![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конкретизация объекта и предметов управления в инновационной деятельности
Суть инновационной деятельности состоит в создании новой технологической базы национальной экономики. Сложности экономического развития России в 90-е годы XXвека привели к фрагментации национального производства, к разрыву цепочки создания добавленной стоимости: наука – инновации – производство – потребление. Важнейший приоритет – восстановление этой цепочки путем формирования высокоэффективной среды технологического/инновационного развития (рис.3.1).
Рис. 3.1. Ключевые факторы инновационного развития ИННОВАЦИЯ – процесс и конечный результат освоения и практической реализации новаций и научно-технических достижений. В инновации новизна идей и результатов получает экономическое содержание и коммерческую ценность, востребованную рынком и удовлетворяющую определенные запросы потребителей. этапы формирования инновации (РИС.3.2): 1. Постановка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), технологических работ (ТР) и получение результатов научно-технической деятельности (РНТД) в результате их выполнения. 2. Учет и предварительная селекция РНТД с целью выбора потенциально коммерчески привлекательных объектов, оформление прав на которые целесообразно. 3. Выбор формы правовой охраны и оформление прав на РНТД; определение и формирование возможных источников финансирования. 4. Выбор объектов интеллектуальной собственности (ОИС) для осуществления конкретных инновационных проектов, в том числе по результатам соответствующих маркетинговых исследований. 5. Организация процесса доведения ОИС до стадии промышленного освоения. 6. Реализация механизмов коммерциализации ОИС.
Рис. 3.2. Схема формирования инновации Объект управления (в инноватике) – ключевой гиперпроцесс введения нового; управляемая подсистема в системе управления. Предмет управления – часть объекта управления, которая подвергается детальному исследованию (анализу), например техническая диагностика, технологический аудит, правовая экспертиза, экономическая оценка, управленческое решение, мониторинг, сервис. СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ – элемент в системе управления, воздействующий на другие элементы; управляющая подсистема. Рис. 3.3. Декомпозиция системы (гиперпроцесса) управления инновациями (УИ) по критерию разнохарактерности процессов Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы (исходные компоненты) в выходы (продукцию, услуги, ИНФОРМАЦИЮ!!!), согласно стандарту ISO 9000-2000(см. рис.3.3, 3.4). Различия по основным компонентам подсистем: 1. По предмету труда: в управляющей системе (субъект управления) – обработка информации; в управляемой системе (объект управления) – факторы производства. 2. По орудиям труда: в управляющей системе – средства обработки информации, совокупность управленческих знаний, умений, навыков; в управляемой системе – активная часть производственных фондов + профессиональные знания, умения, навыки. 3. По характеру труда: в управляющей системе – умственный труд; в управляемой системе – физический труд. Технические инновации – нововведения, направленные на изменения в устройстве и конструктивных решениях технических систем (рис.3.4). Технологические инновации – нововведения, направленные на применение новых знаний для решения инженерных задач в области способов обеспечения функционирования техники и производства на предприятии.
Рис.3.4. Подсистемы объекта управления нововведениями Экономическая подсистема - обеспечивающая подсистема, направленная на расчетные обоснования управленческих решений, в том числе в части ценообразования, системы материальных стимулов, системы оплаты труда. Организационные инновации – нововведения, направленные на изменения в системе управления предприятием для достижения целей его функционирования и развития. Фиктивные инновации (псевдоинновации, квазиинновации) – изменения образа и заявленных характеристик лишь в презентации продукции, т.е. рекламное репозиционирование без каких-либо фактических изменений его значимых (релевантных) параметров. Обобщенная модель процесса, предложенная в середине 20 века Норбертом Винером, включает Входы (новация / новшество) → Процесс → Выходы (инновация) = модель черного ящика (рис.3.5).
Рис.3.5. Модель инновации как процесса (черного ящика) Суть модели интегральной организации ИП отражает следующая структурно-логическая цепочка: МАРКЕТИНГ СПРОСА – ИССЛЕДОВАНИЕ – РАЗРАБОТКА - ПОДГОТОВКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – МАРКЕТИНГ СБЫТА.
|