![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дополнительные особенности рисунков
Стирание и исправление линий — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм. Штриховка рисунка простым карандашом— тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется]; • размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка— острая тревога; импульсивность (с шестилетнего Возраста); • особо тщательная штриховка — тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм; • штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части— эмоциональная напряженность; острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние. • Отклонение от вертикали — органическое поражение мозга; (ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста). • Нарушения симметрии - органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста). • Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста). • Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур— интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист — импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста). • Грубое искажение формы и/или пропорций - интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). РИСУНОК СЕМЬИ Отсутствие себя — чувство своей отверженности в семье; другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение. Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной. Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. Отношения «выше — ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения. Особо мелкое изображение себя — подавленность или заброшенность; гиперопека; родителя — представление о его малой значимости в семье; братаили сестры — конкурентные отношения. Особо крупное изображение себя — претензия на главенствующую роль в семье; родителя — представление о его большой значимости в семье; брата или сестры — представление о е го (ее) доминирующей роли в семье, ревность. Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье. Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости. Удаленность всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними; одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными; себя от остальных - ощущение своей изолированности в семье. Расположение детей и взрослых отдельными группами — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями. Изолированность изображения семьи от остального пространства листа — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения; всех членов семьи друг от друга: разделение линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов; одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье; · себя — ощущение своей отверженности в семье. · Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи. · Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных— конфликтные отношения с этим членом семьи; · Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство своей отвергнутости другими членами семьи. · Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» · всех членов семьи или большинства из них (148) — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение; · одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи; · себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении · всех членов семьи или большинства из них (153, 163) — напряженная эмоциональная атмосфера в семье; · одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи; · себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. · Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи. · зубы — вербальная агрессия данного члена семьи. Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.
Тема 2. Психологическая готовность к обучению в школе КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ 1. Характеристика личностной готовности. 2. Характеристика интеллектуальной готовности. 3. Характеристика волевой готовности.
Терминологический тезаурус: волевая готовность, интеллектуальная готовность, личностная готовность, психологическая готовность к школе, «школьная зрелость». Задание. Определить уровень психологической готовности детей к школе по методике школьной зрелости А.Керна, используя детские рисунки. Цель. Установление степень умственной зрелости ребенка для определения готовности поступления в школу. Оснащение. Методика школьной зрелости А.Керна (Лабораторный практикум № 2), детские рисунки. Контрольные вопросы: 1. Какова сущность психологической готовности к школе? 2. Какова роль личностной готовности в успешность обучения в школе? 3. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»? 4. В чем заключается волевая готовность к школе? 5. Как определить интеллектуальную готовность к школьному обучению? Литература: 1. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992. 2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1997. 3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 2003. 4. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М., 2002. 5. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001. 6. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992 7. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996. 8. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – С.-Пб., 1998 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль.2001.
|