![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль деятельности в психическом развитии человека. Понятие ведущего вида деятельности
Деятельность – источник психического развития в филогенезе и онтогенезе. Структура деятельности: мотив – деятельность, цель – действие, условия осуществления деятельности – операции. Игровая деятельность; учебная деятельность; трудовая деятельность. Интериоризация – трансформация внешних действий во внутренние. Ведущая деятельность – деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Методические указания: выделить роль деятельности в психическом развитии человека, раскрыть сущность понятия ведущего вида деятельности, показать взаимосвязь с остальными видами деятельности, уметь использовать полученные знания на практике. Терминологический тезаурус: ведущий вид деятельности, возрастные новообразования развития, деятельность, игровая деятельность, интериоризация, продуктивные виды деятельности, трудовая деятельность, учебная деятельность. Контрольные вопросы: 1. Какую роль играет деятельность в психическом развитии человека? 2. Какова сущность понятия «ведущий вид деятельности»? 3. Какова структура деятельности? 4. Каковы основные виды деятельности? Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Требования к критерию и принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Л.С.Выготским. Значение кризисов в психическом развитии
Возраст физический и возраст психологический. Две точки зрения на процесс развития ребенка в целом: 1) процесс развития непрерывен, поэтому четких границ, отделяющих один возраст от другого, не существует; 2) процесс развития дискретен: развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, что дает возможность выделения стадий или этапов развития, качественно отличающиеся друг от друга. Три группы периодизации по Л.С.Выготскому: по внешнему критерию, по одному и по нескольким признакам детского развития.Основные принципы построения периодизации по Л.С. Выготскому: принцип историзма («изучать в развитии»), принцип ведущей деятельности. Кризисы – краткие, бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии. Периодизация Л.С. Выготского.
Методические указания: освоить понятия возраста и возрастной периодизации психического развития и научиться различать их, понять основные принципы построения периодизации психического развития, выдвинутые Л.С.Выготским. Осознать значение кризисных периодов в психическом развитии человека, научиться применять полученные знания на практике. Терминологический тезаурус: возраст, возрастная периодизация, кризисный период развития, критерии периодизации, принцип ведущей деятельности, принцип историзма.
Контрольные вопросы: 1. Какова сущность понятий «возраст» и «возрастная периодизация»? 2. Каковы принципы построения возрастной периодизации, выдвинутые Выготским Л.С.? 3. Какова роль возрастных кризисов в психическом развитии?
|