Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция учебной деятельности и взаимосвязь возрастной и педагогической психологии
Рассматриваемый подход возник в области возрастной психо- логии в ходе выявления резервов умственного развития младших школьников, а затем стал разрабатываться в контексте педагоги- ческой психологии.
В связи с анализом концепции учебной деятельности приведем наше понимание взаимосвязи возрастной и педагогической психо- логии; оно является одной из возможных точек зрения на соотно- шение этих наук. В последнее время возрастная психология при- обретает все большее значение как фундамент для разработки педагогической психологии. Пока главная ставка в обучении дела- лась на усвоение суммы фактов, его процесс можно было иссле- довать без учета общих тенденций возрастного развития школьни- ка. Решение же задачи „научить школьника учиться" ставит такие вопросы, которые не могут быть решены без рассмотрения источ- ников психического развития ребенка.
Возрастная психология - теория развития психики в онтогене- зе, изучающая закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия челове- ка с другими людьми и т. д. Возраст характеризуется не соотноше- нием отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями - качественно новыми особенностями деятельности, сознания, лич- ности, которые возникают на данной ступени развития.
Некоторые принципы возрастной психологии: каждый возраст- ной период изучается не изолированно, а с точки зрения общих тенденций развития, с учетом предыдущего и последующего воз- раста; особенности возраста (хронологические рамки и содержа- ние) не статичны, а определены общественно-историческими фак- торами, социальным заказом общества; каждый возраст имеет ре- зервы развития, которые могут быть мобилизованы в ходе особым образом организованной активности ребенка по отношению к окружающей действительности и к своей деятельности; переход от одного возраста к другому и психические новообразования в нем определены изменением типов ведущей деятельности, социальной ситуации развития, типов взаимодействий человека со средой и т.д.
Педагогическая психология - теория, раскрывающая условия, в наибольшей мере обеспечивающие всестороннее развитие гармо- нической личности, мобилизацию резервов развития в разные возрастные периоды жизни человека. Педагогическая психология
выявляет и создает условия, способствующие управлению процес- сом обучения и воспитания.
Покажем некоторые принципы педагогической психологии на примере одной ее отрасли - психологии обучения: обучение стро- ится на основе данных возрастной психологии о резервах возраста, ориентируясь на „завтрашний день развития", обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей учащегося, но не на основе приспособления к ним, а как проекти- рование новых видов деятельности, новых уровней развития обу- чающихся; обучение не может быть сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть главным образом формиро- вание личности обучающегося, развитие сферы детерминации его поведения (ценности, мотивы, цели и др.); развивающий и воспиты- вающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующаяся учебная деятельность.
|