Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге». ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
ТЕМА «Что делать с гневом?» Цели: - обучение обучающихся способам безопасного выражения агрессивных чувств; - активизация рефлексивных механизмов.
Сегодня мы обсудим, как мы можем справляться с этими чувствами, не причиняя вреда себе и окружающим.
Упражнение «Выставка». предлагается детям сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза и глубоко вдохнуть 3-4 раза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней - фотографии людей, на которых вы сердитесь, злитесь, которые вас обидели или поступили с вами несправед ливо. Постарайтесь выбрать один портрет и вспомнить ситуацию, когда этот человек вас обижал. Вспомните свои чувства, мысленно скажите этому человеку все, что хотели. Какие это будут слова? Обсуждение.
Какая это была ситуация? - Какие слова вы сказали своему обидчику? - Всегда ли мы имеем возможность выразить злость или обиду словами? - Как еще есть способы выразить чувства?
Игра «Камушек в ботинке». Когда мы взволнованны или начинаем сердиться, то сначала это воспринимается, как маленький камушек в ботинке. Если мы его не вытащим, ноге придется очень плохо. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Я хочу, чтобы вы хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что бы мешало вам. Скажите тогда: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется, когда я рассказываю...».
Игра «Обзывалкн». Когда мы сердиты друг на друга, мы можем говорить разные обидные слова. А кто-нибудь пробовал ругаться необидно? Это могут быть названия овощей, фруктов, предметов посуды - «А ты - морковка!». Дети кидают друг другу мяч, при этом называют друг друга необидными словами.
Разминка «Встряхнись!». Наверняка каждый из вас видел, как отряхивается промокшая собака... Встаньте так, чтобы вокруг вас было много свободного места. Начинайте отряхивать ладони, локти, плечи, туловище. Потрясите головой. При этом представьте, как плохие чувства, мысли, все неприятности, слетают с вас, как вода с собаки. Рефлексия занятия. — Я узнал (а) сегодня... Мне понравилось / не понравилось сегодня... Мне хотелось бы....
Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге». Итог занятия
ТЕМА «Спор – не ссора…» Цели: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях, получение опыта уверенного, ненасильственного взаимодействия со сверстниками.
Упражнение «Спор - не ссора...». На прошлом занятий мы говорили о том, как можно справиться с обидой. Сегодня мы обсудим вопрос о том, как избежать ссоры, а если ссора все-таки произошла, какие слова нам могут помочь помириться друг с другом. Время от времени каждый из нас хочет доказать свою правоту во что бы то ни стало. Иногда в таком споре нет ничего плохого, но порой это превращается в настоящую борьбу. Начиная спорить, мы очень часто переходим на крик. И чем сильнее мы кричим, тем больше наш спор напоминает ссору и тем сложнее найти выход из этой ситуации. Чем отличается спор от ссоры? (Ответы записываются на листе, поделенном надвое.) Как можно избежать ссоры?
Игра «Интонация». Разбейтесь в пары. Можете ли вы сказать мне, каким голосом вы разговариваете, когда играете друг с другом, обращаетесь с просьбой, спорите? Ведь даже сказать слова приветствия и назвать свое имя можно с разной интонацией. Пусть каждый из вас по очереди произнесет фразу: «Привет! Меня зовут.... Сейчас моя очередь играть в эту игру» - сначала сердито, потом неуверенно, а затем доброжелательно. Обсуждение. Какая интонация воспринималась наиболее оптимально? Как часто вы ее используете?
Упражнение «Небеса и ад». Интонация, которую мы выбираем очень влияет на то, как складываются наши отношения с другими людьми, с детьми и взрослыми. Крик, недоброжелательный голос, приводят к спорам, конфликтам, непониманию. Но особенно опасны драки, тогда наступает «настоящий ад». Предлагаю вам послушать восточную притчу... Один молодой воин пришел к мудрецу и спросил его: «О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами (раем) и адом?» Мудрец на мгновение задумался и ответил: «Ты молодой глупец. Как человек, подобный тебе, может понять такое? Ты слишком невежествен». Услышав это, молодой воин рассвирепел. «Да за такие слова я готов тебя просто убить!» - заорал он и достал свой меч , чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: «Вот это и есть ад». Услышав эти слова, молодой воин вновь вставил меч. «А вот это и есть небеса», - заметил старик. Можете ли вы вспомнить случай, когда ваш спор с кем-то едва не закончился дракой? Может быть, вы были настолько возбуждены, что готовы были сами начать драку, а может быть, другой спорщик в порыве ярости набросился на вас. Удалось ли вам избежать рукоприкладства? Нарисуйте, что произошло тогда. Удалось ли вам избежать драки? Как вы себя при этом чувствовали? Дайте этой истории какое-нибудь название. Обсуждение. В чем различие между спором и дракой? Что можно сделать, чтобы спор не перешел в драку? Бывают ли случаи, когда ты вынужден драться? Драка - это хороший способ решить спор? Почему мудрец в притче сказал, что насилие - это ад?
Когда мы обижаемся или гневаемся, то обвиняем в этом других и стараемся переложить на них ответственность за наши чувства. Но за наши чувства отвечаем мы сами, а не кто-то другой. Когда мы сердимся, то начинаем говорить друг другу «ты». Ты чего разорался! -Ты мне надоел! Ты взял мои вещи! Ты говорил ерунду! Ты вечно опаздываешь!
Составление «Я-высказывания» Ситуация 1 Твой друг взял у тебя рубашку и порвал ее. Что ты скажешь другу? Ситуация 2 Твоя учительница подумала, что ты списал, и поставила тебе двойку. Что ты скажешь учительнице? Когда я почувствовал(а) и я бы хотел(а) _
Ситуация 3 Твой лучший друг не выполнил данное тебе обещание. Что ты скажешь другу? Когд а я почувствовал(а) и я бы хотел(а) Ситуация 4 Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него несколько страниц. Вчера она изрисовала твой учебник по математике. Что ты скажешь твоей сестренке? Когд а я почувствовал(а) и я бы хотел(а) Ситуация 5 Твоя тётя обещала навестить тебя, но не пришла. Ты очень расстроился (расстроилась). Что ты скажешь тёте? Когда я почувствовал(а) и я бы хотел(а) Ситуация 6 Одноклассник проткнул твой футбольный мяч. Что ты скажешь однокласснику? Когда я почувствовал(а) и я бы хотел(а) * * * Обсуждение. - Какие трудности у вас были при выполнении этого задания? Какие вы испытывали чувства, когда слышали в свой адрес «ты»? Что вы чувствовали, когда слышали «Я-высказывания»?
Рефлексия занятия. Я узнал(а) сегодня... Мне понравилось / не понравилось сегодня... Мне хотелось бы... Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге».
ТЕМА «Я могу собой гордиться» Цели: - развитие позитивного самоотношения; - развитие рефлексии; - повышение чувства уверенности у обучающихся.
Разминка «Кто я?». Участники группы, перекидывая друг другу мячик, отвечают на вопрос «Кто я?». Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства. Каждое предложение начинается с местоимения «Я»: «Я девочка», «Я веселый», «Я люблю музыку» и т. д.
Сегодня мы поговорим о том, что в каждом из нас есть хорошего и чем мы можем гордиться. Ведь для того чтобы другие люди могли узнать нас с хорошей стороны, нам нужно разбираться в себе, знать, что мы любим, как о себе думаем, о чем мечтаем.
Упражнение «Я в прошлом, настоящем и будущем». Нарисуй, каким ты видишь себя в прошлом, настоящем и будущем. Обсуждение. Какой из рисунков тебе нравится больше всего? Кем ты себя видишь в будущем? Какие качества у тебя появятся? Что бы ты себе пожелал?
Дети кидают друг другу мяч, добавляя фразу «Однажды я...» каким-нибудь собственным достижением. Например: «Однажды я прибежал быстрее всех на физкультуре».
Упражнение «Все звезды». Закройте глаза. Вспомните какое-нибудь событие вашей жизни, когда вы чувствовали себя звездой. Что это было за событие? Какие чувства вас переполняли? Кто был рядом с вами? Говорили ли они приятные для вас вещи? Что именно? Какой эпизод вспоминается наиболее ярко?.. Потихоньку открывайте глаза. У всех было, что вспомнить? Теперь мы вырежем из цветного картона большие звезды, и вы нарисуете внутри их те моменты жизни, когда вы чувствовали себя победителями, переживали успех. В ваших рисунках могут присутствовать люди, которые для вас важны или которые помогали достичь успеха. Все звезды собираются вместе и приклеиваются на лист ватмана. Обсуждение. Что вы чувствовали, выполняя это упражнение? Легко ли было вспомнить ситуацию успеха? В своей обычной жизни вы чаще вспоминаете о приятных или неприятных вещах?
Упражнение «Аплодисменты по кругу». Инструкция. Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Встаньте в круг. Один из вас подходит к кому-нибудь, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши, затем они оба выбирают следующего, потом уже втроем подходят к следующему и т. д.
Рефлексия занятия. Я узнал сегодня... Мне понравилось / не понравилось сегодня... Мне хотелось бы...
Завершающее упражнение «Рукопожатие в круге». Итог занятия
|