![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы составления и основные виды психокорреционных программ.
Существуют различные типы коррекционных программ: как стандартизированные, так и свободные (ориентированные на настоящий момент). При стандартизированной программе четко определены основные этапы программы, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. При осуществлении стандартизированной программы перед началом осуществления коррекционных мероприятий психолог должен проверить возможности реализации всех этапов этой программы, наличие необходимых материалов, требований, предъявляемых к участникам данной программы, их возможностям. При свободной программе психолог самостоятельно составляет программу, определяет цели и задачи этапов коррекции, продумывает ход встреч, определяет ориентиры результатов (достижений) для определения возможностей перехода к следующим этапам психокоррекции. Кроме этого, существуют коррекционные психологические программы, различающиеся глубиной проникновения в структуру психического развития, которые разделяются на Программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития. Сюда, в первую очередь, относятся программы, основанные на нейропсихологическом подходе: программа комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации(по А.В. Семенович); методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программ Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной). Коррекция нейробиологических особенностей осуществляется врачом. Программы, оказывающие коррекционное воздействие на уровень базовых составляющих психического развития: формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трех базовых составляющих: произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции. К ним относятся: про- грамма формирования регуляции психической активности (программа ФПР); программа формирования пространственных представлений (программа ФПП) – авторские разработки Н.Я. Семаго; программа формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской). 3) Симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентированно преимущественно на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития: арттерапевтические программы; формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста; развитие самосозна- ния через психологическую сказку. Все программы реализуются с учетом междисциплинарного принципа коррекционной работы: во всех случаях на определенных этапах работы могут быть привлечены различные специалисты.
|