![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поиск клада
Цель: формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля. Возраст: 8-10 лет. Форма проведения: индивидуальная. Ход игры: На первом этапе игры («Учусь составлять план») взрослый и ребенок совместно рисуют план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначения предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положение предметов относительно себя и других точек отсчета. На втором этапе игры («Учусь искать клад по плану») взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — «клад» — и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз). На третьем этапе («Учусь обозначать на плане место клада») взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет «клад» и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуализации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрослый предлагает ребенку самостоятельно составить план другого помещения. На заключительном, четвертом этапе («Учу играть другого») в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее). Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) пространстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать «клад», рефлексии присвоения новых умений. Комментарии: Как показано выше, в соответствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствующие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материализации игровой ситуации в наглядном плане вводится так называемая «линия роста», на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. «Линия роста» является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими нового учебно-игрового опыта. Дети имеют возможность на каждом занятии фиксировать меру освоения деятельности. В игре «Офицер — солдат» эта «линия» (полоска бумаги) называется «линия службы», на ней ребенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продвижения на каждом занятии:
В игре «Поиск клада» «линия роста» представляет собой «круг моих умений» (см. выше). Каждому этапу игры соответствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету, круг фиксирует начало освоения того или иного умения. Чуть больший по размеру и интенсивности цвета круг означает итог отработки того же умения. В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетельствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.
|