Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Показатели отделений (центров инвестиций) крупнейших ТНК ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Отчетность по сегментам бизнеса В настоящее время актуальным является организация отчетности по двум новым центрам бизнеса: - по отраслевым сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые (обособленные) части организации, каждая из которых задействована в производстве отдельного продукта или группы родственных продуктов, предназначенных главным образом для реализации вне организации (п. 2 международного стандарта финансовой отчетности МСФО). - по территориальным (географическим) сегментам бизнеса, под которыми понимают организационно различаемые части организации, осуществляющие свои операции в отдельных странах или группах стран, внутри определенных географических регионов, выделяемых в зависимости от специфики деятельности данного организации (п. 3 международного стандарта финансовой отчетности МСФО). Отчетность об отраслевых и территориальных сегментах бизнеса Содержание некоторых показателей отчетности о сегментах. Доходы сегмента — это поступления (выручка), непосредственно увязываемые с сегментом или соответствующей частью поступлений организации, которую можно распределить на объективной (разумной) основе на конкретный сегмент. Они включают как поступления от операций сегмента с внешними контрагентами организации, так и с другими сегментами того же организации. Расходы сегмента — это расходы, непосредственно увязываемые с сегментом, или соответствующая часть расходов организации, которую можно на объективной (разумной) основе распределить на конкретный сегмент. Результат деятельности сегмента должен отражать уровень рентабельности сегмента и быть равен разнице между доходами (поступлениями, выручкой) сегмента и его расходами. Как правило, результат деятельности сегмента исчисляется на основе следующих показателей: прибыли от основной деятельности; налогов на прибыль, случайных (экстраординарных) статей. Проценты, полученные и выплаченные (если основная деятельность организации нефинансовая), обычно не учитываются в расчете такого результата. Активы сегмента — совокупность материальных и нематериальных активов, непосредственно относящихся к данному сегменту, а также (если это имеет место) доля совместно используемых несколькими сегментами активов, распределенная на конкретный актив, если для распределения можно использовать обоснованную базу. Трансфертная цена — это внутренняя цена передачи продуктов и услуг одним сегментом другому сегменту того же организации. Может исчисляться: на базе фактических затрат сегмента; «справедливой» рыночной цены; рыночной цены за вычетом определенной скидки.
Главный фактор, влияющий на информационную емкость отчетности, — принцип выделения сегментов. В МСФО № 14 этот вопрос решается следующим образом. В целях отчетности выделяются сегменты: Отраслевые на основе: группировки родственных видов производимой продукции или типа покупателя (заказчика); Географические на основе: географического размещения продукции организации; географического размещения рынков; типа покупателя (заказчика). Кроме того, при выделении сегментов как отраслевых, так и географических, следует учитывать определенные факторы: 1. схожесть и различие видов продукции или направлений деятельности организации, а также соответствующие показатели рентабельности, риска, роста; 2. удельный вес и относительную роль (важность) сферы производства (или иной основной деятельности) и сферы сбыта (маркетинга, рыночных отношений) для организации в целом; 3. наличие специального правового регулирования и отраслевых особенностей (например, в сфере банковской и страховой деятельности); 4. организационную структуру организации (наличие отделений, филиалов, дочерних предприятий и т.п.); 5. взаимосвязь структурных единиц, которые нельзя рассматривать как отдельные отраслевые сегменты, поскольку между ними высока степень взаимозависимости или интеграции (в случае выделения отраслевых сегментов); 6. необходимость ограничить число сегментов, чтобы избежать информационной перегрузки отчетности. Для этого рекомендуется определять степень важности (веса) сегмента в деятельности организации. Например, рекомендуется минимальный 10%-ный уровень валовых доходов и прибыли от основной деятельности или суммарных активов сегмента по отношению к тем же показателям организации (группы) в целом.
Отчетность о сегментах должна содержать следующие показатели: - объем продаж или иных поступлений (доходов) от основной деятельности в разрезе операций с внешними контрагентами организации и другими сегментами; - результат деятельности сегмента; - используемые активы сегмента (в абсолютном или относительном выражении по отношению к этому же показателю организации в целом); - принципы трансфертного ценообразования, применяемые во внутрипроизводственной кооперации между сегментами организации. Кроме вышеперечисленных показателей, которые указаны в п.13 МСФО № 14, на практике, как для внутренних целей организации, так и для его внешней финансовой отчетности используются также показатели амортизации и капитальных вложений в отраслевой сегмент. Трансфертное ценообразование в системе Управленческой отчетности Трансфертная цена (ТЦ), это условная цена на продукцию одного центра финансовой ответственности, передаваемую другому центру финансовой ответственности той же организации. Обычно имеется в виду центры, имеющие статус центров прибыли или центров инвестиций. В случае, когда продукция центра полностью потребляется внутри организации, величина ТЦ чисто учетная и не влияет на финансовое положение организации в целом. Проблема заключается в установлении «справедливой» цены, по которой будет составляться отчетность, чтобы результаты деятельности были правильно оценены. В случаях, когда центр имеет право самостоятельно выходить со своей продукцией на внешних покупателей, использовать ТЦ для определения объемов и цен реализации для центра не рациональною. В таком случае в качестве показателя оптимальности широко используется маржинальный доход. Использование маржинального дохода позволяет оценить максимизацию выгоды и минимизацию потер на рыночных операциях центра. Существуют три основных метода определения конкретной величины ТЦ. 1. ТЦ - на основе рыночных цен. (Применяются прейскурантные публикуемые цены на аналоги продукции). Используется метод, когда центр ответственности имеет и внешних ивнутренних заказчиков. 2. ТЦ - на в основе затрат: - переменных затрат; - прямых и косвенных (накладных); - совокупных затрат. 3. ТЦ – на основе договоров: При определении ТЦ широко распространен рыночный метод на основе рыночных цен. Считается, что этот метод ведет к оптимальным решениям, способствует достижению обще-корпорационных целей. Однако он имеет ряд ограничений по применению: - существованием устойчивых равновесных цен на рынке; - достаточно высокой степенью децентрализации, когда центры наделены функцией - свободно покупать и продавать как в организации, так и на стороне.
Общий (универсальный) алгоритм расчета ТЦ между центрами организации со сложной организационной структурой: - ТЦ соответствует сумме удельных переменных затрат и удельного маржинального дохода, который упущен центром из-за отказа от внешних продаж; - ТЦ соответствует переменных затрат на единицу продукта + маржинальный доход, который упущен центром из-за отказа от внешних продаж. Проблема применения алгоритма связана с использованием устойчивых рыночных цен в качестве базы для расчета, упущенного маржинального дохода. Принципы применения универсального алгоритма: - Покупающей центр ответственности должно покупать до тех пор, пока продающий центр ответственности следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать в рамках собственной организации; - если продающий центр ответственности не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающий центр может приобретать на стороне; - продающий цент наделен правом реализации своей продукции на стороне. Для решения конфликтов по применению ТЦ в организации необходимо создать независимую комиссию или совет. Принципиальность при использовании ТЦ является залогом объективности в оценке эффективности центров ответственности.
|