Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Показатели психического развития ребенка






К показателям психического развития ребенка от­носят:

— развитие познавательной сферы ребенка (вос­приятие, внимание, память, воображение, мышле­ние);

— формирование системы личностных отношений (эмоции, потребности, мотивы, установки, ценност­ные ориентации, направленность и т. д.);

— овладение системой разнообразных практичес­ких и умственных действий, обеспечивающих воз­можность продуктивной, творческой деятельности.

А что должно стать предметом психологического изучения?

Это — психологический факт. Однако психологи­ческие факты разнообразны по содержанию, форме, объему и сложности. Это может быть и ошибка, до­пущенная учеником, и его проступок, и новое соб­ственное, слово, скажем, «нырьба» — по мнению

К. Чуковского, превосходное, энергичное, звонкое слово. Есть же, кстати, слово «ходьба» от «ходить» или «стрельба» от «стрелять».

Для того чтобы определить, какие факты нужно собрать, важно сформулировать цели и задачи такой работы. Собирая факты, следует учитывать их не­однозначность. Скажем, одни дети, испытывающие повышенное возбуждение, могут кричать, хохотать, интенсивно жестикулировать; у других аналогичное состояние может вызвать подавленность, замкну­тость, слезы и т. п.

И все-таки что это за факты?

Во-первых, это физические и умственные дей­ствия ребенка. При этом важно понять, чем они вы­званы, на что направлены, как подготовлены. Напри­мер, игрушка, которой ребенок силится завладеть, находится вне поля досягаемости, и тем не менее он упорно стремится ее достать. Наблюдая за ним, мож­но подумать об упорстве, настойчивости малыша. Но если ребенку уже 3-4 года, то можно сделать вывод и о том, что он не очень сообразителен. Вместо бесплод­ного прыганья возле игрушки он мог бы подставить стул или табуретку и спокойно достать желаемое.

Психологический фактпредмет психо­логического изучения.

Для оценки общего уровня психического развития ребенка Н. А. Русина и В. А. Урываев рекомендуют вначале составить о нем общее впечатление на осно­вании оценки его соматотипа (астенический, пик­нический, атлетический), половой зрелости (мас­кулинность—феминность), позы (сцепленная, на­пряженная, расслабленная, подавленная), лица (узкое—широкое, толстое—худое, нежное—грубое, красивое—неправильное), мимики и пантомимики (живая, пониженная, преувеличенная, стереотипная). Кроме того, следует обратить внимание на состояние кожи, чистоту тела, социальное оформление внешно-

сти (аккуратный внешний вид, прическа, украшения и т. п.) (Русина Н. А., Урываев В. А., 1998).

Во-вторых, это речь ребенка, т. к. в словах выра­жаются цели поведения, часто раскрываются моти­вы, дети выражают свое понимание или непонимание чего-либо. Я уже не говорю о том, что сама речь мо­жет использоваться в качестве диагностического по­казателя развития ребенка. Оцениваются следующие параметры речи: голос (монотонный—красочный), темп (быстрый—замедленный), разговорчивость (разговорчивый, малоразговорчивый, замкнутый, неразговорчивый), дикция, словарь, используемый ребенком (богатый—бедный, разговорный—изыскан­ный, вычурность конструкций предложений, речевые вульгаризмы, степень грамотности и т. п.). При ана­лизе речи ребенка следует обращать внимание на то, как он воспроизводит мысль: легко, затрудненно, связно, замедленно.

В-третьих, психологическим фактом может стать социальное поведение ребенка. При его оценке сле­дует обращать внимание на:

характер установления контакта ребенком (торопливо, фамильярно, смело, охотно или сдержан­но, осторожно);

характер и протекание адаптации ребенка в ходе обследования (быстро или медленно);

уровень социальной активности (адекват­ная—неадекватная ситуации);

— проявление качеств социального поведения:

самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, обращает на себя внимание, подчеркивает свое пре­восходство, неподчиняющийся, высокомерный, на­смешливый, ненастойчивый, скрытно-нерешитель­ный, застенчивый, неуверенный, провоцирующий сочувствие, назойливый, настойчивый, подчиняю­щийся, стремящийся угодить, оказывающий содей­ствие, получающий радость от контакта, непосред­ственный, смешливый, шутливый, ласковый, довер­чивый. На основании оценки перечисленных качеств можно понять мотивы и тактику поведения ребенка.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал