Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Программа курса «Основы культурной политики» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена дляСтр 1 из 8Следующая ⇒
Программа курса «Основы культурной политики» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначена для студентов специальностей социально-культурная деятельность и социальная работа и представляет собой последовательное изложение основных вопросов культурной политики. Цель курса: изучение основ культурной политики (социальных, политических, экономических, философских аспектов) и механизмов ее реализации, осмысление достижений отечественной культуры как уникальных ценностей национальной памяти и мировой культуры, осознание значимости сохранения культурных объектов и развития свободного творческого процесса. Основные задачи курса: – ознакомить студентов с содержанием понятия «культурная политика», ее основными целями, задачами и спецификой становления и современного развития культурной политики РФ; – изучить основные проблемы и стратегии социокультурного управления в России и регионах, представить роль культуры как главного смыслообразующего интегратора процессов формирования национальной идентичности и показать национально-этнические аспекты культурной политики регионов; – рассмотреть нормативно-правовую базу культурной политики Российской Федерации, методику разработки программ сохранения и развития социокультурной сферы, систему гуманитарного образования как важную сферу культурной политики, способствующую ее продуктивному развитию; – развить навыки самостоятельного анализа культурных процессов и моделирования стратегий социокультурного управления; – выработка умений использовать полученные в ходе изучения курса знания в профессиональной деятельности. В рамках курса предполагается рассмотреть стратегию социокультурного управления и культурные процессы последних десятилетий в российском обществе на федеративном и региональном уровнях. Программа курса содержит тематический план курса. Он рассчитан на 34 часа аудиторных занятий на очном и 14 часов аудиторных занятий на заочном отделениях. Всего предусмотрено чтение лекций в объеме 20 часов (10 часов на заочном отделении) и проведение семинарских занятий (соответственно 14 и 4 часа). Изучение курса завершается семестровым экзаменом. Тематический план курса отражает последовательность тем для студентов очного и заочного отделений. Тематический план курса «Основы культурной политики» для студентовочного отделения
Тематический план курса «Основы культурной политики» для студентовзаочного отделения
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ» 1. Культурная политика как междисциплинарная область исследований. Сущность, цели, задачи и субъекты культурной политики. Предмет, место и значение курса в цикле культурологических дисциплин. Культурная политика в системе гуманитарных знаний. Актуализация теоретических исследований в области социокультурного управления и их значимость для современной политической практики. Методология изучения культурной политики (политологический, социологический, культурологический, системный подходы). Современная концепция культурной политики, ее связь с теорией субкультурной стратификации. Определения субкультуры, социальных институтов, картины мира, культурной жизни, культурного ядра. Понятия субъекта и объекта культурной политики. Роль и место государства в развитии культурной сферы. Цели и задачи культурной политики: общие и индивидуальные для различных государств. Разновидности культурной политики. Определение внутренней и внешней национальной культурной политики. Взаимосвязь стратегии и методов социокультурного управления от политических, экономических, социальных и культурных факторов развития государства. Основные проблемы современной государственной культурной политики: социокультурное управление в условиях глобализации, взаимодействие этнической и национальной культуры в рамках единого государства, повышение социального статуса работников сферы культуры и др. 2. История социокультурного управления в России. Понятие социкоциокультурного управления и его типология (патерналистский, популистский, эклектический, социодинамический типы управления). Основные этапы развития управления социокультурными процессами в дореволюционной России. Характерные особенности культурной политики в допетровской России. Религия как инструмент культурной политики и средство формирования картины мира в древней Руси. Охранительная внешняя культурная политика. Новый период в истории культурной политики России: изменение характера и направления межкультурных контактов, развитие дворянской субкультуры, преобразование национальной культуры, попытки создания официальной государственной идеологии (ХVIII-ХIХ вв.). Становление и развитие культурной политики советского государства. Роль культурной политики в государственном строительстве советской России. Методы и средства осуществления социокультурного управления. Средства массовой информации и система образования в культурной политике советского государства. Статус творческой интеллигенции. Основные аспекты проблемы взаимоотношений власти, общества и культуры в ХХ в. Потребности культурного развития: свобода от государства и необходимость государственной поддержки и регуляции. Особенности и противоречия культурной политики в 1990 – 2000-х гг. в России: изменение методов реализации культурной политики, формирование новой стратегии социокультурного управления, децентрализация управления, ее итоги и перспективы. 3. Культурная политика и социокультурная ситуация в современной России. Цели и принципы современной государственной культурной политики. Демократизация культурной сферы, вариативность ее развития. Интеграция культурной сферы в рыночные отношения. Массовая культура. Многообразие субкультур. Соотношение национальной, наднациональной и этнической культуры. Проблема сохранения аутентичной культуры в ситуации развития высоких технологий и информационной среды. Цели и задачи культурной политики современной России, механизмы и способы их достижения, определение средств нормативно-правового и финансового обеспечения культуры. Основные структурообразующие и содержательные компоненты концепции государственной культурной политики Росси. Сохранение и развитие многонационального культурного наследия России как основы единой российской нации. Поддержка и распространение лучших традиций многонациональной культуры. Обеспечение единого культурного и информационного пространства. Создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развития культурного и духовного потенциала. Интеграция в мировой культурный процесс и информационное пространство. Достижение поставленных целей в рамках реализации ведомственных бюджетных целевых программ. Децентрализация социокультурного управления: итоги и перспективы. 4. Стратегия социокультурного управления региона как предмет политики и практики. Функции органов местного самоуправления в стратегии социокультурного управления. Регионы как субъекты культурной политики: значение и финансирование культурной сферы в политике регионов, стратегии социокультурного управления и их реализация. Адаптация государственной культурной политики к условиям и возможностям конкретных регионов. Региональные программы развития культуры (анализ программы «Культура русского Севера»). 5. Правовые аспекты федеральной и региональной культурной политики. Централизация и децентрализация социокультурного управления в России (ХХ-ХХI вв.). Основные проблемы развития законодательства о культуре, анализ основных законодательных актов, касающихся развития культурной сферы (Конституция РФ, «Основы законодательства о культуре», ФЗ № 122 и др.). Незавершенность правового реформирования культурной отрасли в РФ. Актуализация регионального законотворчества о культуре. Разделение функций между центром и регионами в планировании социокультурных процессов. Централизованное управление культурными процессами в СССР: основные черты, позитивные и негативные результаты. Руководство в сфере массовой культуры в СССР. Актуализация культурных отличий, вызванная распадом СССР. Становление системы федерального и регионального социокультурного управления. Формирование единого национального культурного пространства. 6. Основные подотрасли культурного комплекса. Поддержка художественного творчества. Культуроохранные технологии. Организация театрального дела. Субъекты и объекты культуры. Взаимосвязь между субъектом управления и объектом управления. Арт-бизнес. Художественные галереи. Взаимоотношения владельцев галерей и живописцев. Развитие литературных жанров. Музыка как индустрия с различными областями – классической, легкой, рок-, поп-, народной и джазовой и т.д. Культурное наследие народов Российской Федерации и политика по их сохранению и развитию. Образовательная, воспитательная, культурно-просветительная роль музейного дела в современной жизни. Значение театра. Распространение театральной культуры, популяризации театра, подготовка специалистов театрального дела, правовое регулирование театральной деятельности. Внутренняя и внешняя среда театра. Основные направления деятельности. Разделение полномочий. Творческий сектор. Художественно-постановочная часть. Административная часть. Основные проблемы управления. Организационная концепция театра. 7. Механизмы реализации современной культурной политики. Современное моделирование социокультурных процессов. Программирование социально-культурных процессов как важная функция управления в социально-культурной сфере. Возможность проявления творческого начала не только со стороны организаторов-профессионалов, социальных работников, педагогов и других специалистов социально-культурной сферы, но и активной части самого населения как важная особенность социально-культурного программирования. Поиск рациональных путей решения социально-культурных проблем как цель социально-культурного программирования. Его пополнение и обогащение за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в социально-культурной сфере. 8. Финансово-экономические основы культурной политики государства. Благотворительность и меценатство. Виды государственной помощисоциально-культурным институтам.Мировой опыт финансирования, поддержки и развития в сфере культуры. Права и обязанности Государства в области культуры России. Финансирование сферы культуры в России (прямое бюджетное ассигнование, косвенное бюджетное финансирование и внебюджетные средства. Подразделение бюджетных ассигнований на капитальные вложения, текущие ассигнования и социально-творческий заказ, а также конкретные проекты и программы. Косвенное бюджетное финансирования в учреждениях культуры. Внебюджетные источники финансирования: коммерческая деятельность, реализация платных услуг, спонсирование, фандрайзинг, добровольные пожертвования. Цели благотворительности и меценатства. 9. Сравнительный анализ особенностей управления социально-культурной сферой на современном этапе в России и Европе. Решение всемирных конференций и международное законодательство о культуре.Согласованность российского и международного законодательства. Проблемы совершенствования категориального аппарата в сфере правового обеспечения культурной политики с учетом национальной специфики различных государств. Развитие европейской культурной политики: основные принципы, проблемы и перспективы. Отношение к культурно-историческому наследию в США, Европе и России. Либерализация в сфере культуры в России и других европейских странах. Культурное разнообразие и мультикультурализм (на примере культурной политики США). Интеграция отечественной культуры в мировое культурное пространство. Глобализация, как процесс современного общественного развития и ее влияние на сферу культур. Прогнозы культурного развития в контексте глобализации (концепции С. Хантингтона, Фукуямы, Р. Робертсона, Шриниваса Т. и др.). Проблемы универсализации культуры и поликультурного мира, соотношения наднациональной и национальной культуры. 10. Образование как инструмент культурной политики. Система подготовки специалистов в области культуры и искусства. Создание единого национального культурного пространства, приобщение к культуре и традициям молодого поколения, обеспечение преемственности культурного развития и формирование культурного потенциала страны как ключевые задачи образования в русле культурной политики РФ. Современные тенденции в системе гуманитарного и художественного образования. Болонский процесс. Анализ современного состояния сети художественных образовательных учреждений. Федеральная и региональная поддержка творческой интеллигенции: система премий, грантов, стипендий.
|