Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Летница-громовница






 

(Огненная Мария, Додола, Пепе­руда, Царица-Молния.)

У грозного Перуна есть спутница жизни, владе­ющая, подобно ему, гро­мом и молниями. Данные о ней скупы и отрывочны, но по ним прослеживается яркий и могу­чий образ.

В «Матер верборум» слова «Диана, дочь Латоны и Юпите­ра» переводятся: «Д.евана, дочь Летницы и Перуна». Летницами (женскими Летницами) чехи и словаки называют 1 марта - первый день весны, а также троицкие обряды. Греческая Лето (Лато, римская Латона), возлюбленная Зевса и мать Аполлона и Артемиды, — персонаж, скорее, ночной, хтони-ческии: она зовется «черноодежной», ее имя сродни назва­нию Леты — подземной реки забвения; ее мать — Фе­ба-луна, а сестра — звезда-Астерия. Как уже сказано, и своим именем, и как богиня-мать она родственная сла­вянской Ладе. Не тождественна ли Летница-Ладе - тоже богине весны? Скорее, однако, это дочь Лады.

У южных славян распространен обряд вызывания дож­дя (заимствованный у них также восточными романцами, греками и албанцами). Обнаженная девушка, чье тело при­крыто лишь листвой и зеленью, пляшет, вымаливая у Бога Дождь, а люди обливают ее водой. Девушку эту именуют «додола», «пеперуда» («пеперуна», «преперуна», «пепе-руга»). В болгарской песне, записанной в XIX в. револю­ционером и русским разведчиком Г. Раковским, «золотая пеперуда» летает перед Перуном, прося его о дожде. В по­добной албанской песне имя Перуна заменено родственным словом «Перенди», означающим «Бог», «Небо». Изоб­ражения додол в одежде из травы, пляшущих среди струй дождя, известны еще на трипольских сосудах.

Казалось бы, ясно: богиня земли и растительности молит своего небесного супруга _ Громовника. Сам дождь пони­мался язычниками как соитие Неба (Громовника) и Земли. Только вот имя южнославянской богини означает не землю или растение, а гром. Слово «додола» родственно литов­скому «Дундулис» (эпитет Перкунаса) и передает раскаты грома. А слово «пеперуда» (буквально означающее «ба­бочка»), «преперуна», образовано путем удвоения корня в имени Перуна. К тому же девушку в обряде мог заменять обвязанный зеленью парень. В XVIII в. он именовался «краль Перун», позднее же — «прпац», а его спутники — «прпоруши». Иногда (у сербов) додол было шесть, а две главные звались Додол и Додолица. То есть Перун и его супруга считались и громовниками, и растительными духа­ми. Заметим также: додола — обычно девушка, а не зре­лая женщина, подобная Ладе.

А как обстоит дело у других индоевропейцев? Гера, ревнивая и гневная супруга Зевса, громовницей не счита­лась, зато имела хтонические черты: коснувшись земли, по­родила без мужа чудовище Тифона (или же его родила сама Гея-Земля). Однако римская Юнона была богиней войны и имела прозвище Фульгура («Молниевержица»), Антич­ные философы считали Геру-Юнону воплощением воздуха или земли (небо и небесный эфир олицетворял Зевс). Балты почитали богиню-громовницу Перкунателе — мать или су­пругу Перкунаса. А мать Тора именовалась Ерд («Земля») или Фьергинн (имя, родственное имени Перуна).

Не удивительно поэтому, что в других ликах супруги Перуна преобладают черты громовницы. 22 июля, через два дня после дня Громовника, отмечается день Марии Магдалины, которую сербы зовут Огненной Марией. В пес­нях она с Ильей и Пантелеем (языческими Перуном и Стри-богом) нещадно карает грешников, при этом Илья разит громом, а Мария сжигает все молнией. Она считается сест­рой Юрия и Ильи (подобно Гере — сестре Зевса). В рус­ской сказке выступают Царь-Огонь и Царица-Молния (Маланьица). Они сжигают стада царя Змиулана, который прячется от них в дереве. Здесь Громовник и Молниевер­жица вместе борются со Змеем — давним врагом индоев­ропейского Громовержца. В русских заговорах тоже фигу­рируют Царь-Гром и Царица-Молния.

В матриархальном энеолите дождь считался материнским молоком двух небесных богинь (матери и дочери). Об этом говорят трипольские сосуды с изображением четырех грудей и трипольские же «бинокли», через которые лили на землю жертвенные напитки, изображая дождь, текущий из гру­дей богини. (Вспомним также миф о Млечном Пути — молоке Геры.) Очевидно, обе богини считались громовница-ми. Жена Перуна — не Мать Мира. Это богиня нового поколения, такая же воинственная, как ее братья Сварожи-чи и сестра Морана. В войны людей она, правда, не вмеши­вается, зато нечисть бьет и грешников карает не хуже сво­его брата-супруга. Но при этом остается ему послушной женой, молящей мужа о дожде для людей, — вполне в духе новых, патриархальных порядков.

Мы познакомились уже с тремя младшими богинями: Мораной, Лелей и Летницей. Судя по всему, они — до­чери Лады и сестры своих мужей — трех Сварожичей. Очевидно, они и есть три сестры Егория, принявшие в плену у Демьянища (Чернобога) «древесно-звериный» облик. Они же — наверняка три подземные царевны, добытые Зоревиком. Если золотая царевна — Морана, то сереб­ряная, скорее всего — Летница (вспомним серебряную голову Перуна), а медная — Леля. Что же до отца трех богинь, то это, вероятнее всего, тот же Сварог.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал