее функции внутри существенной последней. Спо- собы образования теоретических абстракций, обобщений и понятий иные, чем в эмпирическом мышлении. Вместе с тем теоретическое мышление „снимает", ассимилирует в себе положительные момен- ты и этого вида мышления.
Подлинная реализация принципа научности внутренне связана с изменением типа мышления, проектируемого всей системой об- разования, т. е. с переходом к формированию у детей уже с первых классов основ теоретического мышления, которое лежит в фунда- менте творческого отношения человека к действительности. Уже ближайшее будущее школы предполагает подобное изменение, что в свою очередь требует замены перечисленных принципов дидак- тики новыми установками. Их разработка - главная задача совре- менной дидактики и психологии.
Сформулируем кратко характеристики возможных новых прин- ципов школы. Конечно, во всем преподавании должны сохраняться связь и „преемственность", но это должна быть связь качественно различных стадий обучения - различных как по содержанию, так и по способам его преподнесения детям.
С приходом в школу ребенок должен отчетливо ощутить новиз- ну и своеобразие тех понятий, которые он теперь получает, в отли- чие от дошкольного опыта. Это - научное понятие, и обращаться с ним нужно как-то иначе и „неожиданным" способом, чем со зна- чениями слов „дом", „улица" и т. п. В младших классах у детей должна быть сформирована учебная деятельность (современные исследования показывают, что это возможно именно при усвоении детьми научных понятий). С переходом детей в более старшие классы должны, видимо, качественно измениться содержание учеб- ид
ных курсов и методы работы над ними (например, должен вво- диться аксиоматический метод изложения, исследовательский под- ход к материалу и т. п.).
В самых старших классах форма и содержание знаний, а также условия их присвоения должны иметь качественно иную организа- цию, чем в предыдущих классах. Не количественные, а качествен- ные различия отдельных стадий преподавания должны лежать в ос- нове представлений дидактов и психологов при построении целост- ной системы среднего образования (связь качественно различ- ного - это и есть подлинная диалектика развития, а также диалек- тика его теории).
„Принцип доступности" необходимо преобразовать во всесто- ронне раскрытый принцип развивающего обучения, т, е. в такое его построение, когда можно закономерно управлять темпами и содер- жанием развития посредством организации обучающих воздейст- вий. Такое обучение должно действительно „вести" за собой разви- тие и внутри себя создать у детей те условия и предпосылки психи- ческого развития, которые могут отсутствовать у них с точки зре- ния высоких норм и требований будущей школы. По сути дела, это будет компенсаторное л активное построение любых отсутству- ющих или недостающих „звеньев" психики, которые необходимы для высокого уровня фронтальной работы с учащимися. На наш взгляд, раскрытие законов развивающего обучения, такого обуче- ния, которое выступает как активная форма осуществления разви- тия, - одна из труднейших, но и главных проблем при построении будущей школы.
Традиционному истолкованию принципа сознательности целе- сообразно противопоставить принцип деятельности как источник, как средство и форму построения, сохранения и применения зна- ний. „Сознательность" может быть действительно реализована лишь в том случае, если школьники получают знания не в готовом виде, а выясняют всеобщие условия их происхождения. А это воз- можно лишь при выполнении детьми тех специфических преобразо- ваний предметов, благодаря которым в их собственной учебной практике моделируются и воссоздаются внутренние свойства объекта, становящиеся содержанием понятия. Характерно, что именно эти действия, выявляющие и строящие всеобщее сущест- венное отношение объектов, служат источником теоретических абстракций, обобщений и понятий.
Исходная и наиболее развитая форма последних как раз и заключена в таких способах деятельности, которые позволяют вос- производить объект через выявление всеобщих условий его проис- хождения (эти объекты могут быть и реально-предметными, и идеальными, фиксированными в различных знаках и словах). Последовательное проведение в обучении принципа деятельности позволяет преодолеть односторонний сенсуализм (но сохранить чувственную основу знаний), номинализм, а также и ассоцианизм. В итоге исчезает проблема „соединения" знаний и их применения. „Знания", приобретаемые в процессе деятельности и в форме под- линных теоретических понятий, по сути дела, отражают внутренние
8* 115
качества предметов и обеспечивают необходимую ориентировку на них при решении практических задач.
Принципу наглядности необходимо противопоставить принцип предметности, т. е. точного указания тех специфических действий, которые необходимо произвести с предметами, чтобы, с одной стороны, выявить содержание будущего понятия, с другой - изоб- разить это первичное содержание в виде знакомых моделей. Сами модели могут быть материальными, графическими, буквенно-сло- весными. Как показывают исследования, психологу и дидакту порой весьма нелегко определить те конкретные действия, кото- рые открывают содержание понятия, а также ту конкретную форму модели, в которой наиболее „выгодно" изобразить это содержание с целью последующего изучения его общих свойста.
Как видим, если принцип наглядности диктует в обучении пере- ход „от частного к общему", то принцип предметности фиксирует возможность и целесообразность открытия учащимися всеобщего содержания некоторого понятия как основы для последующего выведения его частных проявлений. Здесь утверждается необходи- мость перехода „от всеобщего к частному". Правда, самое „все- общее" понимается при этом как генетически исходная связь изучаемой системы, которая в своем развитии и дифференциации порождает всю ее конкретность. Такое „всеобщее" необходимо отличать от формальной одинаковости, выделяемой в эмпириче- ском понятии. Требование выделения всеобщего и построения в обучении на его основе конкретной системы - это следствие принципа предметности, радикально меняющее наши возможности при построении и преподавании учебных предметов. Они могут строиться теперь в соответствии с содержанием и формой развер- тывания понятий в той или иной собственно научной области. Изу- чение законов „проекции" собственно научных знаний в плоскость учебного предмета, сохраняющего основные категории их разви- тия в самой науке, - насущная задача целого комплекса дисциплин (гносеологии, логики, истории науки, психологии, дидактики, част- ных методик и всех тех наук, которые могут быть представлены в школе).
На наш взгляд, всестороннее применение новых психолого- дидактических принципов позволяет конкретно определить сущест- венные черты будущей школы и прежде всего указать условия, при которых формирование средств теоретико-научного мышления станет нормой, а не исключением, наблюдаемым в нынешней школе (конечно, отдельные учащиеся приобретают средства теоре- тического мышления и при нынешнем образовании, но все это про- исходит стихийно, весьма несовершенно, а главное - наперекор внутренним установкам традиционной системы обучения).
Правомерен вопрос: можно ли реализовать новые принципы (к указанным можно добавить еще некоторые) в практике препо- давания? Опыт говорит о том, что это возможно при организации экспериментального обучения, которое опирается на некоторые следствия из перечисленных принципов. Укажем наиболее важ- ные из них, реализующие построение учебных предметов путем
не
перехода „от общего к частному" на основе специфических учеб- ных действий. Построение учебной работы на основе теорети- ческого обобщения реализуется через следующие принципы:
1) все понятия, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, должны усваиваться детьми путем рас- смотрения таких условий их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми (иными словами, понятия не даются как „готовое знание");
2) усвоение знаний общего и абстрактного характера пред- шествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из абстрактного как из своей единой основы; этот принцип вытекает из установки на выяснение происхождения понятий и соответствует требованиям восхождения от абстрактного к конкретному;
3)при изучении предметно-материальных источников тех или иных понятий ученики прежде всего должны обнаружить генети- чески исходную, всеобщую связь, определяющую содержание и структуру всего объекта данных понятий (например, для объекта всех понятий школьной математики такой всеобщей связью высту- пает общее отношение величин; для объекта понятий школьной грамматики - отношение формы и значения в слове);
4) эту связь необходимо воспроизвести в особых предметных, графических или знаковых моделях, позволяющих изучать ее свойства „в чистом виде" (например, общие отношения величин дети могут изобразить в виде буквенных формул, удобных для дальнейшего изучения свойств этих отношений; внутреннее строе- ние слова можно изобразить с помощью особых графических схем);
5) у школьников нужно специально сформировать такие пред- метные действия, посредством которых они могут в учебном мате- риале выявить и в моделях воспроизвести существенную связь объекта, а затем изучать ее свойства (например, для выявления связи, лежащей в основе понятий целых, дробных и действитель- ных чисел, у детей необходимо сформировать особое действие по определению кратного отношения величин);
6) учащиеся должны постепенно и своевременно переходить от предметных действий к их выполнению в умственном плане.
Правомерен вопрос, формируются ли у семилетних школьников зачатки самостоятельного теоретического мышления, если они систематически выполняют учебные задания, реализующие указан- ные принципы? В настоящее время получены данные, позволя- ющие, ьа наш взгляд, положительно ответить на этот вопрос.
Специальные исследования, проведенные нами, показали, что при выполнении ряда заданий на неизвестном материале уже второклассники, обучавшиеся по экспериментальным програм- мам, действовали в большинстве случаев путем теоретического обобщения: они самое гиятелько анализировали условия заданий, выделять в ни; существенные отношения, а затем к каждой после- дующей задаче относились как к частному варианту той, которая была решена теоретическим способом в самом начале. Их сверст-
ники, работающие по программам традиционной школы, выполняют эти задания эмпирическим путем, т. е. через сравнение и постепен- ное выделение сходных компонентов решения. Конечно, необхо- димо еще и еще раз всесторонне исследовать эту проблему, но уже получекяие данные говорят о том, что вполне оправдана гипотеза об основной перспективе будущей школы - той перспективы, кото- рая состоит в формировании у школьников, начиная с младших кле, г.-ов, фуидамента теоретического мышления как важной спо- собности всесторонне развитой творческой личности.
Реализация этой перспективы требует, с одной стороны, крити- ческого анализа принципов традиционной школы, с другой - фор- мулирование и экспериментальной проверки любых возможных принципов новой школы.
Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
|