Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть 2. Особенности психического развития в онтогенезе
Раздел 4. Факторы риска в психическом развитии. Семинар 1. Тема: Факторы риска. Нормативные и отклоняющиеся условия психического развития. 1. Террактогены. Осложнения при родах. 2. Психическое развитие ребенка в условиях депривации. 3. Дезадаптивное воспитание ребенка в семье: возникновение и развитие агрессии. Литература к теме: Факторы риска. Нормативные и отклоняющиеся условия психического развития. Вопрос 1. - Берк Лаура Е. Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. – 1056 с. С. 161 – 213. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. Вопрос 2. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 326 – 339. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. Вопрос 3. - Берк Лаура Е. Развитие ребенка – 6-е изд. - СПб.: – 2006. – 1056 с. С. 805 – 821. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. - Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Личностные расстройства. – СПб.: Питер, 2010. - 400с. Раздел 5. Развитие межличностных отношений в онтогенезе. Семинар 2. 5. 2. Антропологическая модель субъективной реальности и ее развитие в онтогенезе. 1. Антропологическая модель субъективной реальности и её развитие в онтогенезе. Основные ступени развития субъектности человека. 2. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе. 3. Аттракция как особый вид социальной установки на человека. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Список литературы по вопросам к теме: Антропологическая модель субъективной реальности и ее развитие в онтогенезе. Вопрос 1. - Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.С. 157 – 204 - Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. М., 1996. С. 5 – 27. Вопрос 2. -Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. - №6. Вопрос 3. -Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2002. 364с. - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 490с - Роджерс К. Что значит «становиться человеком»? // Райгородский Д.Я Психология личности: В 2т. С. 363 - 378. -Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. -Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. С. 303 - 319 -Ремштидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994. С. 47 – 98. Семинар 3. 5.3. Гуманистическая психология о формировании механизмов межличностных отношений. 1. Феноменологический подход К. Роджерса к исследованию психического развития. 2. Потребность ребенка в позитивном внимании к себе. Организмический оценочный процесс. 3. Условия ценности как препятствие здоровому развитию ребенка. Литература к теме: Гуманистическая психология о формировании механизмов межличностных отношений. Вопрос 1. - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб.: Прайм-Еврознак., 2008. – 490с. - Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000.С. 66 - 71 Вопрос 2. -Гиппенрейтер Ю.Б. О чувстве самоценности ребёнка. // Семейная психология и семейная психотерапия. 1998. - Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер. с англ. – СПб.: Питер-Пресс, 1997. – 608 с. С. 261 – 267. Вопрос 3. - Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368 с. С. 143 - 156. - Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
Семинар 4. 6. 1. Пренатальное развитие. Младенчество и раннее детство. 1. Пренатальное развитие. Общая характеристика. 2. Младенчество и раннее детство. Социальная ситуация развития. 3. Ведущие виды деятельности и новообразования возраста. 4. Развитие мотивационной сферы и деятельности общения. Межкультурные различия в формировании типа привязанности у детей. 5. Формирование сенсомоторной сферы ребенка. 6. Речевое развитие. 7. Кризисы первого года жизни и трех лет. Список литературы по вопросам к теме: Пренатальное развитие. Младенчество и раннее детство. Вопрос 1. - Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 160-162. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940с. – С.157-214. Вопрос 2. - Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 259-265. - Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С.181-183. - Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, Владос, 2001. – 368с. – С. 198-204; 208-213. Вопрос 3. - Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1999. – 456с. – С. 99-104. - Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С. 56-81. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364. - Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М., 1998. - Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 163-167. Вопрос 4. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 208-214. - Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – №6. – С. 5-15. - Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 259-264; 456- 461. Вопрос 5. - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.450. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер. с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364. Вопрос 6. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С.184-187. - Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456с. – С.379-383. Вопрос 7. - Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176с. – С. 95-106. - Психология развития: Учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 264-270. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 207-208.
Семинар 5. 6. 5. Дошкольный возраст 1. Социальная ситуация развития дошкольного возраста. 2. Особенности игровой деятельности дошкольников. 3. Развитие психических процессов. Формирование общения и мыслительной деятельности дошкольника. 4. Становление личности дошкольников. 5. Кризис семи лет. Список литературы по вопросам к теме: Дошкольный возраст. Вопрос 1. - Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 368с. – С.217-225. - Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291. Вопрос 2. - Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. – 360с. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С.299-300. - Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2001. – 368с. – С. 43-254. Вопрос 3. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер. с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. – С. 353-364. - Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 270-285 - Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика – Пресс, 1994. – 528с. Вопрос 4. - Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Акад. пед. наук СССР. – М.: Просвещение, 1968. – 464с. – С. 211. - Психология развития: Учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 276-285. - Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С.218-220. Вопрос 5. - Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432с. – С. 376-385. - Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М., 1989. №1. С. 7-42. - Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176 с. - Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. – М., 2000. – 416с. – С. 36-71.
Семинар 7. 6. 6. Психология младшего школьного возраста 1. Социальная ситуация развития. 2. Учебная деятельность как ведущая. Новообразования возраста. 3. Формирование произвольности психических процессов и практической деятельности. 4. Развитие восприятия, внимания, речи и понятийного мышления. 5. Развитие интересов и деятельности школьника. Список литературы по вопросам к теме: Психология младшего школьного возраста. Вопрос 1. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291. - Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с. – С. 348-356. Вопрос 2. - Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) Учебное пособие, 3-е изд., – М.: «УРАО», 1997. – 176 с. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-287. - Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности // Эльконин Д.Б. Избр. психологические труды. – М., 1989. – С. 212-215. Вопрос 3. - Психология: Учебник. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова и др.; отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 752с. – С. 214–217. - Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 349с. – С. 228-237. Вопрос 4. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – 940с. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 287-290. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 243-252. Вопрос 5. - Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: Учебное пособие для вузов Высшее образование. – М.: Академия, 2004. – 288с. - Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 285-291. - Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии 1995. №5. – С.38-50 (см. приложение №4 данного пособия). - Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 384с. Семинар 8. Раздел 7. Психология подросткового возраста и юности. 1. Социальная ситуация развития и поведение подростка и юноши. 2. Ведущий вид деятельности и новообразования подросткового возраста и юности. 3. Развитие познавательной и потребностно-мотивационной сферы. 4. Самосознание личности. 5. Профессиональное самоопределение и профессиональный выбор. Список литературы по вопросам к теме: Психология подросткового возраста и юности. Вопрос 1. - Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 291-302. Вопрос 2. - Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 291-302. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 321-326. Вопрос 3. - Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя.– М.: Просвещение, 1989.– 252 с. – С.69-78. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 293-295. Вопрос 4. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 298-302. - Психология человека от рождения до смерти. Учебник. / Под общей редакцией Реана А. А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656с. – С. 346-356. - Эриксон Э. Идентичность: Юностьи кризис: Пер. с англ. – М., 1996. Вопрос 5. - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.438-439. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 295-298. Семинар 9. Раздел 8. Период зрелости. Развитие личности взрослого человека. 1. Общая характеристика периода развития зрелости. Проблема выбора оснований для построения периодизации развития в зрелом возрасте. 2. Проблема саморазвития личности. 3. Развитие духовности и нравственности личности. Список литературы по вопросам к теме: Психология подросткового возраста и юности. Вопрос 1. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 410-411, 306-318. Вопрос 2. - Психология развития: учебник для высш.психол.учеб.заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 318-324 - Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50. Вопрос 3. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 940 с. – C.37-39. - Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003 – 672 с. – С.134-135. - Станислав Гроф, Джоан Хэлифакс. Человек перед лицом смерти. Пер. с англ. А. И. Неклесса – М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. – С. 246 - Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 37-50. - Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. Семинар 10. Раздел 9. Поздний период жизни. 1. Каскадная модель старения (Биррен). 2. Изменение когнитивных функций при старении. 3. Социальная ситуация развития в позднем периоде жизни. Список литературы по вопросам к теме: Поздний период жизни. Вопрос 1. Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-314. - Лидерс А.Г. Кризис пожилого возраста: Гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. – 2000. – №2 (10). – С. 6-11. - Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996. Вопрос 2. - Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. / Пер с англ. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – 940 с. – C. 803-804. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-313. Вопрос 3. - Психология развития: учебник для высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, и др.; под ред.Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд.; стер. – М.: Академия, 2007. – 528с. – С. 306-324. - Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте Психология зрелости и старения. – 1998. – №3. – С. 34-69.
|