Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».






 

ТЕМА «Что делать с гневом?»

Цели:

- обучение обучающихся способам безопасного выражения агрессивных чувств;

- активизация рефлексивных механизмов.

 

Сегодня мы обсудим, как мы можем справляться с этими чувствами, не причиняя вреда себе и окружающим.

 

Упражнение «Выставка».

предлагается детям сесть удобно, расслабиться, за­крыть глаза и глубоко вдохнуть 3-4 раза.

Представьте, что вы попали на небольшую вы­ставку. На ней - фотографии людей, на которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправед ливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуа­цию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Какие это будут слова?

Обсуждение.

 

Какая это была ситуация?

- Какие слова вы сказали своему обидчику?

- Всегда ли мы имеем возможность выразить злость или обиду словами?

- Как еще есть способы выразить чувства?

 

Игра «Камушек в ботинке».

Когда мы взволнованны или начинаем сердиться, то сначала это воспринимается, как маленький каму­шек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям гово­рить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Я хо­чу, чтобы вы хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что бы мешало вам. Скажите тогда: «У меня ка­мушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется, когда я рассказываю...».

 

Игра «Обзывалкн».

Когда мы сердиты друг на друга, мы мо­жем говорить разные обидные слова. А кто-нибудь пробовал ругаться необидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов посуды - «А ты - морковка!».

Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами.

 

Разминка «Встряхнись!».

Наверняка каждый из вас видел, как отря­хивается промокшая собака... Встаньте так, чтобы вокруг вас было много свободного места. Начинайте отряхивать ладони, локти, плечи, туловище. Потрясите головой. При этом пред­ставьте, как плохие чувства, мысли, все неприятности, слетают с вас, как вода с собаки.

Рефлексия занятия.

— Я узнал (а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы....

 

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

Итог занятия

 

 

ТЕМА «Спор – не ссора…»

Цели: развитие конструктивных способов поведения в конфликт­ных ситуациях, получение опыта уверенного, ненасильственного взаимо­действия со сверстниками.

 

Упражнение «Спор - не ссора...».

На прошлом занятий мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом.

Время от времени каждый из нас хочет доказать свою право­ту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего пло­хого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации.

Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном надвое.)

Как можно избежать ссоры?

 

Игра «Интонация».

Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с дру­гом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут.... Сейчас моя очередь играть в эту игру» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно.

Обсуждение.

Какая интонация воспринималась наиболее оптимально?

Как часто вы ее используете?

 

Упражнение «Небеса и ад».

Интонация, которую мы выбираем очень влия­ет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, при­водят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опас­ны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам по­слушать восточную притчу...

Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между не­бесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и отве­тил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен».

Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч , чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад».

Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч. «А вот это и есть небеса», - заметил старик.

Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло то­гда. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чув­ствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название.

Обсуждение.

В чем различие между спором и дракой?

Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку?

Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться?

Драка - это хороший способ решить спор?

Почему мудрец в притче сказал, что насилие - это ад?

 

Когда мы обижаемся или гневаемся, то обви­няем в этом других и стараемся переложить на них ответствен­ность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты».

Ты чего разорался! -Ты мне надоел!

Ты взял мои вещи!

Ты говорил ерунду!

Ты вечно опаздываешь!

 

Составление «Я-высказывания»

Ситуация 1

Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее.

Что ты скажешь другу?
Когда я почувствовал(а)
и я бы хотел(а)

Ситуация 2

Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку.

Что ты скажешь учительнице?

Когда я почувствовал(а)

и я бы хотел(а) _

 

Ситуация 3

Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу?

Когд а я почувствовал(а)

и я бы хотел(а)

Ситуация 4

Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вы­рвала из него несколько страниц.

Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке?

Когд а я почувствовал(а)

и я бы хотел(а)

Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился (расстроилась). Что ты скажешь тёте?

Когда я почувствовал(а)

и я бы хотел(а)

Ситуация 6

Одноклассник проткнул твой футбольный мяч.

Что ты скажешь однокласснику?

Когда я почувствовал(а)

и я бы хотел(а)

* * *

Обсуждение.

- Какие трудности у вас были при выполнении этого задания?

Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»?

Что вы чувствовали, когда слышали «Я-высказывания»?

 

Рефлексия занятия.

Я узнал(а) сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

 

 

ТЕМА «Я могу собой гордиться»

Цели:

- развитие позитивного самоотношения;

- развитие рефлексии;

- повышение чувства уверенности у обучающихся.

 

Разминка «Кто я?».

Участники группы, перекидывая друг другу мячик, отвечают на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характери­стики, черты, интересы и чувства. Каждое предложение начина­ется с местоимения «Я»: «Я девочка», «Я веселый», «Я люблю музыку» и т. д.

 

Сегодня мы поговорим о том, что в каждом из нас есть хорошего и чем мы можем гордиться. Ведь для того чтобы другие люди могли узнать нас с хорошей стороны, нам нужно разбираться в себе, знать, что мы любим, как о себе ду­маем, о чем мечтаем.

 

Упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем».

Нарисуй, каким ты видишь себя в про­шлом, настоящем и будущем. Обсуждение.

Какой из рисунков тебе нравится больше всего?

Кем ты себя видишь в будущем?

Какие качества у тебя появятся?

Что бы ты себе пожелал?

 

Дети кидают друг другу мяч, добавляя фразу «Однаж­ды я...» каким-нибудь собственным достижением. Например: «Однажды я прибежал быстрее всех на физкультуре».

 

Упражнение «Все звезды».

Закройте глаза. Вспомните какое-нибудь событие вашей жизни, когда вы чувствовали себя звездой. Что это было за событие? Какие чувства вас переполняли? Кто был рядом с вами? Говорили ли они приятные для вас вещи? Что именно? Какой эпизод вспоминается наиболее ярко?.. Поти­хоньку открывайте глаза. У всех было, что вспомнить?

Теперь мы вырежем из цветного картона большие звезды, и вы нарисуете внутри их те моменты жизни, когда вы чувство­вали себя победителями, переживали успех. В ваших рисунках могут присутствовать люди, которые для вас важны или которые помогали достичь успеха. Все звезды собираются вме­сте и приклеиваются на лист ватмана.

Обсуждение.

Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Легко ли было вспомнить ситуацию успеха?

В своей обычной жизни вы чаще вспоминаете о приятных или неприятных вещах?

 

Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Инструкция. Кто из вас может представить, что чувст­вует артист после концерта? Встаньте в круг. Один из вас под­ходит к кому-нибудь, смотрит ему в глаза и дарит ему свои ап­лодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши, затем они оба выби­рают следующего, потом уже втроем подходят к следующему и т. д.

 

Рефлексия занятия.

Я узнал сегодня...

Мне понравилось / не понравилось сегодня...

Мне хотелось бы...

 

Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».

Итог занятия

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал