Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности психологии периода взрослости






Взрослость – пик профессиональных, интеллектуальных достижений. Ценности возраста: любовь, семья, дети. Поиск нового смысла жизни. Кризис взрослости. Переосмысление жизненных целей. Зрелость – вершина жизненного пути личности. Сознание ответственности и стремление к ней – основная характеристика периода зрелости. Источник удовлетворения в этом возрасте – семейная жизнь, взаимопонимание, успехи детей, внуки. Психологическая готовность к уходу на пенсию. Одиночество в зрелом возрасте. Кризис зрелости: сомнение в правильности прожитой жизни. Значимость для близких.

Методические указания: выделить представление о когнитивном развитии в различные периоды взрослости, профессиональном цикле взрослого человека, уметь рассматривать семью как важный контекст развития взрослых, раскрыть особенности возрастных кризисов в различные периоды взрослости.

 

Терминологический тезаурус: взаимопонимание, взрослость, зрелость, профессиональная карьера, сознание ответственности, специализация в профессии одиночество.

Контрольные вопросы:

1. Каков профессиональный цикл взрослого человека?

2. В чем сущность кризиса взрослости?

3. Охарактеризуйте период зрелости, и в чем выражается кризис этого возраста?

 

3.Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Старость как социальная и психологическая проблема. Мысли о смерти и ее принятии

Старость – закономерный процесс возрастных изменений в физическом и психическом плане. Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, требовательность, обидчивость и т.д. Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, базирующаяся на опыте; потребность в передаче накопленного опыта и т.д. Долголетие и жизнеспособность. Отношение к смерти.

 

Методические указания: определить сущность критического этапа в жизни человека – выход на пенсию, выделять основные психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста.

 

Терминологический тезаурус: жизненная мудрость, старость, уход на пенсию, эгоцентризм, эмоциональная неустойчивость.

Контрольные вопросы:

1. Какие психологические изменения происходят в личности и деятельности человека позднего возраста?

2. Каковы особенности личности старого человека?


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.

2. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: Исследования геронтопсихологии: Учеб. пособие для студентов психол. фак. вузов. – М.: Изд. центр " Академия", 2002.

3. Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. – М., 2003.

4. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М., 1998.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.

8. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.

9. Немов Р.С. Психология. Кн.2. – М., 1994.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000.

11. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

12. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов средних пед. учебных заведений. – М.: Изд. центр " Академия", 1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии.: Учеб. пособие для студентов студ. вузов. М.: Академия, 1999.

3. Айхорн А. Трудный подросток. М., 2001.

4. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учеб.пособие для студентов пед. вузов. М.: " Академия", 2000.

5. Алферов А. Д. Психология развития школьника: Учеб. пособие для студ. вузов Ростов н/Д: Феникс, 2000.

6. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учеб. пособие. М., 1998.

7. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход в психологии личности. Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.

8. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2-х кн. М., 2000.

9. Балашова Е.Ю., Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В. Неуспевающие дети. М., Российское педагогическое агентство, 1997.

10. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников. М. – Воронеж, 1995.

11. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1998.

12. Башаева Т.В. Развитие восприятия: дети3-7 лет. – Ярославль. 2000.

13. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок левша. – М., 1994.

14. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.

15. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995.

16. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные педагогические труды / Под ред. Д.И.Фельдштейна. М. –Воронеж, 1997.

17. Васильева Т.В. Ты меня понимаешь? (Тесты для детей 5-7 лет с рекомендациями психолога). – С.-Пб, 1994.

18. Вильсон Г., Гриллз Д. Узнай коэффициент интеллекта своего ребенка М., 1998.

19. Венгер Л.А., Венгер А.Л., Марцинковская Т.Д. Готов ли ваш ребенок к школе? М., Знание, 1994.

20. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М.В.Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000.

21. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.

22. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

23. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.

24. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002.

25. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.

26. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.В.Бурменская, Е.И.Захарова, О.А. Карабанова и др. М.: Изд. центр " Академия", 2002.

27. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

28. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

29. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 2003.

30. Гарбузов В.И. Готовность детей к школе. – М., 1992.

31. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. – М., 2001.

32. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1, 2 – М., 1996.

33. Головин С.Ю. Словарь практического психолога Минск, 1997.

34. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.

35. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии. – 1991. – № 6.

36. Детская практическая психология. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000.

37. Дилео Джон. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. Под ред. Е.Рыбиной. М.: Апрель Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.

38. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С-Пб., 2000.

39. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М., 1998.

40. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич. пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.

41. Ермолаева М.В. Практическая психология старости. М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002.

42. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания М., 2001.

43. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М., 2000.

44. Захаров А.И. Ребенок до рождения. - С-Пб, Союз, 1998.

45. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996.

46. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Р.-н.Д., 1997.

47. Зинченко В.П. Образ и действие. - Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1997.

48. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997.

49. Зинченко С.Н. Почему детям бывает трудно учиться. – Киев, 1990.

50. Ильин Е.П. Психология воли. – С-Пб, 2000.

51. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. - С-Пб, 2002.

52. Каптеров П. Ф. Детская и педагогическая психология - М.- Воронеж, 1999.

53. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

54. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.

55. Козырева Л.М. Развитие речи: дети до 5 лет. – Ярославль. 2000.

56. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге 21 века. – Дубна, 2003.

57. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 1998.

58. Крайг Грейс. Психология развития. – С-Пб, 2000.

59. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты: Прислушаться к игре своего ребенка/Перевод с англ. Л.Р.Мошинской. - М.: МПСИ, 2000.

60. Кривцова С.В. Тренинг: Навыки конструктивного взаимодействия с подростками: Практическое руководство для школьного психолога - М.: Генезис, 1997.

61. Кулагина И. Ю. Личность школьника: От задержки психич. развития до одаренности: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Творч. центр " Сфера", 1999.

62. Леванова Е. А. Подросток: концепция психопластики личности. - М., 2002.

63. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001.

64. Лешли Д. Работа с маленькими детьми. – М., 1991.

65. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.

66. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). - СПб., 2001.

67. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Изд-во " Речь", 2001.

68. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

69. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М., Линка-пресс, 1997.

70. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. - М., Владос, 1998.

71. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - С-Пб.: Европа, 1997.

72. Массен П. и др. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1997.

73. Матыцин В.П. Готовь руку к школе. – Тверь, 1993.

74. Матюгин И.В. Тактильная память. – М., 1994.

75. Мерлин В.М. Психология индивидуальности. - Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1996.

76. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. – Пермь, 1990.

77. Миллер С. Психология развития: методы исследования / Пер.с англ. В.Белоусов. - СПб., 2002.

78. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1993.

79. Наш проблемный подросток: понять и договориться /Под ред. проф. Л.А.Регуш. - СПб. 2001.

80. Невский И.А. Острые углы воспитания. – Минск, 1990.

81. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. - Дубна: Феникс, 1995.

82. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика-пресс, 1994.

83. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

84. Практическая психология образования. - М.: Творческий центр Сфера, 1997.

85. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании/Под ред. С. В. Березина, К.С.Лисецкого. - М., 2001.

86. Принцип развития в психологии. - М., 1997.

87. Причины детских неудач / Пер. с англ. - СПб.: Кристалл, Дельта, 1996.

88. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., Воронеж. 1996.

89. Психология человека: методическое пособие / сост. Р.М. Фатыхова. - Уфа: БашГПИ, 1999.

90. Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр " Академия", 1997.

91. Психология развития: Учебник для студентов психологич. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Изд. центр " Академия", 2001.

92. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред.И.В.Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

93. Рахимов А.З. Словарь-справочник по нравологии. – Уфа, 2000.

94. Рахимов А.З. Психодидактика творчества. – Уфа, 2002.

95. Рахимов А.З. Психодидактика. – Уфа, 1996.

96. Рахимов А.З. Психология семьи. - Уфа, 1999.

97. Рахимов А.З. Типы личности в зависимости от темперамента и особенностей восприятия мира. – Уфа, 1999.

98. Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. – С.-Пб., 1998.

99. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996.

100. Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

101. Сафин В.Ф. Введение в психодиагностику личности школьника. – Уфа, 1990.

102. Симонова Л.Ф. Память: дети 5-7 лет. – Ярославль. 2000.

103. Славина Л. С. Трудные дети: Под ред. В.Э.Чудновского. - М., 1998.

104. Словарь- справочник по возрастной и педагогической психологии /Под ред. Гамезо М.В. - М.: Пед. общество России, 2001.

105. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М., Школа-пресс, 2000.

106. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - Москва-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

107. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996.

108. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1996.

109. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Р.-нД., 1996.

110. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. - М., 1991.

111. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1 классу. – Ярославль, 2001.

112. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.

113. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студентов средних пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр " Академия", 1999.

114. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. - М., Прогресс, 1993.

115. Хомская Е.Д., Ефимова Н.В., Булыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

116. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2003.

117. Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л.И.Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., 1996.

118. Хрестоматия по психологии: Учеб.пособие для студ.пед.инст / Сост.В.В.Мироненко; Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987.

119. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С-Пб., 2001.

120. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. - М.: Столетие, 1997.

121. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.

122. Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса “Возрастная психология”. - М, 2002.

123. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. – М., 1997.

124. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности их применении к детям школьного возраста./Пер. с нем. А. П. Болтунова. - С-Пб.: Союз, 1997.

125. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов/Б.Д.Эльконин. - М.: Академия, 2001.

126. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. - М., МГУ, 1990.

127. Эриксон Э. Детство и общество. - С-Пб.: Ленато, 1996.

128. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

129. Этнос. Идентичность. Образование. - М.: Центр социологии образования, 1998.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ПО КУРСУ

" ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ "

1. Предмет, задачи возрастной психологии.

2. Методы возрастной психологии.

3. Наблюдение как основной метод исследования в детской психологии. Требования к организации.

4. Экспериментальный метод исследования в возрастной психологии. Виды и особенности проведения

5. Метод тестов в возрастной психологии. Требования к тестам.

6. Вспомогательные тесты в возрастной психологии: анализ продуктов деятельности детей, социометрический, близнецовый.

7. Биогенетический подход к психическому развитию. Теория рекапитуляции С. Холла, К.Бюллера.

8. Социогенетический подход к психическому развитию. Теория социального научения Дж.Уотсона, Эд.Торндайка, Б.Скиннера. Теория конвергенции двух факторов В.Штерна.

9. Психоаналитические теории детского развития (З.Фрейд, А.Фрейд, М.Клейн).

10. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка (Ж.Пиаже).

11. Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского.

12. Факторы и движущие силы психического развития.

13. Основные закономерности психического развития.

14. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны ближайшего развития. Сензитивные периоды развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка.

15. Понятие ведущей деятельности в психическом развитии ребенка. Смена видов деятельности.

16. Роль общения в психическом развитии человека. Особенности общения на разных этапах онтогенеза (М.И. Лисина).

17. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С. Выготским.

18. Периодизация Л.С. Выготского. Кризисы в психическом развитии.

19. Возрастная периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

20. Стадия новорожденности. Становление потребности в общении со взрослым.

21. Психическое развитие ребенка в период младенчества. Общение со взрослым как ведущий вид деятельности.

22. Кризис 1 года жизни.

23. Психическое развитие ребенка в раннем возрасте. Основные достижения возраста.

24. Предметно-манипулятивная деятельность как ведущий вид деятельности в раннем возрасте.

25. Предпосылки развития личности. Развитие самосознательности и самостоятельности ребенка в раннем возрасте.

26. Кризис 3 лет.

27. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Развитие познавательной сферы дошкольника.

28. Игра – ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте.

29. Значение игры для психического развития ребенка.

30. Продуктивные виды деятельности дошкольника: рисование, лепка, конструирование, аппликация. Элементарный труд и учение. Их роль в психическом развитии ребенка.

31. Развитие мышления в дошкольном возрасте. Теория поэтапного формирования умственных действий П.А. Гальперина.

32. Формирование личности дошкольника. Развитие самосознания. Кризис 7 лет.

33. Психологическая готовность к школьному обучению.

34. Психологические противопоказания к обучению детей в школе с 6 (7) лет.

35. Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте.

36. Основные трудности, испытываемые детьми при поступлении в школу.

37. Учебная деятельность – ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте. Структура учебной деятельности.

38. Мотивы учения в младшем школьном возрасте.

39. Особенности познавательной сферы младшего школьника.

40. Причины неуспеваемости младшего школьника.

41. Школьные неврозы и пути их коррекции.

42. Роль учебной деятельности в развитии личности младшего школьника. Особенности самосознания и самооценки.

43. Понятие о психологии воспитания. Теории воспитания.

44. Семья и воспитание. Становление характера ребенка.

45. Психологическая характеристика педагогической деятельности.

46. Педагогическая оценка как средство стимулирования.

47. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

48. Психологические требования к личности педагога. Индивидуальный стиль педагога.

49. Особенности психического развития ребенка в подростковом возрасте.

50. Психологические новообразования в подростковом возрасте. Особенности развития личности.

51. Развитие познавательных процессов и особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

52. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

53. Акцентуации характеров подростков.

54. Особенности психического развития в юношеском возрасте.

55. Профессиональное самоопределение – основное новообразование юношеского возраста.

56. Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.

57. Мотивы учебной деятельности студентов.

58. Половозрастные особенности и взаимоотношения юношей и девушек. Юношеская любовь.

59. Психология молодости. Особенности личностного развития.

60. Психология взрослого человека. Кризис взрослости как кризис ценностей.

61. Период зрелости как вершина жизненного пути личности. Кризис зрелости.

62. Особенности психологии старости. Проблема долголетия и жизнеспособности.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал