![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема№1. Психология развития как отрасль психологической науки.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» Раздел «Психология развития»
По направлениям: 050100 – «Педагогическое образование», профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности» Квалификация (степень) – «Бакалавр» Форма обучения - очная. Курс 2 (4 семестр). ХИМКИ – 2012 ББК УДК
Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.
Рецензент:
Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1). Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».
Ó АГЗ МЧС России, 2012 ПРЕДИСЛОВИЕ Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики. Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность. В результате изучения дисциплины обучаемые должны знать: - предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления; - закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; - способы психологического и педагогического изучения обучающихся; - способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; - способы построения межличностных отношений в группах разного возраста; - способы профессионального самопознания и саморазвития; уметь: - осуществлять учебно-познавательную деятельность; - проводить психолого-педагогическую диагностику; - использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; - учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся; - проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; - создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; - бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса; - накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности. владеть: - психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей; - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; - способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений; - способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека. Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи. Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах. Раздел «Психология развития» предназначен для формирования у студентов знаний о закономерностях развития психических процессов и личности на различных возрастных этапах. В данном разделе в значительной мере систематизируются базовые общепсихологические знания по проблемам онтогенетического развития. Изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. В разделе «Психология развития» студенты знакомятся с закономерностями онтогенеза психических процессов и личности на основных этапах возрастного развития: спецификой и условиями развития психики детей в дошкольном и школьном возрасте, психологическими особенностями развития подростков и юношей, психическими свойствами и особенностями развития человека в зрелом возрасте, в период старения и старости. Основной задачей данного раздела является формирование способности использовать знания о психологических особенностях человека на различных возрастных этапах в профессиональной педагогической деятельности. Отчетность по разделу «Психология развития»: – зачет с оценкой.
Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины специальность: «Педагогическое образование» специализация: «Безопасность жизнедеятельности» квалификации: «Бакалавр» форма обучения: очная
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Тема№1. Психология развития как отрасль психологической науки. Предмет психологии развития. Понятие психологии развития и возрастной психологии как отрасли психологической науки. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология). Основные задачи психологии развития. Связь психологии развития с другими науками и отраслями психологии. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии. Принцип развития. Виды развития в психологической науке. Революционный и эволюционный, преформированный и непреформированный типы развития. Стратегии исследования психического развития. Жизненный цикл развития человека. Результаты психического развития. Роль и место знания концепций психического развития в профессиональной подготовке и практической деятельности педагога.
|