![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аспекты разработки проектов управления инновациями
Современные методы управления предусматривают использование методик моделирования объектов и процессов, системного анализа, логистики, технологий автоматизированного проектирования и мониторинга за ходом реализации проекта (см. разд. 1.5). Проект представляет собой ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной субъект-объектной системы в сфере нововведений – комплекс взаимосвязанных мероприятий с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта с установленными требованиями к срокам, качеству результатов, риску, с возможными рамками расхода средств, ресурсов и специфической организацией. Проектирование – самостоятельный вид деятельности, гармонизированная совокупность умений, процедурных и технологических навыков «нанизывать» все компоненты и процедуры на дерево структуры управленческой деятельности (дерево целей и задач). Спектр направлений инновационной деятельности охватывает комплекс сфер жизнедеятельности общества, включает анализ и оценку эффективности и качества выполненных обоснований инвестиций, программ, проектов, конструкторских и научно-исследовательских работ, относящихся к модернизации, перепрофилированию предприятий, к организации нового производства, гармоничному развитию территорий. В инновационных проектах предусматривают профессиональные решения, ориентированные на развитие: закладывают последние достижения науки и техники, прикладные научные исследования, разработку продукционных и процессных нововведений, а также исследования в области технического регулирования нововведений, экологической безопасности бизнеса и др. Соблюдение логики управления инновациями предполагает первичность освоения моментов, которые связаны с потребительскими свойствами и формирующейся на их основе полезностью нововведений. Сейчас в ходу не рыночная, а технологическая ориентация управления. Сначала находим технологию с рыночным потенциалом, а затем вкладываем средства в ее развитие [5]. Управление в рыночных условиях предъявляет требования знаний менеджмента, маркетинга, макро- и микроэкономики, необходима большая работа с персоналом, развитие интеллектуального капитала. В инновационных организациях появляется еще комплекс системотехнических навыков – управлять в среде информационных систем, заниматься организацией предпринимательской деятельности в электронной среде, строить коммуникации, осуществлять обмен знаниями в информационном пространстве. Нужно следить за постоянно меняющимся законодательством, а значит, знать и банковское дело, и налоговое, и бухгалтерское. Приведенная на рисунке 1.15 модель всего комплекса элементов и взаимодействий при управлении инновационными проектами [2] иллюстрирует междисциплинарный характер данной отрасли знаний и является образным представлением всей инновационной сферы деятельности [3]. Рис.1.16. Модель предметной области управления инновационными проектами В процессе обучения и приобретения профессиональных навыков и компетенций реализуется базовая подготовка выпускника в качестве инженера-менеджера, целенаправленно развиваются качества, необходимые руководителю инновационных проектов: сначала – работа в команде, а по мере накопления опыта – самостоятельное управление. Отличительные особенности управления предметной и иными областями инновационной деятельности необходимо предвидеть, поэтому нужны проекты управления нововведениями. Проект разрабатывается на фазе разработки предложения (development phase) командой управления проектом на основе собранных данных в научно-технической и производственной сферах и исходя из задач, стоящих перед владельцем бизнеса [7]. При изучении проблем нововведений обычно используют следующий порядок анализа: · Что нужно потребителю? · Что имеем сегодня? · Что можно предпринять? Сформулировать проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно, в чем суть проблемной ситуации. Содержательную характеристику модели структурирования проблемы (рис.1.17) можно представить в виде вложенной структуры [9].
Рис.1.17. Модель структурирования проблемы Основным наполнением взаимодействия руководителя и членов команды инновационного проекта является непрерывный поиск, анализ, обсуждение и прикладная трансформация сведений о значимых аспектах объекта, предмета, цели управления и показателях эффективности управления нововведением. Цель управления – идеальный образ будущего результата деятельности, т.е. управляющего воздействия субъекта на объект. В качестве цели управления принимают достижение максимальной эффективности процессов. Объект управления в проекте управления инновациями – один из ключевых процессов в гиперпроцессе нововведения, базирующийся на новых технических, технологических, организационных или экономических решениях (разработках). В качестве предмета управления могут быть приняты: - м одель процесса; - критерий К (признак, мера) эффективности процесса, содержательная характеристика которого должна иметь экономическую природу (рис.1.18); - факторы эффективности процесса (затраты, время, ресурсы, стоимость, качество, риск); - показатели эффективности процесса; - необходимые и достаточные условия эффективности; - величина эффективности (абсолютная и относительная). Рис.1.18. Соотношения «критерий эффективности → формы развития предприятия → управленческие стратегии» Предмету управления как части объекта управления (процесса или явления, порождающего проблемную ситуацию) уделяют основное внимание, т.к. именно предмет управления определяет тему инновационного проекта. Методы управления: - системотехнические (моделирование); - экономические (анализ эффективности); - организационные (модернизация оргструктур); - социально-психологические. Методы – это конкретные исследовательские действия, инструменты добывания фактологического материала и достижения цели. Чтобы исключить малодостоверные трактовки, необходимо выделять существенное на основе представления объективного материала, причинно-следственных оценок явлений, процессов, фактов. Целевая направленность деятельности инженера-менеджера заключается в разработке и всестороннем обосновании управленческих решений по конкретным вариантам развития бизнеса. Специалист должен обосновать принятый им метод исследования и практически рассчитать показатели эффективности инновационно - инвестиционного проекта или дать обоснования форм и методов развития отношений на рынке инноваций за счет ряда возможных мероприятий, например: · технологические решения направляют разработку проекта на организацию и технологию новых бизнес-процессов. Здесь возможны различные по своей масштабности решения: проект организации нового производства, схемы, регламенты и др.; · методы моделирования применяют для планирования, управления и регулирования деятельности компании и т.п. В настоящее время приоритеты прикладных проектных разработок распределены следующим образом [5]: · оценка коммерциализуемости технологии и стратегия выведения нового продукта на рынок - 26%; · разработка новой стратегии организации – 33%; · обоснование проекта внедрения новых управленческих решений в деятельности организации – 32%; · создание инновационной инфраструктуры (внутренней в организации или внешней) – 9%. Суть управления жизненным циклом нововведения (рис.1.19) состоит в том, что на стадиях проектирования и сервиса исследуется «стоимость владения интеллектуальной собственностью». Решаются задачи обеспечения ценных потребительских качеств нововведений с минимизацией затрат.
Рис.1.19. Жизненный цикл инновационного процесса Исследование жизненного цикла (ИЖЦ) – это один из методов управления [7]. Его используют применительно к объектам в любых сферах регулирования для целей управления процессом как бизнес-линией. Метод исследования (оценки) жизненного цикла – инструмент помощи в принятии решений безотносительно применения, например: для целей информирования; для целей улучшения существующей или разработки новой системы управления. Управление ресурсами – одна из главных задач управления развитием любого бизнеса, процесс планирования, распределения, учета и контроля ресурсов: трудовых, материально-технических, финансовых. Управлять процессом увеличения стоимости венчурного бизнеса целесообразно на основе разработки инвестиционного бюджета и формирования решений по оптимизации притоков и оттоков денежных средств, сметного планирования (бюджетирования) и анализа исполнения смет (бюджетов), решения задач управления издержками. Управление стоимостью является главной компонентой общего управленческого процесса, обеспечивающей непротиворечивость и согласованность преобразований в контуре общей системы управления инновациями.
|