Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поздняя взрослость






Главной особенностью данного возраста является процесс старения, сопровождающийся определенными возрастными изменениями, проявляющимися прежде всего в постепенном ослаблении деятельности организма.

В развитии когнитивной сферы происходят изменения. В процессе ста­рения большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшается. Те интеллектуальные функции человека, которые сильно зависят от ско­рости выполнения операций, обнаруживают спад в период поздней взрос­лости.

Основой памяти в старческом возрасте является логическая связь, а по­скольку логическая память самым тесным образом связана с мышлением, можно предположить, что мышление пожилых людей весьма развито.

Поздняя взрослость имеет свои положительные стороны в отношении развития и трансформации когнитивной сферы. Но не у всех лиц, достиг­ших данного возраста, динамика когнитивной сферы имеет одинаковый ха­рактер, в процессе которой формируются признаки мудрости.

Подводя итог рассмотрению особенностей интеллектуальных характери­стик у людей преклонного возраста, необходимо заметить, что динамика характеристик когнитивной сферы у лиц, достигших этого возрастного пе­риода, зависит в значительной степени от субъективных факторов, и в пер­вую очередь от особенностей личности конкретного человека.

Для периода поздней взрослости характерны специфические изменения в эмоциональной сфере человека: неконтролируемое усиление аффектив­ных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричин­ной грусти, слезливости. У большинства пожилых людей появляется тен­денция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями.

Пожилые мужчины становятся более пассивными и позволяют себе про­являть черты характера, более свойственные женщинам, в то время как пожилые женщины становятся более агрессивными, практичными и власт­ными.

В старости ослабление аффективной сферы человека лишает красочнос­ти и яркости новые впечатления, отсюда — привязанность пожилых людей к прошлому, власть воспоминаний.

Следует отметить, что пожилые люди испытывают меньшую тревогу при мысли о смерти, чем относительно молодые, они думают о смерти часто, но с поразительным спокойствием, боясь только, что процесс умирания будет длительным и болезненным.

Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказы­вая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей. С каж­дым десятилетием происходит корректировка целей, мотивов и потребнос­тей.

Человек, перешагнувший 60-летний рубеж и имеющий крепкое здоровье, во многом движим все еще теми же потребностями, что и в более моло­дом возрасте. К ним относятся: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства (духовного и/или материального) следующему поколе­нию, активное участие в жизни общества, ощущение полезности и значи­мости для него.

После 70 лет на передний план выходит другая потребность — поддержа­ние физического здоровья на приемлемом уровне. В то же время интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью, то есть к тому, что называют хобби, у пожилых людей не ослабевает.

Особое значение в период поздней взрослости приобретают семейные от­ношения, которые дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, позволяют почувствовать себя более устойчиво, во многом оп­ределяя радости, горести и заботы пожилого человека.

Я-концепция периода поздней взрослости и старости представляет собой сложное образование, в котором «записана» информация о множестве Я-образов, возникающих у человека в самых различных вариантах его самовосприятия и самопредставления. Это избирательная память личности, отражающая события таким образом, чтобы не нарушить основные личнос­тные позиции.

Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое про­шлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработка им адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способность аккуму­лировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.

Позитивная и деятельная Я-концепция обеспечивает продолжение лич­ностного развития и оптимистический подход к жизни в поздние годы, по­зволяет притормозить физическое старение и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

Наиболее важными факторами, определяющими поведение человека на этом этапе жизни, являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни (так называемое «разобществление»), материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, а также сознание приближающегося оконча­ния жизни.

Физический мир, с которым пожилые люди взаимодействуют непосред­ственно, все более сужается.

Степень социальной активности пожилых людей снижается и у многих ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружени­ем. Значительная часть пенсионеров оказываются в одиночестве. Преодоле­нию одиночества и повышению материального достатка способствует про­должение профессиональной деятельности или иная работа. В пожилом возрасте резко возрастает интерес к религии.

Не все пожилые люди переживают старость тяжело и несчастно, часть из них проживают «счастливую старость». У многих к концу жизни вырабатывается спокойное и терпимое отношение к жизни. Но способность к умиротворенному взгляду на данный период зависит от личных установок человека.

 

 

Литература: Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст]/под ред. А.А.Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал