Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Блок-модуль 2. Основные теории психического развития
Тема. Психоаналитические теории детского развития. Эпигенетическая теория развития личности; генетическая психология: учение об интеллектуальном развитии ребенка Психоаналитическая теория: неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение всей жизни. Зигмунд Фрейд: стадии психосексуального развития. Подходы к психотерапии, разработанные А. Фрейд. Исследование «трудных детей» в работах Анны Фрейд и Мелани Клейн. Психоанализ М. Клейн. Роль раннего детского опыта в последующем развитии личности. Эрик Эриксон: личность - результат разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействиях в узловых точках развития. 8 стадий психосоциального развития по Э.Эриксону. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже: умственное развитие – непрерывная и неизменная последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предшествующей и в свою очередь подготавливает последующую. Учение об эгоцентрической позиции ребенка. Проблема соотношения эгоцентрической речи и мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский). Учение Ж. Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Соотношение интеллекта с другими психическими функциями в концепции Ж. Пиаже.
Методические указания: ознакомиться с психоаналитическими теориями, эпигенетической и генетической теориями, овладеть системой понятий по данной теме.
Терминологический тезаурус: аккомодация, ассимиляция, генетическая психология, детский психоанализ, идентичность, интеллектуальное развитие, когнитивное развитие, конфликт, психоаналитическая теория, психосексуальное развитие, эгоцентризм детского мышления, эпигенетическая теория.
Вопросы для самопроверки: 1. Каковы основные положения психоаналитической теории? 2. В чем суть понятий понятий «групповая идентичность» и «эго-идентичность»? 3. Каковы основные стадии интеллектуального развития по Ж. Пиаже? 4. Чем отличаются понятия «аккомодация» и «ассимиляция»? 5. Что такое эгоцентризм детского мышления? Литература: Основная: 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000. – С.76-122, 162-215. 2. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003. – С.29-55. Дополнительная: 1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога – Минск, 1997. 2. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1996. 3. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М., 1997. 4. Крайг Г. Психология развития. – С.-Пб., 2000. 5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов. – М., 2003. 6. Фрейд.А. Лекции по детскому психоанализу. – М., 2002. 7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – С.-Пб., 2001.
|