Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выполнение упражнений.






Психокоррекционные занятия

С группой обучающихся с суицидальными проявлениями

Педагог-психолог Ласовская Л.И.

ГУО «Средняя общеобразовательная

школа №1 г.п. Корма», Гродненской обл.

ТЕМА: «Что такое толерантность?»

Цели: познакомить учащихся с понятием толерантности и с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развивать способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

 

Понятие «толерантность».

Толерантность - это уважение, принятие и правильное по­нимание богатого многообразия культур нашего мира, форм са­мовыражения и способов проявления человеческой индивиду­альности.

Определение слова «толерантность» на разных языках зем­ного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, ми­лосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположен­ность к другим;

в русском языке - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

Выполнение упражнений.

Упражнение «Шеренга».

Участники стоят спинами друг к другу по 2 человека, обра­зуя шеренгу. Задача ведущего - пробиться сквозь шеренгу. Ве­дущим должен побывать каждый.

 

Упражнение «Реакция».

Сейчас мы будем ходить по классу и реагиро­вать на ее изменения. Причем вы должны отреагировать так, как вы обычно поступаете в подобных ситуациях; так, чтобы мы вас узнали...

- Вся комната залита ярким, оранжевым светом; свет повсю­ду: на стенах, на полу. А сейчас в комнату заходит страшный, ужасный Франкенштейн. Наступает темнота. Вдруг ужасы исче­зают, сквозь окно пробивается лучик света. Постепенно стано­вится светлее. Но вы замечаете, что комната наполнена жвачкой, липкой, сладкой. Вы пробираетесь сквозь нее... А теперь пошел серый дождь. Все вокруг стало мокрым и печальным...

Упражнение «Построение».

- Участники строятся по росту, начиная с са­мого высокого.

- За несколько секунд произвести построение участников по цвету глаз, начиная с самых темных.

 

Упражнение «Кто я?»

Участникам предлагается мысленно задать себе вопрос: «Кто я?» - и из предложенных картинок и вырезок создать кол­лаж, отвечающий на этот вопрос.

Упражнение «Толерантная и интолерантная личности».

Интолерантный путь характеризуется пред­ставлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существо­вания в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Ин-толерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта лю­дей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях ме­жду «своими» и «чужими».

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, по­нимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всем его многообразии.

 

А теперь вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в 1-й - колонке - черты, присущие толерантной личности, во 2-й -черты, присущие интолерантнои личности: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпи­мость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная аг­рессивность.

 

Толерантная личность Интолерантная личность  
Терпение Чувство юмора Уважение мнения других и т. д. Непонимание Игнорирование Эгоизм и т. д.

Упражнение «Волшебная лавка».

Цель: участникам дается возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

 

Участникам группы необходимо представить, что суще­ствует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпе­ние, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознатель­ность, способность к сопереживанию.

Я буду продавцом, который обменивает одни качества на другие. Любой из вас может выбрать одну или несколько «вещей», которых у вас нет. (Это те качества, которые слабо выражены у данного участника. Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен. Например, участник мо­жет расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.)

 

Упражнение «Никто не знает...».

Участники бросают друг другу мяч со словами: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

 

Упражнение «Акустика».

Участники молча сидят в кругу. Закрыв глаза, они сначала концентрируют внимание на звуках, доносящихся извне, - из коридора, с улицы. Через 1-2 минуты ведущий спрашивает, что они слышали. Затем на 1-2 минуты они вновь закрывают глаза и концентрируют внимание на звуках внутри комнаты. Через 1-2 минуты ведущий вновь спрашивает о том, что они услышали. Затем на 1-2 минуты дети закрывают глаза и прислу­шиваются к своему внутреннему состоянию и вновь анализируют услышанное.

Упражнение «Весенний лес».

Представьте, что вы в весеннем лесу. Выберите для себя какую-либо роль:

зрячего (вижу);

слышащего (слышу);

осязающего (ощущаю);

тонко чувствующего запахи (обоняние). Рассказать по очере­ди о своих ощущениях.

Заключительное задание «Дерево толерантности».

Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала простран­ством толерантности, то есть чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в фор­ме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности». Листочки на­клеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

Итог занятия

 

 

ТЕМА: «Что значит быть агрессивным?»

 

Цели: актуализация представлений участников об агрессивном поведении;

работа с собственными агрессивными чувствами; развитие рефлексии.

 

Сегодня мы обсу­дим, что такое агрессивное поведение и как оно влияет на наши отношения с другими людьми.

 

Упражнение «Что значит быть агрессивным?».

Слышали ли вы когда-нибудь, как про человека говорят: «Он (она) ведет себя агрессивно!»

- Как вы думаете, что это значит?

- Как себя проявляет агрессивный человек?

- Что он делает?

 

Ответы детей записываются на большом листе: «всех бьет», «кричит», «обижает животных» и т. д.

 

Упражнение «Самый, самый злой...».

Придумайте собственный рецепт агрессивного человека, взрослого или ребенка, и нарисуйте его портрет.

 

Обсуждение.

Кого вы считаете агрессивным человеком?

Какие его качества вам особенно не нравятся?

Что вы чувствуете по отношению к нему?

Что бы вы хотели изменить в таком человеке?

 

Разминка «Рубка дров».

Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто мо­жет показать, как это делается? Как нужно держать топор, в ка­ком положении должны находиться ноги? Покажите, какой толщины кусок бревна вы хотите распилить? Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!».

 

Упражнение «Я и другие».

Каждый из вас получил лист, разделенный на две части. Слева напишите или нарисуйте, с какими проявлениями агрессии в свой адрес вы сталкивались в последнее вре­мя. Справа - как сами вы проявляли агрессию в адрес детей или взрослых. На выполнение этого упражнения отводится 10-15 ми­нут. Зачитайте ваши списки или покажите рисунки.

Обсуждение.

Что вы почувствовали, когда с вами обошлись несправед­ливо?

Что вы чувствовали, когда сами плохо обошлись с кем-то?

Как можно было поступить по-другому?

 

Упражнение «Список качеств».

Детям раздаются опросные листы, в которых перечислены примеры насильственного и ненасильственного поведения.

Список качеств

 

п/п Качество Другие (А) я (Б)
       
  Любит навязывать свое мнение, «давить» на окружающих    
  Считает себя лучше других    
  Внимательно слушает других    
  Насмехается над окружающими    
  Открыто и доброжелательно говорит о сво­их мыслях и чувствах    
  Обманывает окружающих в своих целях    
  Уважает других людей    
  Обвиняет других в собственных ошибках и плохом настроении    

Задание 1. Как ты думаешь, есть ли перечисленные качества у тебя самого? Напротив каждого качества в колонке «Я» по­ставь «да» или «нет».

Задание 2. Сравни колонки «А» и «Б» и подумай над полу­ченным результатом.

Обсуждение.

 

Какие качества вам не понравились и вы не хотели бы с ними сталкиваться?

Есть эти качества у вас самих?

Какие качества отражают равное, ненасильственное пове­дение?

 

Игра «Выше - ниже»:

Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда хуже. Но есть и третий способ общаться - чувствовать себя на равных с окружающими. Сейчас мы попробуем почувство­вать это. Начните бродить по классу все одновременно. Представь­те, что вы лучше всех детей... Представьте, что вы хуже всех

детей... А теперь я хочу, чтобы вы стали равными. Как вы чувст­вуете себя при этом?..

 

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

 

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

 

Итог занятия

 

 

ТЕМА: «Мои права»

Цели:

- актуализация представлений о правах детей;

- подведение детьми итогов работы группы в контексте соб­ственных достижений и прав;

 

Рассматриваются права:

Право на жизнь.

Право на защиту от любых форм насилия.

Право на учебу.

Право на обращение за помощью к врачу, милиционеру, педагогу или взрослому, которому ребенок доверяет.

Право на уважительное отношение окружающих.

Право сказать: «Нет!»

Делается акцент на то, что у других детей и у всех людей во­обще тоже есть эти права.

 

Коллективный рисунок «Мы и наши права».

Нарисуйте совместный рисунок, на кото­ром изобразите себя, и напишите те свои права, которые пред­ставляются вам особенно важными.

Обсуждение.

Легко ли делать совместную работу?

Каким ты изобразил (а) себя?

Какие права ты считаешь самыми важными?

 

Упражнение «Я хочу тебе пожелать...».

Пусть каждый из вас напишет свое поже­лание каждому участнику группы на отдельном листочке-«ладошке» и подарит ему на память.

Дети обмениваются пожеланиями.

Обсуждение.

-Какие пожелания вы получили?

-Что приятнее: писать пожелания или получать их?

-Что самого главного мы можем пожелать друг другу?

 

Итог занятия

 

ТЕМА: «Чему меня могут научить трудные ситуации»

Цель: осознание возможности обучающего воздействия грудных ситуаций.

 

В жизни людей всех возрастов иногда происходят трудные ситуации, какие трудные ситуации вы знаете? (получена «двойка», сердятся родители и т. п.). Затем предлагает предста­вить, что трудная ситуация - это урок, который должен чему-либо научить.

Слушание сказки.

«В далекой-далекой Солнечной системе, на далекой-далекой планете Земля в одном далеком и большом городе жил Дрюпа Дрюпкин. Как жил? Да по-разному. Считал ан себя не очень счастливым, потому что слишком часто с ним что-то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цвет­ной капустой прольется, то на любимом уроке географии люби­мая учительница «три» поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как-то просто сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел и свалился на пол, да боль­но так, что искры из глаз посыпались. Только открыл Дрюпа глаза, как голосок чей-то услышал:

И не надоело тебе, Дрюпон, так жить?

Ты кто? - испугался Дрюпа.

Я - твоя шишка, - пропищал голосок.

Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и во-о-т такой шишак на затылке! И он действительно глаз­ками подмигивает.

Тебе надо измениться, Дрюпыч!

Да я уж изменился, куда больше, увидишь в темноте - ис­пугаешься, - вздохнул Дрюпа.

Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уроки жизни.

Да у меня и так жизни нет от школьных уроков.

Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нужно учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу поумне­ешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Большого Шишака.

Дрюпа от такого нахальства собственной шишки дар речи потерял, а когда нашел - шишки уже не было. И синяка под гла­зом, и царапины на шее тоже не было.

Но появился зато резвый младший брат Купер-персик. И не просто появился, а тут же Дрюпкину ручку сломал. Хотел Дрю­па ему двинуть, но что-то остановило. Может, на Купер-персике жизни поучиться? Посидел и подумал: «А может, пожалеть Персика для разнообразия?». Тут мама пришла с работы, и как всегда с претензиями: «Собаку не выгулял! Купера не обижай!» Хотел Дрюпа как всегда обидеться, а потом подумал: «Может быть, жизни поучиться и попробовать понять маму?»

Не хочется длинно рассказывать о Дрюпе - вы ведь и так уже все поняли. Дрюпе понравилось выполнять уроки жизни, понравилось изменять себя. Ну и жизнь его, конечно, измени­лась к лучшему. Какой она стала? Это вы тоже лучше меня знае­те, какой должна быть жизнь у пятиклассника, чтобы он чувст­вовал себя счастливым. А каким стал Дрюпа, когда вырос, когда школу кончил - это вы мне сейчас и расскажете».

Окончание придумывают ребята.

 

Рефлексия.

- Что вы поняли на сегодняшнем занятии?

- Что было трудным? Что - интересным? Чему вы научились?
Что нового узнали о себе и о других?

Итог занятия

 

ТЕМА «Мысли, чувства, поведение»

Цели:

- развитие эмоциональной сферы, обучение навыкам опре­деления и выражения чувств обучающихся;

- дифференциация понятий «мысли», «чувства», «поведение»;

- повышение сплоченности группы.

 

Разминка «Друг к дружке!».

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень ин­тересную игру, в которой все надо делать очень быстро. У вас ровно пять секунд на то, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь давайте быстро «поздорова­емся» друг с другом:

Правая рука к правой руке!

Нос к носу!

При команде «друг к дружке!» нужно быстро поменять па­ры.

 

Сегодня мы узнаем, как связаны между собой наши мысли, чув­ства и поведение.

 

Что такое чувства?

Как они влияют на нас?

Что значит пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»?

- Всегда ли мы успеваем подумать, прежде чем сделать что-либо? Приведите примеры...

 

Игра «Довольный и сердитый».

Закрой глаза и задумайся о том, что ты де­лаешь, когда ты доволен, и что ты делаешь, когда сердит. Сна­чала представь, что ты доволен. Как ты чувствуешь себя в этом случае? Где в своем теле ощущаешь, что ты доволен? Что ты тогда делаешь? Теперь представь, что ты рассержен... Открой глаза и походи по комнате, как можно более явно выражая, что ты сердит. Замри на минуту. Поменяй состояние. Веди себя и двигайся так, как если бы ты был очень доволен...

Упражнение «Когда идет дождь, я думаю о...»

«В сол­нечные дни я думаю о...».

Представь, что на улице дождливый день. О чем ты думаешь в такие дни? Что чувствуешь? Чем ты занят? Теперь представь, что на улице солнечный день и время года, которое тебе больше всего нравится. О чем ты думаешь в такой день? Что чувствуешь? Что тебе хочется делать? Изобрази это через рисунок.

Обсуждение.

 

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

 

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

Итог занятия

 

ТЕМА «Просьба и мое отношение к ней»

Цели:

- развитие социальных навыков в ситуациях просьбы у обучающихся;

- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения.

 

Сегодня мы пого­ворим о просьбах и о том, как просить, чтобы ситуация просьбы не превратилась в ситуацию взаимных обид.

Как обратиться с просьбой к другу, сверстнику так, чтобы он тебя услышал? Просить не всегда бывает просто. Бывает так, что мы не решаемся попросить о чем-либо, опасаясь, что нам откажут. Были ли в вашей жизни такие ситуации?

 

Действительно, просить не всегда легко. По­этому очень важно как именно человек обращается с просьбой. Можно умолять, выпрашивать, клянчить, принижать себя: «Ну, пожалуйста, ну, очень тебя прошу, давай поиграем...». Получается просьба с унижением. Человек, которого так просят, чувствует себя обязанным, ему становится неловко.

Иногда мы думаем, что мы просим, а на самом деле мы при­казываем или заставляем: «Отодвинься, это мое место, дай я тут сяду...».

Есть еще один вариант просьбы. Можно спокойно, доброже­лательным тоном обратиться к другому человеку, сказать, о чем твоя просьба и почему тебе это важно. В этом случае есть воз­можность найти общий язык и доброе отношение. Давайте с ва­ми поучимся различать эти три формы обращений.

 

Сейчас каждый из вас обратится к кому-нибудь из участников группы с просьбой. Говорящий придумывает, как он будет говорить - требовать, выпрашивать или вежливо про­сить. Тот, к кому обращаются с просьбой, пусть прислушается к себе, к своим чувствам. Соглашайтесь только на те просьбы, которые действительно хочется исполнить.

Ситуация 1

Эй, сколько времени?

Скажите, пожалуйста, который час?

Время сколько?

Ситуация 2

Ольга Николаевна, повторите задание!

Я не успел(а) записать, повторите!

- Ольга Николаевна! Повторите, пожалуйста, задание. Я не
успел(а) записать.

Ситуация 3

Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне надо.

Дай мне, пожалуйста, почитать эту книгу. Мне дали сроч­ное задание, а я нигде не могу ее найти.

- Слушай, мне так нужна эта книга. Дай мне ее на время, ну, мне очень, очень надо. Я же тебе помогла) с математикой в прошлый раз.

Ситуация 4

Дай списать задачу!

Дай мне твою тетрадь! Я только посмотрю, как ты запи-сал(а) решение задачи.

Женя, пожалуйста, помоги мне решить задачу. Я болел(а), когда объясняли эту тему, и чувствую, что мне одной(му) не справиться.

 

Обсуждение.

Когда вам не хотелось выполнять просьбу?

Что должно было измениться, чтобы вам захотелось ис­полнить просьбу?

Важно ли вам знать, почему человек обращается к вам с просьбой?

Что легче: просить или отвечать на просьбу?

 

Давайте подведем итог, что помогает общению в ситуации просьбы?

 

Ответы детей записываются на закрепленном листе:

спокойный, доброжелательный голос; вежливые слова; доброжелательный, приветливый взгляд; ровная интонация; четкое изложение просьбы;

объяснение, почему это для вас важно.

 

Просить - это не значит заставлять. Просить - не значит вы­прашивать, клянчить, заискивать. Просить - значит доброжела тельно обратиться за помощью к другому человеку, рассказав ему о своих затруднениях или о том, почему это может быть для тебя важно.

Если вдруг по каким-либо причинам наша просьба не вы­полнима, важно уметь принять отказ.

 

Игра «Я отдам тебе то, что у меня есть».

Встаньте в круг. Один из вас начинает иг­ру, обращаясь к соседу: «Тебе, Наташа, я отдам то, что есть у меня...» Нужно показать, какой именно подарок вы дарите дру­гому участнику (большой или маленький, хрупкий или прочный, тяжелый или легкий). Получив подарок, тот, в свою очередь, так же передает кому-нибудь подарок и т. д.

 

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

Завершающее упражнение «Рукопожатие по кругу».

Итог занятия

 

ТЕМА «Я ушел в свою обиду»

Цели: - обучение приемам совладания с обидой;

-развитие эмпатии и способности оказывать поддержку другим в трудной ситуации.

 

На прошлом занятии мы говорили с вами о том, как можно справляться с гневом. Сегодня мы будем учиться справляться с обидами.

 

Упражнение «Копилка обид».

Детям раздается лист, на котором нарисован мешок - копил­ка для обид. Предлагается детям вспомнить ситуации, когда каждый из них испытывал чувство обиды и разочарова­ния. Что это были за ситуации? Кто был рядом с вами? Обиде­лись ли вы на взрослых или на сверстников? Вспомните все ва­ши обиды (или одну, самую главную) и поместите ее в копилку для обид. Вы можете записать свои обиды или нарисовать их.

 

Обсуждение. Дети по кругу проговаривают то, что у них получилось по формуле:

- Я почувствовал(а) обиду, когда...

Кто еще чувствует то же, что и... (называет имя)? Скажи­те ему (ей), что вы чувствуете.

Кто-нибудь чувствует что-нибудь подобное? Можете рас­сказать это всем?

Кто сталкивался с такой же ситуацией, что и... (называет имя)? Скажите ему (ей).

 

Ребята, как вам кажется, уменьшились ваши копилки, когда вы рассказали о своих обидах? До каких разме­ров? Покажите.

Чтобы чувство обиды уменьшилось, можно: -рассказать кому-нибудь (другу) о своей обиде;

написать, нарисовать, «выплакать» обиду;

сказать самому обидчику о своих чувствах и своей позиции;

попросить поддержки и оказать поддержку товарищу.

 

Упражнение на невербальную поддержку (SOS!).

Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из них, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за ру­ки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».

Обсуждение.

- Что вы почувствовали, когда на помощь пришли спасатели?

Упражнение «Ситуация».

Работа с конкретной ситуацией обиды или с карточками, ес­ли дети затрудняются с собственными примерами. На карточках дети получают описание ситуации обиды и варианты реагирова­ния на рассказ об обиде. Важно, чтобы дети на собственном опыте почувствовали, какие слова уместны в этой ситуации.

Ситуация 1

Я Миша, мне 8 лет. На день рождения мне подарили щенка. Я гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл после школы. Я очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды я попросил своего приятеля присмотреть за щенком. Но так случилось, что он не уследил за ним, и щенок убежал. Я расклеил по городу объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.

Я был очень расстроен и обиделся на моего знакомого.

* * *

Выбери ответ, который поможет твоему другу справиться с обидой.

Не расстраивайся!

Подумаешь, щенок убежал!

Ты очень грустишь, да?

Что тебя обидело больше всего?

Успокойся!

У меня кот пропал, но я же не плачу!

Это очень грустно, когда тот, на которого ты рассчитыва­ешь, подводит тебя. Я понимаю, как тебе тяжело.

Ситуация 2 Я Оля, мне 10 лет. Со мной произошла такая история. Я по­делилась со своей подругой одним секретом, рассказала ей кое-что важное о себе. На другой день я узнала, что большинство ребят знают о моей тайне. Мне было очень неприятно и тяжело. Я считаю, что подруга меня предала, мне и сейчас еще нелегко успокоиться.

* * *

Выбери ответ, который поможет твоему другу (твоей подру­ге) справиться с обидой.

Не переживай!

Нашла из-за чего переживать!

Не надо никому говорить о своих секретах!

Я понимаю тебя, со мной произошел похожий случай!

Я понимаю, как тебе тяжело, ты доверилась другу и пожа­лела об этом.

Это очень грустно, когда разочаровываешься в друзьях.

Обсуждение.

- Какие слова помогают справиться с обидой, с тяжелой си­туацией?

- Какие реплики не уменьшают чувство обиды? Почему?

 

Упражнение с мячом «Мне нравится в тебе...».

Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди гово­рят что-нибудь приятное одному из участников группы. Знаками внимания могут отмечаться личные качества, внешность, манера поведения: «Дима, мне нравится, что ты добрый». В ответ ребе­нок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему), затем добавляет: «А еще я думаю, что я...».

Рефлексия занятия.

Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

 

Классный час «КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СТРЕССА»

Цель: формировать умения учащихся эффективно npoтивостоять стрессу.

 

I. «Рецепты» избавления от стресса.

Смотрите на вещи проще! Смейтесь от души и будьте бла­годарны Вселенной за то, что вы есть, кто вы есть и что вы имеете в своей жизни.

 

Упражнение «Улыбка».

Оно обладает огромной силой и открывает внутренний резерв энергии, который имеется у каждого человека.

Встаньте перед зеркалом, выпрямитесь, разверните плечи, гордо поднимите голову. Теперь лучезарно улыбнитесь себе, приподняв брови, и постойте так 5 минут.

Воздействуя на мышцы лица, вы влияете непосредственно на свое душевное состояние, искусственно создавая хорошее настроение.

После сна наше подсознание открыто, поэтому выполнять эту методику лучше всего утром. Тогда с утра и весь день вы будете находиться в прекрасном настроении!

Дело еще оказывается и в том, что при «раздвигании мыш­цами улыбки» в носогубном треугольнике вырабатывается эндорфин - гормон радости. И в этом причина хорошего настроения.

 

Упражнение «Выговариваю печаль».

Возьмите три листа белой бумаги, акварельные краски и кис­точку.

На первом листе, окунув кисть в черную краску, поставьте несколько черных капель, встряхивая кистью. Постарайтесь в этих пятнах увидеть какое-то изображение. Для этого соедините их между собой и слегка подправьте. Возможно, это будут черные листья, черные птицы... Ваше воображение само подскажет вам правильное решение. Затем возьмите второй лист бумаги, белую краску и проде­лайте то же самое. Внимательно посмотрите, что у вас получилось, на что стало похоже, когда вы соединили между собой пятна?

На третьем листе повторите то же самое, что вы дела с черной и белой краской, но только теперь пятна делайте ярко желтой, зеленой и красной красками.

Смотрите на свой последний рисунок около десяти минут. Вскоре вы почувствуете, что у вас появились силы. Смотрите радостно на этот мир, что бы ни случилось!

На примере этого упражнения вы поймете, как яркие краски способны изменить ваше душевное состояние.

 

Упражнение «Отрезаю проблему».

Нарисуйте свою проблему справа от себя в виде клубка за­путанных ниток. Под изображением напишите: «Моя пробле­ма». Или назовите ее более конкретно. Слева под изображением нарисуйте себя и под изображением напишите свое имя (можно использовать фотографию).

Затем возьмите ножницы и отрежьте клубок, то есть свою проблему. Вы наглядно увидели, что проблемы не стало. Одним движением ножниц вы просто отрезали ее от себя. Именно это действие поможет вашему мозгу легко распутать создавшуюся затруднительную ситуацию!

 

Упражнение «Рисую себя и госпожу Удачу».

На листе бумаги нарисуйте себя таким, каким вы видите се­бя со стороны, на своем «мысленном экране». Рядом нарисуйте очень красивую, в белом длинном платье госпожу Удачу.

А теперь снова нарисуйте себя, обязательно с улыбкой на лице, за руку или под руку с госпожой Удачей.

Как вы думаете, что вы сейчас сделали? Правильно - привлекли к себе удачу!

Никогда не сомневайтесь в успехе задуманного, гоните прочь от себя неуверенность и страх! Увидите: очень скоро в вашу жизнь придет удача и успех!

 

Цветотерапия.

Лечебные свойства цвета были известны издавна. Древние египтяне и греки использовали различные цвета для лечения конкретных заболеваний. Современные ученые обнаружили зависимость лечебных свойств цвета.

При лечении применяют семь цветов радуги и их оттенки.

 

Красный - это цвет действия и физической энергии. Это цвет страсти, мужества и жажды жизни. Он помогает преодолеть де­прессию и страх, улучшает все обменные процессы в организме, активизирует деятельность желез внутренней секреции. (Противопоказан людям с по­вышенным артериальным давлением и людям раздражительным.)

 

Оранжевый - это теплый, активизирующий цвет, цвет жиз­недеятельности. Он способствует оптимизму и открытости. Оран­жевый цвет стимулирует щитовидную железу, помогает бороть­ся с икотой, судорогами, а также способствует рассасыванию гнойников. При возникновении боли в желудке представьте себе ярко-оранжевый мигающий цвет - и боль вскоре утихнет.

 

Желтый цвет ассоциируется с солнцем и интуицией. Сти­мулирует интеллект, внимание, умственные способности. Он ну­жен для концентрации и ясности мысли, приносит удачу! Жел­тый цвет повышает аппетит, стимулирует нервы, печень, укреп­ляет сердце и контролирует уровень сахара в крови. Во время депрессии вытащите из шкафов все желтое и «искупайтесь» в этом солнечном цвете.

 

Зеленый помогает справляться с перебоями в работе иммун­ной системы, вызывает чувство уравновешенности, гармонии, обладает общим оздоравливающим действием. Этот цвет нор­мализует деятельность сердечно-сосудистой системы, подавляет микроорганизмы, понижает артериальное давление

 

Голубой - цвет душевного покоя. Вибрации синего цвета уничтожают инфекции, помогают при бессоннице, снимают психическое возбуждение.

 

Синий цвет стимулирует вдохновение и творчество, исполь­зуется для снижения боли. Если в комнате преобладает синий цвет, при болезни снижается температура, исчезает раздражение, а в семье обязательно царят спокойствие и умиротворение.

 

Фиолетовый тоже успокаивает и умиротворяет, развивает интуицию и способность мыслить абстрактно. Это очень мощ­ный цвет. Он способен снижать аппетит, поэтому желающим похудеть необходимо есть из тарелок фиолетового цвета.

 

Белый цвет - цвет чистоты и совершенства. Содержит в себе мощь преобразования и является сильным исцеляющим цветом. Способствует развитию творческого воображения и самореали­зации. Он очищает наше внутреннее пространство.

Итог занятия

 

ТЕМА «Опасные ситуации. Вежливый отказ»

Цели:

- развитие социальных навыков в ситуациях отказа;

- развитие навыков наблюдения и самонаблюдения;

- развитие вербальных и невербальных средств общения.

- информирование детей о потенциально опасных ситуациях;

- формирование способности к распознаванию опасных си­туаций;

- развитие представлений о способах поведения в ситуациях социальной опасности.

 

Давай, пока взрослых нет, сгоняем на велосипедах до того магазина.

Подари мне свой мяч, тебе же обещали купить новый.

Можно, я принесу тебе компьютерную игру через три дня?

Дай мне посмотреть твои фотографии?

Обсуждение.

Трудно ли было формулировать вежливый отказ?

Какие чувства у вас возникали, когда к вам обращались с просьбой?

Какие чувства у вас возникали, когда вы слышали отказ?

Есть ли ситуации, когда, отказывая, мы можем не думать, задеваем ли мы чьи-то чувства или нет?

 

Если на улице или во дворе вы встретитесь с незнакомым человеком, который уговаривает вас покататься на машине, взять у него игрушки, сладости, просит проводить, -это может быть опасно. В этой ситуации вы не обязаны быть вежливыми. Отойдите подальше от незнакомца, позовите на по­мощь или бегите к знакомым, которые могут защитить.

 

Какие ситуации называют «опасными»?

Какие опасные ситуации могут поджидать нас дома и на улице?

Разбор ситуаций:

Ситуация I. «Рассказ Коли» - незнакомец на улице зовет ребенка пойти с ним.

Ситуация 2. «Рассказ Кости» - на улице всем желающим раздают неизвестную жвачку.

Ситуация 3. «Рассказ Саши» - незнакомец за рулем просит ребенка сесть в машину и показать дорогу.

Ситуация 4. «Рассказ Алены» - дети пускают в квартиру чужих людей.

Ситуация 5. «Рассказ Маши» - незнакомцы на улице уго­варивают девочку сняться в рекламном ролике.

Ситуация 6. «Рассказ Мити» - мальчик соглашается пере­дать неизвестный сверток.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.063 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал