![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инновационное предпринимательство и наукоемкий бизнес
Предпринимательство следует понимать как сферу профессиональной деятельности, способ мышления инициативного человека, который быстро мобилизует имеющиеся у него ресурсы на организацию производства в какой-либо прибыльной сфере или отрасли. Предпринимательство - это умение достигать поставленных целей. Большинство фирм, которые терпят неудачу, не имеют хорошо продуманных, реалистичных целей. Почему так важны цели? Потому, что один из важнейших принципов предпринимательства, менеджмента, управления в целом гласит: цель определяет направление движения. Мониторинг – позиционирующая процедура управленческого процесса; представляет собой оценку прошлого пути и текущих процессов; прогнозирование - оценка вероятных будущих событий с целью выработки направлений развития, а также величины необходимых ресурсов для результативной деятельности. Когда речь идет о будущем, мы можем лишь более или менее точно предсказать его. Помните роман братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу»? В Научно-исследовательском институте Чародейства и Волшебства (НИИЧАВО) был целый отдел Предсказаний и пророчеств, который делился на группы: «Кофейной гущи», «Гадания на картах» и т.п. В инноватике прогнозирование – это один из разделов науки «Математическая экономика» - эконометрика. Как строятся прогнозы? Например, спрос четыре года показывает возрастание (т.е. тенденции к увеличению). Обычно такой тренд экстраполируют, т.е. предполагают, что движение спроса будет происходить в том же направлении и примерно с той же скоростью, что и первые четыре года. Фирмы должны замечать тенденции развития того или иного фактора. Если фирма небольшая, скорее всего, нет необходимости чертить сложные графики и диаграммы. Менеджер сам оценивает рыночную ситуацию, используя свой опыт, знания, интуицию и статистику - информацию о «прошлом» фирмы, например данные о выпуске продукции, об объемах продаж. Если фирма более крупная и выпускает разнообразную продукцию, то можно обратиться к консультантам-экспертам. Такой способ прогнозирования называется методом экспертных оценок. Экспертам предлагают перечень вопросов, на которые они дают свои ответы, затем результаты обрабатываются специальным образом и превращают в прогноз. В больших фирмах прогнозы на длительную перспективу строят, используя методы математической статистики, системной динамики, форсайта. При прогнозировании определенных будущих состояний существует барьер, о который долго бьются эконометрика и системная динамика: есть прошлый путь, приводящий к текущему моменту принятия решения, и случайные события, которые вызывают расширяющийся диапазон будущей неопределенности (рис.318).
Рис.3.18. Схема прогноза методом экстраполяции [47] Эффективный прогноз состояний в будущем может быть сделан только на период времени до горизонта прогнозирования, в течение которого все еще преобладает прошлая непрерывная направленность. За пределами горизонта прогнозирования неопределенность начинает все более и более возрастать [47]. Прогноз на короткий период времени имеет небольшую ценность. При этом можно предсказать будущие состояния в области, где действие не эффективно, и можно влиять на систему в области, где прогноз не надежен. Планирование деятельности предпринимателя осуществляется на основе мониторинга и прогноза. На этом этапе ставят цели и путем плановых расчетов намечают сроки их выполнения. Чтобы достичь поставленной цели надо иметь план действий. В больших фирмах самыми распространенными видами планов являются производственная программа и финансовый план (бюджет). В производственной программе решаются такие задачи: – какая продукция будет производиться и сколько? – сколько времени на это потребуется? – сколько работников привлечь? – какое оборудование используется? – каким должен быть запас сырья, материалов, чтобы производство шло непрерывно? Для решения этих задач применяют календарное и сетевое планирование. Финансовый план (бюджет) показывает, как наилучшим образом потратить деньги, чтобы обеспечить фирме максимальный доход. Методы календарного планирования На рисунке 3.19 изображена ситуация, когда в фирму, уже занятую производством продукции (затененные периоды), поступает сразу 5 новых заказов, и все они должны быть выполнены.
Рис.3.19. Пример календарного графика Календарный план–график помогает менеджеру распределить выполнение новых заказов по мере высвобождения оборудования. Главное достоинство – простота и наглядность, которые особенно полезны там, где выполняется много разных работ или заказов и задействован большой парк оборудования. Широкое распространение получили так называемые планы-графики, на которых горизонтальными отрезками показывают последовательность выполнения работ с указанием объема работ, количества исполнителей и сроков выполнения работ. На рисунке 3.20 представлен пример плана-графика на разработку комплексированного изделия, состоящего из трех блоков.
Рис.3.20. Календарный план разработки новшества: КИ-комплексированное изделие; КО-конструкторский отдел; НО-1, 2, 3-научные отделы, разработчики блоков, входящих в состав изделия; НО-4-научный отдел, разработчик комплексированных устройств; ОП-опытное производство; ЧТЗ-частное техническое задание; ТЗК-техническое задание на конструирование; КД-конструкторская документация; ТД-текстовая документация (техническое описание, технические условия, инструкция по настройке, инструкция по эксплуатации и пр.)
Методы сетевого планирования Некоторые работы производственного процесса можно выполнять в строго определенной последовательности. Например, нельзя возводить 2 этаж дома, если не закончен первый. Другие можно сдвигать во времени. Задача управляющего – найти самую лучшую последовательность работ, чтобы суммарное время было минимальным и фирма не теряла бы на неоправданных издержках и простоях. Составленные таким образом сетевые графики процессов помогают лучше спланировать порядок выполнения работ (рис.3.21), следить за их выполнением, использовать резервы времени.
Рис. 3.21. Пример сетевого графика операций приготовления бутерброда: стрелки обозначают работы (операции), кружочки – моменты их начала и окончания Сетевой график мероприятий по созданию и освоению новой техники и технологии состоит из двух элементов - работ и событий. События представляют собой начало или окончание каждого вида работ, которые можно четко зафиксировать в начальной и конечной их стадии. Начальным (исходным) событием называют момент начала первых работ (например, выдача распоряжения), связанных с подготовкой и реализацией запланированного мероприятия. При этом исходят из того, что до начального события не было никаких событий, связанных с данным мероприятием. Конечное, завершающее событие характеризует достижение поставленной цели. Сетевой график в таком случае отражает логическую последовательность событий, ведущих к поставленной цели.
Рис. 3.22. Фрагмент сетевого графика запуска в производство нового изделия: ЗПП - заводской план производства Все события и работы, представленные на графике, должны быть перечислены и включены в таблицу в порядке их последовательности. Тщательная проверка должна исключать возможность пропуска отдельных работ или событий или их дублирование. Помимо полного пути в сетевом графике определяется критический путь. Это наиболее длинный или наиболее уязвимый путь последовательных работ и событий (от начального до конечного). Сетевые модели планирования служат основой работы программно-целевых методов, применяемых при создании и освоении новой техники и технологии, в капитальном строительстве и решении других сложных технических и хозяйственных задач. Техническая документация при этом может быть подготовлена самостоятельно или закуплена на правах лицензий.
Организационные структуры управления бизнесом предприятий разнообразны, но их можно разделить на несколько видов (рис. 3.23): 1) линейная структура характеризуется тем, что каждый подчиненный имеет одного руководителя; 2) функциональная структура – на каждую функцию управления создается свой управляющий орган (например, планирование – плановый отдел, учет и контроль- бухгалтерия и т.д. Преимущество – управление производится более квалифицированно); 3) смешанная структура совмещает особенности и линейной, и функциональной; 4) матричная структура обеспечивает как вертикальную, так и горизонтальную координацию действий участников процессов; 5) кросс-функциональная структура обеспечивает перекрестные кооперационные взаимодействия, в том числе между разными иерархическими уровнями.
4, 5. Матричная и кроссфункциональная структуры – с горизонтальными, вертикальными и перекрестными связями и демократической формой коммуникаций Рис. 3.23. Варианты оргструктур управления
|