Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»






Приволжский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российская академия правосудия»

 

 

Факультет подготовки специалистов для судебной системы
(юридический факультет)

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

ОСНОВЫ МЕДИАЦИИ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

 

 

по направлению подготовки 030900.62 – Юриспруденция
(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Нижний Новгород 2012


Автор:

Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и посредник (медиатор) (повышение квалификации по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).

 

 

Рецензенты:

Терентьева Т.А., декан факультета переподготовки, повышения квалификации судей, государственных гражданскихслужащих судов и Судебного департамента Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор (Немецкая школа коучинга и медиации) и посредник (медиатор) (по программе «Альтернативные процедуры урегулирования конфликтов с участием посредников в суде»).

Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, декан факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», сертифицированный ко-медиатор.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»).

 

 

Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ ФГБОУВПО «РАП» (протокол № 3 от 25 октября 2012 г.).

 

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 октября 2012 г., протокол № 3.

 

 

© Приволжский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2012.

© Иванова Л.Н., 2012.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................................... 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы..................................................... 6

3. Тематический план дисциплины........................................................................ 8

4. Программа курса................................................................................................ 9

5. Планы аудиторных занятий............................................................................ 11

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя....... 16

7. Примеры контрольных заданий по дисциплине.............................................. 25

8. Литература...................................................................................................... 27

9. Вопросы для подготовки к зачету................................................................... 30

10. Приложение.................................................................................................... 31

 


Введение

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 – юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая; правоприменительная; правоохранительная; экспертно-консульта­цион­ная; педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений).

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы в России на 2007-2011гг.» определяет задачи совершенствования судоустройства за счет внедрения внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, внедрения примирительных процедур. При этом предполагается широкое введение процедур медиации в качестве механизма реализации положений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.

С 1 января 2011 г. вступил в силу ФЗ № 193 от 27.07.11 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредников (процедуре медиации)». Приказом министерства образования и науки № 187 от 14.02.2011 утверждена программа подготовки медиаторов.

В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Часто конфликтным является общение юриста не только с гражданами, но и со своими коллегами.

Рост конкуренции на российском рынке профессионального юридического образования и рынке труда диктует необходимость формировать у студентов навыки самоопределения в динамичных конфликтных ситуациях жизни и умения работать с людьми в ситуациях сотрудничества и противоборства.

Изучение учебной дисциплины «Основы медиации» позволяет студентам не только получить знания о применении и проведении медиации, но и приобрести навыки урегулирования конфликтов, которые они могут использовать для разрешения споров в своей жизни. По мнению специалистов, прохождение процедуры медиации обеспечивает не только примирение конфликтующих сторон и разрешение спора, но и позволяет конфликтующим сторонам приобрести умения бесконфликтного построения партнерских отношений, а также повышает уверенность сторон в себе, своих способностях отстаивать свои права и интересы в будущем.

Опыт участия в конфликтах не обеспечивает формирование профессиональных навыков конструктивного поведения в конфликтах. Для достижения этих целей необходима специальная подготовка будущих специалистов судебной системы. Показано, что для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходимы специальные компетентности, которые включают способности оценивать медиабельность конфликтов, учитывать психологические особенности личности конфликтующих сторон, применять техники сотрудничества и определять эффект управляемого воздействия на конфликт.

Целью дисциплины «Основы медиации» является формирование навыков сотрудничества с людьми в конфликтных ситуациях.

Задачами дисциплины «Основы медиации» являются следующие:

1) формирование у студентов готовности устанавливать отношения сотрудничества в конфликтах;

2) формирование эффективных приемов разрешения споров (конфликтов);

3) формирование в студенческом сообществе конструктивных взаимоотношений друг с другом и профессорско-преподавательским составом.

 

Дисциплина «Основы медиации» предназначена для студентов 2 курса. Она занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, поскольку позволяет обеспечить формирование их профессиональных компетенций, необходимых для работы с людьми в конфликтных ситуациях. В целом, позволяет повысить качество юридического образования с учетом современных требований к подготовке будущего специалиста судебной системы, формировать конкурентно способного, профессионально надежного выпускника.

Дисциплина тесно связана с такими науками как: юриспруденция, политология, психология, конфликтология, педагогика, философия и др. Медиация как практическая деятельность тесно связана с практикой юридического консультирования, практикой урегулирования и разрешения правовых споров (конфликтов), а также практикой профессионально психологического и конфликтологического тренинга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал