Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Возникновение и развитие социологии 2 страница
Ценностно-рациональное действие основано на вере в безусловную ценность самого действия, безотносительно к его результатам. В ценностно-рациональном действии человек движется к цели, соизмеряя средства не только с внешним миром, но и со своими субъективными ценностями – этическими, эстетическими, религиозными. Чисто ценностно-рационально действует тот, «кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требуют от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание или важность какого-либо дела». Это тип действий Христа. По сравнению с предыдущим типом действия, здесь присутствует неполная осознанность, так как сознание предопределено ценностью (а ценность не поддается критическому осмыслению). Традиционное действие основано на привычке к определенным действиям. Такое действие не опосредовано целеполаганием. Это почти автоматические действия, ориентированные на привычное, повторяющееся. Субъект поступает по традиции, и ему нет нужды ставить перед собой цель, определять ценности и испытывать эмоциональное возбуждение. Это действие, формируемое на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике. Аффективное действие. Здесь доминантой действия является эмоциональное состояние субъекта (страсть, страх, гнев). Поступок определяется не целью или системой ценностей, а эмоциональной реакцией субъекта в определенных обстоятельствах. Основная функция такого социального действия – снять напряжение. Такой тип действия обычно присущ людям в толпе, на митинге и т.д. Поведение с аффективным типом действия находится на границе осмысленного действия, за пределами которого поступок перестает быть социальным. Только ценностно-рациональное и целерациональное действия являются социальными действиями в веберовском понимании. Как отмечает М. Вебер, описанные четыре идеальных типа действия не исчерпывают собой всего многообразия человеческого поведения, однако их можно считать самыми характерными. М. Вебер расположил четыре типа социального действия в порядке убывания рациональности, так как, с его точки зрения, рационализация социального действия является тенденцией самого исторического процесса. При этом главная тенденция рационализации социального действия и взаимодействия состоит в следующем. В традиционных обществах люди подчинялись нравам и обычаям, а в современном обществе они следуют собственным потребностям и интересам. Кроме того, происходит постепенное вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором уже верят не в ценности, а в успех. Рационализация общественной жизни рассматривается М. Вебером как судьба западной цивилизации. Возрастание роли целерационального действия проявляется прежде всего в экономике, политике, науке и культуре. Так, проникновение науки во все сферы общественной жизни есть свидетельство универсальной цивилизации современного общества. Современный индустриальный тип общества отличается от традиционных тем, что в нем господствует формально-рациональное начало. Движение к формальной реальности – это движение самого исторического процесса. М. Вебер прослеживает возрастание рациональности в жизни общества на примере самых разных сторон общественной жизни. В политической сфере он выделяет типы господства (легальный, традиционный и харизматический) и виды политического лидерства в соответствии со своей трактовкой социального действия (легальный, традиционный и харизматический). В религиозной сфере формулирует закон, согласно которому степень рационализации общественной жизни обратно пропорциональна силе влияния религии (происходит постепенная десакрализация общественной жизни). Именно действия в экономической сфере свидетельствуют о неуклонной рационализации общественной жизни. Социология М. Вебера включает в себя не только концепцию понимания, но и учение об идеальном типе, а также постулат свободы от ценностных суждений. Идеальный тип – некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку и объективно отвечает его интересам, сущность оптимальных общественных состояний (власти, межличностного общения и т.д.). Идея идеального типа была вызвана необходимостью выработки понятийных конструкций, которые помогают исследователю ориентироваться в многообразии эмпирического материала. Идеальный тип фиксирует «культурный смысл» того или иного социального явления и выполняет эвристическую функцию в научном исследовании. Свобода от ценностных суждений. М. Вебер разграничивает два интеллектуальных акта – отнесение к ценности и оценку. Отнесение к ценности – это перевод индивидуального впечатления о каком-либо явлении в объективное и общезначимое суждение. Такой перевод отвечает требованию, что наука об обществе должна быть свободна от оценочных суждений. Однако это не означает, что каждый ученый должен отказаться от собственных оценок и вкусов, т.е. оценки явлений. Тезис о неизбежной связи познания с ценностями и интересами исследователя приводит М. Вебера к понятиям познавательного интереса, ценностной идеи и интереса эпохи. Познавательный интерес предопределяет выбор и способ изучения эмпирического объекта. Ценностная идея определяет специфический способ мировидения (социокультурный контекст научного исследования). Интерес эпохи – это более устойчивое и объективное, чем просто личный интерес того или иного исследователя, но одновременно это нечто более субъективное, чем неокантианская «ценность» (надысторический интерес). В каждый исторический период какая-либо из ценностей является определяющей в познании. Идеи и интересы, которые определяют направленность и цели исследования, изменяются, что и находит свое выражение в идеальных типах. Таким образом, идеальный тип есть «интерес эпохи», который выражен в виде какой-либо теоретической конструкции. Идеальный тип не извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, но в виде «утопии». Такие понятия, как «капитализм», «христианство», «экономический обмен» и т.п., по М. Веберу, представляют собой идеально-типические конструкции, которые создаются для интерпретации индивидуальных исторических явлений. При этом идеальный тип выполняет функцию типизации, а не описания закономерных связей. В современный период различные школы и теории конкурируют друг с другом и одновременно взаимодополняют друг друга. Например, функционализм и конфликтология подходят к анализу общества прямо с противоположных сторон, но и та, и другая концепции успешно «работают» в социологии. Разберем важнейшие концепции современной социологии. Социал-дарвинистские концепции Данная разновидность социологических концепций возникла как попытка соединения историко-эволюционного подхода к обществу со структурно-функциональным анализом. Л. Гумплович (1838-1909) – польско-австрийский социолог и юрист, его работы «Расовая борьба» (1883), «Основы социологии» (1899) и др. Л.Гумплович попытался описать социальные процессы в терминах социопсихического группового взаимодействия. Объект социологии – социальная группа, а предмет социологии – исследование системы их взаимоотношений (этим социология отличается от философии истории, исследующей все человечество в целом). Социальная группа – надындивидуальная реальность, определяющая поведение индивидов целиком и полностью. Социальные группы подразделяются на простые (исходные, первоначальные, примитивные) – сообщества людей, обладающие ярко выраженными антропологическими и этническими признаками (первобытные орды, племена и т.п.), и сложные (группы второго порядка) – сословия, классы, государства. Любой индивид есть реальность «второго порядка», т.е. является продуктом группового опыта. Социальные группы постоянно борются между собой за влияние, выживание и господство. Постоянная и беспощадная борьба есть нормальная взаимосвязь между группами. Само общество есть продукт завоевания одних социальных групп другими. Социальные конфликты и общественное неравенство людей обусловлены биосоциальным неравенством рас («раса» у Л. Гумпловича означает «нацию», «народ»). Л.Гумплович отвергает теорию классовой борьбы, противопоставляя ей доктрину борьбы «рас». В подчинении слабых проявляется закон борьбы за существование. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами, в результате которой появляется государство, постепенно сменяется борьбой между государствами и внутри государств. Таким образом, межгрупповые конфликты не исчезают в обществе, а лишь приобретают новую форму (межплеменная война сменяется классовой и т.д.). Основная причина борьбы – экономические мотивы, борьба за материальные потребности. Л. Гумплович ввел в оборот термин «этноцентризм» («Расовая борьба», 1883) для объяснения межличностных и общественных отношений, складывающихся внутри примитивного сообщества и отношений между группами. Если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным, эстетическим, религиозным и другим ценностям, то для отношений между группами характерны недоверие, презрение, враждебность. У. Самнер (1840-1910) – американский социолог. Основные принципы социологии У. Самнера: неуклонный и автоматический характер общественной эволюции, всесилие и универсальность естественного отбора и борьба за существование. Отсюда вытекает, что нарастание имущественного неравенства не является препятствием социальному прогрессу, а, наоборот, представляет собой предпосылку и условие общественного прогресса. Первичным фактором во взаимодействии людей являются нравы и народные обычаи, которые складываются путем борьбы людей между собой и с окружающей природой. Основополагающими мотивами действий людей являются голод, сексуальная страсть, честолюбие и страх. С точки зрения У. Самнера, общество – это конгломерат конкурирующих групп, стремящихся осуществить основную цель своей жизни (поддержание жизни). Им был разработан понятийный аппарат («Народные обычаи», 1906) для анализа содержания и взаимоотношений между социальными группами («мы-группы» и «они-группы»). На основе понятия «этноцентризм» У. Самнер показывает, что «мы-группа» функционирует на основе отношений согласия, тогда как в отношении к «они-группе» проявляется враждебность. Стихийная природа всех социальных процессов делает невозможным регулирование людьми собственной жизни в обществе. К достоинствам социал-дарвинистских концепций можно отнести стремление выявить единство законов общества и живой природы, подчеркивание роли конфликтов в жизни общества и т.д. К недостаткам можно отнести сведение социальных закономерностей к биологическим (натурализм, редукционизм), сведение всей социальной жизни к борьбе за выживаемость (борьба за существование как основной закон общественной жизни), ударение на противоречивости социальной жизни (дисфункциях, а не функциях системы), что неизбежно оборачивалось односторонностью во взглядах на социальную жизнь. Кризис биолого-натуралистических теорий в конце XIX в. способствовал усилению психологической тенденции. Чисто биологические модели структуры и функционирования общества (социал- дарвинизм, органицизм) быстро утратили свои позиции, так как не учитывали один из главных факторов жизни общества – человеческую психику. В социологии складывается направление «психологизм», стремившийся учесть «психологический» фактор, определить с его помощью сущностные характеристики человека и общества. Идея сведения социального к психологическому не была новой в истории общественной мысли. Так, Дж. С. Милль в полемике с О. Контом утверждал, что все социальные законы можно свести к «законам индивидуальной человеческой природы». В общественной жизни люди обладают лишь такими свойствами, которые вытекают из законов природы отдельного человека и могут быть сведены к ним, поэтому социология имеет своей основой психологию. Как и многие другие социологические течения, психологическая социология никогда не была единым течением. К ней можно отнести такие школы, как психологический эволюционизм, инстинктивизм, психология народов, групповая психология, интеракционизм. Всем им присуща одна общая черта – стремление сводить социальное к психологическому. Психологический эволюционизм попытался дополнить социал- дарвинистскую эволюционистскую схему изучением психологических механизмов развития и функционирования общества. Л. Уорд (1841-1913) – американский социолог, первый президент Американского социологического общества. В своих работах «Динамическая социология» (1883), «Психические факторы цивилизации» (1893), «Очерки социологии» (1898) и др. отстаивает точку зрения, что в отношении к истории человечества спенсеровский принцип космической эволюции должен быть дополнен ценностной идеей прогресса. При этом все социальные институты рассматривались им как результат развития психических сил. Основанием социологии должна быть не биология, а психология. Основополагающим общественным запросом, по Л.Ф. Уорду, является стремление к увеличению наслаждения и уменьшению страдания. Желание быть счастливым – основной стимул всех социальных движений, основа общественных систем. Таким образом, общественные силы – это, по сути дела, психические силы. В основании действий личности лежат первичные «желания» (утоление голода, сексуальных потребностей и т.д.) и вторичные потребности и интересы (интеллектуальные, моральные, эстетические). Человеческие желания, связанные с удовлетворением голода и секса, породили труд и обман, которые являются постоянными спутниками человеческой жизни. Обман – разновидность труда: сначала человек обманывает животных, заманивая их в яму, затем начинает обманывать других людей. В истории человечества огромную роль играет интеллект, однако противоположные интересы людей приводят к постоянной борьбе за существование. Из-за этого единственной основой формирования социальных институтов может стать групповое чувство безопасности. Социократия – это идеальное общество, где налажен научный контроль над социальными силами посредством коллективного разума общества. Согласно Л.Ф. Уорду, гуманизация капитализма произойдет путем введения всеобщего обязательного образования, а фундаментальным законом общественного развития станет борьба за такую социальную организацию, в которой целью является всеобщее благосостояние, а главным средством – уменьшение социальных трений с помощью всемерного развития системы образования. Ф. Гиддингс (1855-1931) – американский социолог, основатель первой в США кафедры социологии в Колумбийском университете, автор книг «Принципы социологии» (1896), «Элементы социологии» (1898), «Исследования по теории человеческого общества (1922) и др. Социология – «конкретная, описательная, историческая, объяснительная наука». В отличие от психологии изучает не индивидуальный разум, а ассоциации. Социология – это «наука, которая стремится понять общее в целом и пытается объяснить его посредством космических законов и причин». При этом общество рассматривается как «психическое явление, обусловленное физическим процессом, а потому социология должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения». Общество (в первоначальном смысле этого слова) – сотоварищество, ассоциация, общая жизнь. Поэтому социологический анализ общественных процессов должен сочетать в себе изучение объективно-природных и субъективно- психологических факторов. Центральное понятие социологии – «себе подобное сознание», сознание рода (коллективное сознание) – чувство тождества людей друг другу, социальный разум, «сознательное признание другого к одному роду с собой» (именно оно обеспечивает взаимопонимание и коммуникацию людей). Это сознание отличает социальное поведение от чисто экономического, политического, религиозного поведения. Сознание рода есть первичный и элементарный субъективный социальный факт. По сути дела, речь идет о коллективном сознании (общественное мнение, коллективные настроения, социальные ценности и т.п.). Психологический эволюционизм оказался малозаметным в истории социологической мысли, гораздо более влиятельным стал инстинктивизм. Идея «социальных инстинктов» появилась из стремления психологии XIX в. сконструировать социум по образу и подобию индивида, т.е. из попытки выявить такие психологические детерминанты, которые могли бы объяснить не только индивидуальное, но и групповое поведение. Во второй половине XIX в. экспериментальные исследования человеческой психики показали: личность детерминирована не только разумом, но и мощным подсознанием (инстинкт, импульс и т.п.). Так, психологи Вюрцбургской школы ввели в научный оборот понятие установки, т.е. такого состояния сознания, которое плохо поддается логическому анализу, но регулирует отбор и динамику умственных операций. Все это привело к тому, что к концу XIX в. многие исследователи начали интерпретировать социальные явления в терминах неосознаваемых «инстинктов», «стремлений», «импульсов». Стержень инстинктивизма – теория инстинктов социального поведения. Все представители инстинктивизма выделяли «базовые» инстинкты (З. Фрейд – 2, У. Мак-Дугалл – 20, У. Джемс – 38). У. Мак-Дугалл (1871-1938) – англо-американский социолог и психолог. В 1908 г. вышла его работа «Введение в социальную психологию». Считается, что именно в этом году социальная психология утвердилась в качестве самостоятельной дисциплины. У. Мак-Дугалл проводит мысль, что теоретической основой всего обществознания должна стать «психология инстинкта». Под инстинктом понималось «врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, и действовать по отношению к этим объектам определенным образом или по крайней мере испытывая импульс к такому действию». По его мнению, существует 20 основных инстинктов. Каждому инстинкту соответствует определенная эмоция: инстинкту бегства – эмоция страха, война есть проявление инстинкта драчливости и т.д. Есть сложные комбинации инстинктов и эмоций: например, религия есть комбинация инстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональными реакциями, присущими родительскому инстинкту (нежность и др.). Главный – стадный инстинкт. Его проявления: рост городов, массовые праздники, коллективный характер досуга и т.п. Из инстинктов выводятся основные социальные институты (семья, торговля и т.п.), процессы (война и т.д.). Инстинктивизм оказал влияние на развитие социологии тем, что привлек внимание к неосознаваемым компонентам человеческой психики, а также своей конфронтацией с методологией бихевиоризма. Ограниченность инстинктивизма состоит в том, что он подменяет социальные закономерности психическими факторами, а последним пытается придать исключительно биологический характер. З. Фрейд (1856-1939) – австрийский врач, психолог. Его работы: «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии»(1913), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921) и др. Духовное развитие индивида вкратце повторяет ход развития человечества, отсюда каждый несет бремя переживаний своих отдаленных предков. Начало и основа психической жизни человека – инстинкты, влечения, желания (изначально присущие человеческому организму). Существуют два главных, «космических» инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, самосохранения, секса. Носитель полового инстинкта – всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо, половой голод). Энергия сексуального влечения может сублимироваться: преобразовываться и переноситься на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом (от физиологического акта до поэзии научной мысли). У З. Фрейда государство, религия, мораль и т.п. – все есть сублимация сексуальной энергии. Танатос – инстинкт смерти, агрессии, разрушения. Человеческая жизнь – результат борьбы этих двух сил. Психоаналитическая техника направлена на выявление бессознательных («задавленных») импульсов, мотиваций, влечений с целью избавления пациента от неврозов и восстановления душевного равновесия. Природа человека изначально конфликтна, так как представляет собой противоречивое единство трех сфер, трех основных компонентов структуры личности: «Оно» (Ид) – вместилище бессознательных, иррациональных реакций. Это наиболее примитивный элемент в структуре личности, биологический по природе, но психофизиологический по проявлениям. Руководствуется принципом удовольствия. В нем идет бескомпромиссная борьба Эроса и Танатоса. Это поставщик энергии для других сфер личности. Удовлетворение потребностей наталкивается на сопротивление других людей, поэтому они вытесняются, образуя область бессознательного в структуре личности. «Я» (Эго) – это организованное начало личности. «Я» как носитель запретов и морали, с одной стороны, вынуждено служить требованиям Ид, а с другой –учитывать внешние условия. «Я» воспринимает одновременно и бессознательные импульсы Ид и подчиняется нормативам общества. «Сверх-Я» (Суперэго) – возникает на основе «Я», продукт культуры. Это как бы идеализированный родитель, внутренний цензор. Благодаря Суперэго, «Я» контролирует «Оно»: как только «Я» качнется в сторону Ид, тотчас заговорит Суперэго (укоры совести и т.д.). Психоанализ подчеркнул роль бессознательного в психической и общественной жизни, показал, что психика и сознание – это разные вещи: сознание решает вопросы, не только связанные с отношением к миру, другим, но и свои, внутренние проблемы. Недостатками психоанализа являются: пансексуализм, т.е. чрезмерное внимание к либидо, чрезмерный удельный вес половой энергии в структуре личности; антиисторизм, т.е. личность и общество по структуре неизменны во все времена; личность и общество находятся в конфликте и противопоставляются друг другу; личность саморазвивается лишь за счет собственных своих потенций. Неофрейдизм – многочисленные концепции «социального характера» – теории «массового человека», «авторитарной личности» и т.п., опирающиеся на положения фрейдизма. А. Адлер (1870-1937) – австрийский психиатр и психолог, основатель индивидуальной психологии. А. Адлер отверг пансексуализм своих предшественников и выдвинул ряд новых положений по «социологизации» психоанализа. Например, он отвергает идею разделения личности на три инстанции и выдвигает идею единства личности, подчеркивает социальные, а не биологические факторы в мотивационной структуре личности. По А. Адлеру, комплекс неполноценности (бессознательное начало) и принцип компенсации и сверхкомпенсации составляют движущие силы психологического развития личности. Биология любого человека формирует комплекс неполноценности. Однако каждая личность соотнесена со всем человечеством, солидарна с прочими людьми. Поэтому для любого человека характерно неосознанное стремление к преодолению комплекса неполноценности, рожденное социальными чувствами. Это стремление проявляется в самоутверждении путем стимуляции своих способностей. При этом различные люди демонстрируют разные виды компенсации, которые оборачиваются различными «стилями жизни»: 1. Успешная компенсация комплекса неполноценности приводит к совпадению стремления к своему превосходству с социальными потребностями и интересами. 2. Сверхкомпенсация приводит к чрезмерному развитию какой-либо одной черты в характере личности и ее поведении. 3. Человек не может по какой-либо причине компенсировать свой комплекс неполноценности и тогда соскальзывает в невроз, у него формируется та или иная болезнь. К. Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, психоаналитик, социолог, основатель одного из направлений глубинной психологии («аналитической психологии»). К.Г. Юнг также отказался от идеи пансексуализма и сексуальной этиологии неврозов, выдвинул «аналитическую психологию», где центральным понятием стало «коллективное бессознательное», «архетип» (нечто подобное инстинктам животных, но психологического характера). По К.Г. Юнгу, либидо – это лишь психическая энергия человека вообще, определяющая интенсивность психических процессов личности и психоэнергетическую основу развития культуры и цивилизации. Таким образом, бессознательное у К.Г. Юнга – это нечто большее, чем у З. Фрейда: оно носит всеобъемлющий характер. Структура человеческой психики: 1) личное сознание, 2) коллективное сознание, 3) личное бессознательное, 4) коллективное бессознательное, «разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа». Это отражение в индивидуальной душе прошлого исторического опыта. Имеет многоуровневую структуру – семейное, национальное, расовое, общечеловеческое бессознательное. Таким образом, К.Г. Юнг постулировал, что в психике человека – помимо индивидуального бессознательного – есть более глубокий слой – «коллективное бессознательное» (его содержание – это общечеловеческие первообразы, «архетипы»: образ матери-земли, героя, мудрого старца и т.д.). Это основа снов, мифов, символики искусства. Они недоступны непосредственному восприятию и осознаются через их проекцию на внешние объекты. Архетип с греч. – первообраз, модель. Архетипы – это мотивы и их комбинации, наделенные свойством «вездесущности»; универсальные психические схемы (фигуры), бессознательно воспроизводимые и обретающие свое содержание в психических актах (религия, миф, символ и т.д.). Архетипы имеют не столько содержательную, сколько формальную характеристику: проникая в сознание, наполняются отчетливым и эмоциональным материалом. Архетипы, проникая в индивидуальное сознание, становятся отчетливыми и национально-окрашенными, что делает их способными потрясать, внушать, увлекать. Развитие культуры и человека есть болезненный процесс подавления инстинктивной природы людей. Отсюда – усиление коллективных бессознательных иррациональных сил, психическая инфляция, обезличивание, атомизация и т.п. Все это ведет к массовым психозам, формированию «массового человека», наступлению эры тоталитаризма. К. Хорни (1885-1952) – эмигрантка из Германии в США, врач и социолог. Считала, что суть человека коренится в чувстве беспокойства (раздражительность, лицемерие, безразличие, жестокость взрослых по отношению к ребенку и др.). В результате вместо чувства «мы», сопричастности – формируется чувство тревоги, одиночества, отчуждения. Основная детерминанта поведения человека: заброшенность «Я» и стремление к безопасности и реализации собственных желаний. Итак, источник невротических симптомов – это не эдипов комплекс, а чувство тревоги. Всем невротикам свойственны ригидность реакций (неспособность приспособиться к новой ситуации), а также разрыв между потенциальными возможностями и реальными достижениями. Источник «неврозов нашего времени» – конфликт между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между искусственным стимулированием потребностей (мода, реклама и т.п.) и социальной и физиологической невозможностью их удовлетворения. Из конфликта каждый человек выбирается по-своему, однако есть три основные модели (стратегии) поведения: 1. Стремление к людям, рождающее сопричастность и направленное на достижение гармонии с миром. 2. Стремление от людей, рождающее отчуждение и построенное на собственных иллюзиях, приоритете внутренней гармонии. 3.Стремление против людей, основанное на установке разрушения и рождающее восстание против ненавистного агрессивного окружающего мира. Из этих трех моделей поведения вытекают три типа конфликтной невротической личности – устойчивый, устраненный и деструктивный. Э. Фромм (1900-1980) – немецко-американский психоаналитик, философ, социолог. Работы: «Психоанализ и религия» (1950), «Марксистская концепция человека», «Иметь или быть» и др. С точки зрения Э. Фромма, в ходе эволюции человек частично утрачивает свою «непосредственно инстинктивную основу» и обретает новые качества, обусловленные социальной средой. Различия в характере людей создают не биологические потребности (голод, жажда, секс), а социально обусловленные (любовь, жажда власти и т.п.). Человек не определен биологически и не сводится к социальному – в этом его отличие от других живых существ и его трагедия. Самосознание превратило его в чужака в этом мире (чувство одиночества, страха и др.). Разорвав естественные связи с природой, человек навсегда становится рабом «дихотомии существования»: имеет множество потенций, но за свою короткую жизнь не может их реализовать; он – часть общества, но не живет в гармонии с ним и т.д. У человека появляется «свобода от» (инстинктов и т.п.) – новый исторический тип свободы человека. Вся история человечества выступает как противоположность между растущей свободой человека от внешних условий и его все возрастающей изоляцией (порождение чувства незначительности, беспомощности и т.д.). В первобытном обществе человека спасала идентификация с кланом. В Средневековье каждый знал свое место в социальной системе и не испытывал чувства одиночества, оторванности от других. Ренессанс и Реформация разрушили стабильность, возникают механизмы «бегства от свободы»: садизм, мазохизм, деструктивизм и автоматический конформизм. Теория подражания. Еще Аристотель отводил подражанию важнейшую роль в формировании человека. Теория подражания поставила и попыталась решить проблему социально-психологических механизмов межличностного поведения. Основная идея теории подражания состоит в следующем: социальное поведение невозможно объяснить без идеи подражания. Социологию всегда интересовали коллективные формы поведения – массовые, спонтанные реакции людей на «пограничные» ситуации (например, стихийные бедствия, война, революция и т.д.). Для коллективного поведения характерны такие черты, как непредсказуемость, непривычность, подозрительность, напряженность и т.д., которые могут приводить к коллективному отступлению от общепринятых норм поведения.
|