Концепция учебной деятельности и практики школы
<...> Результаты этих исследований оказывают определенное стимулирующее влияние на практику школы. Могут быть наме- чены, по крайней мере, следующие линии этого влияния.
1. Экспериментальное подтверждение значительных познава- тельных резервов учащихся начальной школы (наряду с экспери- ментальными данными Л. В. Занкова) является одним из оснований обновления и теоретического усложнения программ для начальной школы.
2. Разработка основ психологии учебной деятельности, психо- логических требований к учебному предмету позволила создать новые оригинальные курсы по нескольким учебным предметам для начальной и средней школы (по математике, русскому языку, ли- тературе, биологии, физике, изобразительному искусству, музыке). В ходе многолетней экспериментальной проверки этих курсов накоплены данные, свидетельствующие о возможности более качественного усвоения школьниками предлагаемого им учебного материала, а также о возможности значительной экономии време- ни за счет иного, чем принято, способа расположения материала в программах.
3. Экспериментальное изучение отдельных компонентов учеб- ной деятельности (принятия учебной задачи, учебных действий, контроля и оценки) позволило выделить критерии и показатели уровней их сформированности у школьников. Они могут быть использованы методистом, учителем при построении методики самостоятельной работы, при формировании приемов самостоя- тельной учебной деятельности и самообразования школьников [14]. После дополнительной систематизации они смогут применяться;
также для диагностики отдельных сторон учебной деятельности •'' учащихся, при подготовке методических разработок для учителей и пособий для школьных психологов.
4. Проведенные предварительные обследования доступности учебного материала для школьников позволяют считать полноцен-
ное формирование учебной деятельности одним из возможных путей преодоления перегрузок учащихся, одним из способов повы- шения субъективной доступности для них материала школьных программ. Намечена разработка конкретных рекомендаций школе в этом направлении.
5. Обобщенные характеристики сформированности учебной деятельности школьников и ее психологических новообразований могут стать некоторыми качественными показателями интеграль- ной оценки эффективности учебного процесса в практике школы [12], применяться при подготовке пособий для руководящих работ- ников и инспекторов школы.
р цс." о? л а ходе исследованы учебной деятечьности использу- ются качественные показатели эффективности труда учителя и школьников:
а) Уровни выполнения школьниками отдельных компонентов учебной деятельности (учебной задачи: понимание задачи учителя, принятие ее „для себя", самостоятельная постановка учебной за- дачи, постановка системы задач; учебных действий: способы выде- ления всеобщих отношений в учебном материале и их конкретиза- ции, записываниэ этих отношений в виде разных графических и знаковых моделей; контроля и оценки: виды самоконтроля школь- ников - прогнозирующий - до начала работы, пошаговый - по ходу работы, итоговый - после завершения работы; виды самооценки - адекватная и неадекватная, глобальная и дифференцированная, прогнозирующая, итоговая и т. д.). Наряду с развернутостью каж- дого компонента учебной деятелвности можно фиксировать само- стоятельность обращения ученика к его выполнению, умению школьника перейти от одного компонента к другому.
Все названные характеристики компонентов учебной деятель- ности могут быть прослежены в их возрастной динамике от I до Х класса.
б) Уровни сформированности активной позиции школьника в учебном труде, зрелости школьника как субъекта осуществляемых им видов деятельности, субъекта взаимодействия с другим челове- ком в ходе совместной работы, субъекта своей мотивационной сферы и др.
в) Уровни сформированности отдельных сторон мотивации - качественные характеристики мотивов, целей, эмоций школьников, особенности смысла и значимости учебной деятельности для школьников и т.д.
Показатели сформированности учебной деятельности и лич- ностных особенностей учащихся в ходе ее выполнения ложатся в основу разрабатываемых нами критериев обучеиности школьни- ков.
Результаты исследований формирования учебной деятельности и его возрастных особенностей донесены до учителя массовой школы в ряде брошюр серии „Знание", цикле методических реко- мендаций для институтов усовершенствования учителей и т. д.
17-593
|