![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Игра как ведущий вид деятельности
ПЛАН 1. Влияние взрослых и сверстников на развитие личности дошкольника. Роль волевых действий в поведении дошкольника. 2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника. Особенности предметных и сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. 3. Значение игры для психического развития ребенка.
Терминологический тезаурус: и гра, игровые условия, игры с правилами, мотивационно-потребностная сфера, продуктивные виды деятельности детей, сюжетно-ролевая игра.
Вопросы для самопроверки: 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте? 2. Каковы особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте? 3. Какие виды продуктивной деятельности характерны для дошкольников? Какова их роль в развитии психических процессов и личности ребенка? 4. Какова роль обучения в формировании произвольности психических процессов? 5. В чем суть понятий «самосознание» и «самооценка»? Каковы особенности личностного развития в дошкольном возрасте? 6. Как складывается индивидуальная система мотивов в дошкольном возрасте? 7. Какова сущность понятия «соподчинение мотивов» и покажите его проявление в дошкольном возрасте? 8. Какова сущность психологической готовности к школе? 9. Что включает в себя определение понятия «школьная зрелость»? 10. В чем сущность кризиса семи лет? 11. В чем выражается изменение самосознания ребенка в период кризиса семи лет?
Литература: Для конспектирования: 1. Люблинская А.А. Активность и направленность дошкольника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии, 1996. – С.216-229. Основная: 1. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. – С. 158-167. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – С.238-270. 3. Мухина В.С Детская психология. – М., 1999. – С.88-160. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – С.98-163. Дополнительная: 1. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. – Ярославль. 2000. 2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. (кризис 7 лет). 3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. (формирование личности в дошкольном возрасте). 4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997. 5. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2002. 6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – С.-Пб. – 1999. 7. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 10. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М., 1992. 11. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996. 12. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 13. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000. 14. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000. 15. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб, 2000. 16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. 17. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000. 18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. 19. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр " Академия", 1999.
Тема 4. Психическое развитие ребенка младшего школьного возраста
ПЛАН 1. Общая ситуация развития ребенка младшего школьного возраста. 2. Учение - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте 3. Особенности познавательной сферы детей младшего школьного возраста. 4. Мотивы учения младших школьников. 5. Новообразования в младшем школьном возрасте. 6. Технология творческого развития А.З. Рахимова Терминологический тезаурус: внутренний план действия, учебная деятельность, позиция школьника, мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, престижная мотивация, произвольность психических процессов, произвольность поведения, творческое развитие.
Вопросы для самопроверки: 1. Какова социальная ситуация развития ребенка младшего школьного возраста? 2. Какой вид деятельности является основным видом деятельности в младшем школьном возрасте? 3. Каковы основные мотивы учебной деятельности в младшем школьном возрасте? 4. Какой вид мышления преобладает у младшего школьника? 5. Какую роль играет обучение в формировании произвольности познавательных процессов младших школьников? 6. Каковы особенности внимания у детей в младшем школьном возрасте? 7. Какова роль общения в развитии личности младшего школьника? 8. Как происходит усвоение норм и форм поведения в младшем школьном возрасте? 9. Какова роль родителей в формировании личностных качеств детей младшего школьного возраста? 10. Какова роль учителя в становлении самооценки и уровня притязаний младшего школьника? Литература: Для конспектирования: 1. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С.408-412. Основная: 1. Мухина М.В. Возрастная психология. М., 2000. – С.249-345. 2. Немов Р.С. Психология. М., 1994. – С.104-114, с.171-181. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2000. – С.320-338. Дополнительная: 1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды/Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.-Воронеж, 1997. 2. Воронова А.А. Случаи школьной дезадаптации. Случай «школьного невроза» // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. 3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. 4. Крутецкий В.А. Психологические особенности младшего школьника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. 5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1997. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2003. 7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М., 1992. 8. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1998. Тема 5. Психологические особенности подросткового возраста ПЛАН 1. Интимно-личностное общение со сверстниками – ведущий вид деятельности подросткового возраста. 2. «Чувство взрослости» – основное новообразование подросткового возраста. 3. Акцентуация характера. 4. Психологические причины отклоняющегося поведения трудных подростков и пути их коррекции.
Терминологический тезаурус: акцентуация характера, девиантное поведение, интимно-личностное общение, мотив самоутверждения, «чувство взрослости». Вопросы для самопроверки: 1. Какой вид деятельности является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте? 2. В чем проявляется явление очуждения от взрослых и эмансипации от близких? 3. В чем выражается появление половой идентификации в подростковом возрасте? 4. Каковы особенности личностного развития подростка? 5. В чем выражается сущность понятия «чувство взрослости»? 6. В чем проявляются самосознание, самоконтроль, самоуправление в подростковом возрасте? 7. В чем суть понятия «акцентуация характера»? Какие типы акцентуаций характера встречаются в подростковом возрасте? 8. Какова роль национального самосознания в психическом развитии подростка? Литература: Для конспектирования: 1. Воронков Б.В. Острые аффективные реакции и нарушения поведения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. – С.452-460. Основная: 1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998. - С. 345-420. 2. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994. - С.181-193. 3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1996. - 338-363. Дополнительная: 1. Амбрумова А.Г., Тройнина Е.Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 2. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996. 3. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996. 4. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С.363-370 // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. –М., 1996. 5. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 6. Моргун В.Ф., Седых К.В. Неформальные подростковые группы // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 7. Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия. / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. – М., 1999. 8. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2.– М., 1996. 9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 10. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998. 12. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000. 13. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка.- М., 87. 14. Крайг Г. Психология развития. – С-Пб, 2000. 15. Наш проблемный подросток / под ред. Л.А. Регуш; – С-Пб, 1999. 16. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника – Уфа-90.
|