Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Домашнее задание для уяснения темы занятия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Психология развития и возрастная психология »

Для специальности

030302.65 – клиническая психология (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 13

ТЕМА: «Средняя взрослость»

 

Утверждены на кафедральном заседании протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

д. псх.н., доцент Логинова ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

Составитель (-ли):

к. псх.н. Колкова С.М. ________(подпись) _________ (фамилия, инициалы)

 

 

Красноярск

Занятие № 13

Тема: «Средняя взрослость».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие

· 3. Значение изучения темы

· Учебное – формирование представлений о средней взрослости, понимания специфичности и уникальности психологического возраста.

· Профессиональное - знание базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

· Личностное - формирование гуманистического отношения к людям, воспитание профессиональной культуры личности.

4. Цели обучения:

на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен иметь представление о средней взрослости человека, знать авторов описывавших среднюю взрослость, уметь выделять отличительные черты средней взрослости.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Письменно дайте определения следующим понятиям: успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности.

Основные понятия и положения темы

Основные понятия: личные обстоятельства жизни, событийные общности, различные аспекты Я, близость, родительство, профессиональ­ный цикл, успешное совмещение работы и семейных обязанностей, задачи развития, гендерные особенности, дружба, изменения в карьере, сго­рание на работе.

Период зрелого возраста включает следующие стадии: ранняя взрослость (от 20 до 40 лет), средняя взрослость (от 40 до 60 лет).

Главная особенность развития в зрелом возрасте - минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни че­ловека - его опытом, родом занятий, установками и т.д. Не все взрос­лые достигают одинаковых успехов или устраивают жизнь по еди­ному образцу.

В теоретическом исследовании В.И.Слободчикова, представ­ленном в соавторстве с Г.А.Цукерман, взрослость описывается двумя событийными общностями: воспроизводство и творчество в систе­ме общественных деятельностей; творчество в системе эк­зистенциальных ценностей. Эти общности обеспечивают развитие во взрослости. Вхождение в новую общность знаменуются кризисами рождения. Позитивное разрешение таких кризисов всегда связано с тем, что в культуре находится более масштабная форма общности. Вступая в первую из названных общностей, субъект переживает кри­зис юности - разрыв идеала и реальности, при вступлении во вторую кризис взрослости - разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

В кульминационной точке общности происходит кризис развития, момент, когда заканчивается освоение новых способов взаимодей­ствия и начинается развитие индивида внутри общности. В указанных общностях строится в первой - мировоззрение, во второй - личность (собственная позиция в культуре и истории).

Развитие взрослого человека можно рассматривать в контексте трех самостоятельных систем, связанных с различными аспектами Я: Я как индивидуума, Я как члена семьи и Я как работника. В центре этих систем развитие близости и генеративное.

Близость выражается через установление интимных отношений. Со­гласно трехкомпонентной теории любви Стернберга, любовь имеет три составляющие: интимность, или чувство близости с любимым человеком; страсть, или состояние возбуждения, связанного с физическим влечением и сексуальным поведением; и решение/обязательство, или решение любить какого-то человека и обязательство сохранять длительные отношения.

Требования и обязанности родительства способствуют формированию взрослого человека. Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения, задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу; интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

Профессиональный цикл начинается с приобретения жизненного опыта, ведущего к выбору профессии, продолжается все то время, в течение которого человек занимается выбранным им делом, и прекращается с выхо­дом на пенсию. Этот цикл может сопровождаться рядом позитивных и нега­тивных событий, влияющих на профессиональную карьеру человека.

Супер разбил профессиональный путь человека на 5 этапов, ак­центируя внимание на выяснении индивидуумом своих склонностей и спо­собностей: этап роста, этап исследования, этап упрочения карьеры, этан со­хранения достигнутого и этап спада. Хейвигхерст предложил иную периоди­зацию профессионального пути, принимая во внимание прежде всего приоб­ретение установок и трудовых навыков, позволяющих людям становиться полноценными работниками. По Хейвигхерсту этапами профессионального нуги являются: идентификация с работником, приобретение основных тру­довых навыков и формирование трудолюбия, приобретение конкретнойпрофессиональной идентичности, становление профессионала, работа на благо общества и размышления о продуктивном периоде профессиональной деятельности.

Дня успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. На ран­них этапах своей трудовой жизни люди могут испытывать разочарование в тех случаях, когда их мечты не совпадают с действительностью. Левинсон подчеркивает роль наставников, помогающих молодым работникам в приоб­ретении мастерства и уверенности в себе, в усвоении ценностей и норм, соот­ветствующих выполняемой работе. После того как работникам удается адап­тироваться к требованиям своей профессии и продвинуться вверх по служеб­ной лестнице, они вступают в период сохранения достигнутого, в течение которого занимают прочное профессиональное положение. Однако многие люди меняют свою работу по несколько раз, так никогда и не достигая этапа упрочения карьеры и фазы стабильности, предполагаемых классической моделью профессионального цикла.

Успешное совмещение работы и семейных обязанностей - од­на из главных проблем ранней взрослости.

Развитие личности определяют через стадии развития; во взрослости эти стадии описываются как задачи. В числе задач развития, установлен­ных Хейвигхерстом для ранней зрелости: выбор супруга; подготовка к суп­ружеской жизни; воспитание детей; ведение домашнего хозяйства; начало профессиональной деятельности; принятие гражданской ответственности; нахождение конгениальной социальной группы. Задачи развития среднего возраста, находится достижение зрелой гражданской и социальной ответст­венности; достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня; помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми и др. В отли­чие от Хейвигхерста, Эриксон определял главную задачу среднего возрас­та в виде основного вопроса - генеративность против поглощенности собой. Чтобы избежать стагнации, люди должны заботиться о младшем поколении и о том, какой мир это поколение получит в наследство. Лэк рас­ширил описанную Эриксоном картину развития в среднем возрасте, вклю­чив в нее семь проблем, или конфликтов, развития: ценность мудрости против ценности физических сил; уравновешивание на новом уровне соци­ального против сексуального начала в человеческих отношениях; эмоцио­нальная гибкость против эмоционального обеднения; умственная гибкость против умственной ригидности; дифференциация эго против поглощенности ролями; трансценденция тела против поглощенности телом; трансценденция эго против поглощенности эго.

Гендерные особенности. Исследования мужчин в середине жизни понимают, что большинство из них связаны обязательствами перед работой и перед семьей, и должны научиться справляться с проблемами, вызванными старением родителей и взрослением детей. Женщины в середине жизни традиционно определяют себя через свое место в семейном цикле. В туннельной степени, и время наступления основных событий в жизненном и профессиональном циклах определяет статус, образ жизни и возможность выбора женщин средних лет.

Одной из важных задач среднего возраста является одновременное приспособление к возросшей ответственности за стареющих родителей и обязанностям по отношению к детям, которые становятся независимыми и взрослыми. Среди задач, которые необходимо выполнить: отпускание детей в самостоятельную жизнь и приспособление к жизни в «опустевшем гнезде»; переопределение отношений с детьми, которые стали взрослыми; удовлетворение физических потребностей стареющих родителей и переопределе­ние отношении с ними.

В среднем возрасте дружба играет очень важную роль. Лоувентал и ее коллеги обнаружили значительное постоянство образов дружбы. С юности и до конца среднего возраста люди склонны при выборе друзей пользоваться примерно одними и теми же критериями. Наиболее сложные и многосторонние дружеские отношения имеют место между людьми в конце средне­го возраста. Возможно, это связано с тем, что в середине жизни у людей уве­личивается склонность к самоанализу, и они начинают глубже осознавать многогранность собственной личности и личностей других людей.

Средний возраст является также периодом профессиональной преем­ственности и изменений. Многие люди в середине жизни переоценивают свою профессиональную карьеру, чтобы увидеть, чего им удалось достичь, следует ли им изменить свои цели. Часто такая переоценка приводит к изменениям в карьере. Перемены в профессиональной жизни могут, вы­звать стресс, если карьера человека не развивается предсказуемо, если че­ловек вынужден изменить род занятий под давлением обстоятельств или если он теряет работу. Потеря работы может сопровождаться реакцией горя, пока работник не сможет принять эту потерю и у него не появится надежда вновь выйти на рынок труда.

Если высокие ожидания работника не оправдываются и приложенные им большие усилия не вознаграждаются, то он может «сгореть» на работе. Термин «сгорание на работе» обычно применяется для описания состояния лиц, профессии которых связаны с оказанием помощи людям, но его можно использовать и для описания того, что происходит, когда люди чрезвычайно усердно работают, стремясь к недостижимой цели.

Кризис середины жизни связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, с оценкой своих возможностей самореализоваться в остающийся отрезок жизни. Человек оказывается перед необходимостью пересмотра своих замыслов и соотнесения их с оставшейся частью жизни, осознавая, что будущее не несет безграничных возможностей. Другим критическим периодов средней зрелости является выход на пенсию. Для многих это трудная ступень жизни, связанная с переживанием внутренних конфликтов, необходимостью изменения стереотипа жизни и установок на будущее. Это время, когда нужно принять тот факт, что далеко не все планы человека реализованы и могут быть реализованы.

Итак, период средней зрелости является наиболее благоприятным для достижения человеком всех уровней зрелости", физической, социальной, психологической. Это период становления человека в качестве субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности

5.3. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных заданий по теме

Задание 1. Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... И как преступник перед казнью, Ищу кругом души родной, Придет ли вестник избавленья Открыть мне жизни назначенье, Цель упований и страстей, Поведать, что мне Бог готовил, Зачем так горько прекословил Надеждам юности моей... Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья • В бездействии состарится оно...

М.Ю.Лермонтов

• Какие возрастные особенности прочувствованы и выражены поэтом в стихотворении?

Задание 2. В целях изучения возрастных особенностей самооценки на выборке из 100 испытуемых (женщин - 66, мужчин -34) в возрасте от 36 до 60 лет было проведено исследование по методике М. Куна «Кто Я?»9. Основные категории описаний:

личностные характеристики, семья и отношения в ней, деловая сфера, увлечения и интересы, социальные контакты. Получены следующие результаты. Различия в самоописаниях женщин и мужчин заключаются в порядке следования категорий. Для женщин он прямо совпадает с приведенным, у мужчин категория семейных отношений уступает место увлечениям и деловой сфере. По сравнению с периодом ранней зрелости, у тех и других социальные контакты становятся менее упоминаемыми в сопоставлении с профессиональными интересами и увлечениями.

• Какими возрастными особенностями объясняются различия в самоописаниях испытуемых в возрасте ранней и средней зрелости? Как проявилась в самооценке специфика женского и мужского вариантов развития в зрелости?

Задание 3. По данным одного из исследований, из 700 испытуемых 26 - 80 лет лишь женщины 50-летнего возраста описывали свою жизнь как первоклассную. Лонгитюдньй эксперимент подтверждает подобные факты, выявляя у респонденток, названной возрастной группы высокую оценку качества жизни и обнаруживая у них снижение зависимости, повышение уверенности и решительности. По ретроспективным отчетам лиц пожилого и старческого возраста, пятое десятилетие жизни чаще всего упоминается в качестве принесшего наибольшее удовлетворение.

• Объясните полученные в исследованиях, данные. Какие факторы определили высокую оценку удовлетворенности жизнью именно у: женщин 50-летнего возраста?

Задание 4. Ольге и Владимиру по 40 лет. Они женаты двадцать лет, и у них есть 18-летняя дочь. Владимир работает на заводе станочником. Ольга прежде не работала, но теперь подумывает о том, чтобы поискать для себя место.

Представьте себе, что Ольга и Владимир попросили вас помочь им составить жизненные планы на период зрелости. Подумайте, чего им следует ожидать и как лучше приспособиться к грядущим изменениям.

Задание 5. Из письма: «Первый раз мы с мужем разошлись через год после свадьбы. А на последнем году нашей семейной жизни у нас началась настоящая эпидемия разъездов. Нам было достаточно пустяка, чтобы разругаться в пух и прах и хлопнуть дверью. Дело доходило до смешного. Один раз он ушел только потому, что я случайно, пока смотрела фильм, съела все эклеры. Год назад мы расстались окончательно. С тех пор я поступила на вечернее отделение института, нашла интересную работу, завела новых друзей. Сейчас мне так обидно, ведь все это могло произойти гораздо раньше. А все эти годы у меня ни на что не оставалось сил, я ни о чем не думала, кроме наших дурацких отношений».

Дайте психологический анализ ситуации. Предположите, в какой мере участники ситуации решают возрастные задачи развития, какие трудности они испытывают и почему?

Задание 6. Почему отношения родителей зрелого возраста с их выросшими детьми можно охарактеризовать как развивающиеся?

Домашнее задание для уяснения темы занятия

Цель: овладение способами изменения отношения к значимым ситуациям и событиям жизни. Порядок выполнения.

1. Работая в группе, выберите какое-либо событие, которое многие люди посчитали бы плохим, отрицательным и даже драматичным. Запишите возможные отрицательные и положительные стороны данного события.

2. Покажите отрицательные стороны каждого из выделенных преимуществ и позитивные стороны отрицательных последствий события.

3. Укажите, какие новые стороны события вы открыли? Какой вариант отношения к событию вам больше нравиться сейчас? Проанализируйте возможное поведение людей при разном отношении к выделенному событию.

4. Проделайте эту же процедуру с любым событием, которое многие люди посчитали бы удачным, счастливым.

5. Отчего, на ваш взгляд зависит отношение людей к тем или иным событиям жизни? Запишите свои выводы на основе проделанной работы.

По предложенной схеме проанализируйте любые два события (положительное и отрицательное) собственной жизни. Какой из вариантов отношения к данным событиям вы примете сейчас? Проанализируйте и опишите свой опыт выполнения данного задания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема№1. Психология развития как отрасль психологической науки. | 
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал