Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2. Возникновение и развитие социологии 4 страница
Н.К. Михайловский (1842-1904). Социология имеет иной предмет исследования, нежели естествознание, поэтому для нее необходимы иные методы исследования, чем принятые в естествознании. Так, объект в естествознании объективен по своей природе, методы также объективны, а результат познания истинен и общепризнан. Здесь господствует «правда- истина». В социологии же объект субъективирован, так как в общественной жизни присутствует сознание, намерения, бессознательное, цели, ценности. Значит, для социологии требуются другие методы, а в результате исследования получается более сложный феномен («правда- справедливость»). Истина не есть воспроизведение объективных свойств вещей самих по себе, она существует для человека и удовлетворяет его познавательную способность. Отсюда вытекает, что социология должна ориентироваться на определенный социальный идеал общества. Итак, «субъективный метод», необходимый для социологии, не просто вскрывает причины и необходимость исследуемого процесса, но также призван оценить исследуемый предмет с точки зрения его идеала. Н.К.Михайловский пишет: «Мы не можем общественные явления оценивать иначе, как субъективно», т.е. через идеал справедливости. Конечно, в социологии применимы и объективные методы, однако «высший контроль должен принадлежать субъективному методу», так как социология исследует общественные отношения с позиции сознательно выбранного идеала. Тезис Г. Спенсера об обязательной объективности методов в общественных науках, по Н.К. Михайловскому, нереализуем, так как социальное познание принципиально предвзято. Например, социолог, сливаясь с чужой жизнью («наблюдатель ставит себя в положение наблюдаемого»), перестает быть беспристрастным наблюдателем. Итак, социальное знание тесно связывается с нравственной оценкой, с интересами и идеалами познающей личности. Истина существует для человека, а не отдельно от человека, и в этом ее главный критерий. Субъективный метод в социологии, с одной стороны, направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов людей, с другой – на поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого социального порядка, при котором все люди могут свободно действовать и развиваться. При этом суть прогресса, по Н.К. Михайловскому, состоит в приближении истории к личности, которая должна жить полной и всесторонней жизнью. Личность никогда не должна приноситься в жертву. Если общество прогрессирует, а личность регрессирует, то это не прогресс. Провозглашается право человека на суд над историей. М.М. Ковалевский (1851-1916) видел задачу социологии в том, чтобы во взаимосвязи объективного и субъективного (экономика и религия, экономика и политика и т.п.) найти четкую эволюционную линию: из каких элементов состоит общество, какой из них является главным на данный момент времени и т.п. Ведущая роль в социологической теории М.М. Ковалевского отводится учению о социальном прогрессе. Сущность прогресса он видел в развитии солидарности между социальными группами. Задача социологии – выявление сущности солидарности, описание и объяснение ее многообразных исторических форм. При этом он призывал активно использовать сравнительно-исторический метод, с помощью которого стремился выявить общее и особенное в социальных явлениях. М.М. Ковалевский верил, что с помощью этого метода через «параллельное изучение фактов и явлений общественной эволюции народов можно выявить общую форму поступательного движения общественной жизни». Ведущей социологической школой в России в этот период становится неокантианство в лице Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, Л.И.Петражицкого, В.М. Хвостова и др. Б.А. Кистяковский (1868-1920). Выход из наметившегося кризиса в социальном познании видел в области методологии. Субъективизм, объективизм и релятивизм одинаково заводят социологию в тупик: субъективная школа абсолютизирует произвол исследователя, марксизм идеологизирует науку, прагматизм сводит истину к пользе. Всем им характерно некритическое отношение к естественнонаучным методам, игнорирование специфики социального знания. Если для естествознания достаточно идеи необходимости, то для социологии обязательным является учет этически-должного. В социальном познании следование истине и идее справедливости является одинаково важным: то и другое носит вневременной и внепространственный характер. Общество характеризуется дуализмом – стихийностью общественной жизни (причинностью) и сознательно-целевой деятельностью (нормативизмом, телеологизмом). Нормы («должное») есть автономные формы сознания, которые носят априорный и обязательный для индивидуального сознания характер. Именно нормы являются основой социума и определяют тенденции социальных изменений. Сами нормы функционируют посредством социальных институтов, индивидуальных мотивов и коллективных чувств. Таким образом, специфика общества выводится из психологического взаимодействия индивидов, а главным объектом социологии признается общность чувств, желаний и других проявлений коллективного сознания. Коллективный дух – это фундамент, на котором основывается вся общественная жизнь. П.И. Новгородцев (1866-1924). Согласно Э. Дюркгейму, «социальные факты» надо мыслить «как вещи». Согласно П.И. Новгородцеву, это не так. Их надо сопереживать как «ценность», понимать их субъективный смысл. Отсюда основная социологическая проблематика сводится к изучению механизмов нормативной (морально-правовой) регуляции социальных систем. Таким образом, вслед за Б.А. Кистяковским П.И.Новгородцев обосновывает ценность норм (право и т.д.) для общественной жизни. Индивид – единственный источник социальных решений. Культура есть область идеалов, а социум – приближение к этим идеалам. С точки зрения П.И. Новгородцева, мечта о полном торжестве культурного идеала вреднее утопии. Настоящее время является временем кризиса великих утопий (европейского рационализма с его верой в неизбежность прогресса, безусловность справедливых и универсальных способов достижения абстрактной справедливости). Человек шире его политического измерения, поэтому невозможно построить рай на земле (социализм и либерализм одинаково являются отголосками религиозных верований). Отсюда делается вывод, что критерием социального развития надо считать не настоящее (точка зрения либерализма), не будущее (точка зрения марксизма), а вечное – нравственное, априорное (точка зрения неокантианства). П.А. Сорокин (1889-1968) – выдающийся русский социолог, получивший широкое международное признание. В своих работах «Система социологии» (1920), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), «Общество, культура и личность» (1947) и др. развивал учение об «интегральной» социологии, которая бы охватила все социологические аспекты широко понимаемой культуры. В «Системе социологии» П.А. Сорокин рассматривает взаимодействие в качестве простейшей модели любого социального явления. В качестве составных элементов взаимодействия выступают: 1) индивиды, 2) акты (действия), 3) проводники общения (символы интеракции). Причинно- функциональные связи между этими элементами и составляют реальное единство любой социальной системы. Проводниками взаимодействия выступают различные символы (язык, письменность, музыка, искусство, деньги и т.д.). Взаимодействие может быть антагонистическим или солидаристическим, односторонним или двусторонним. Большой интерес во всем мире вызвало учение П.А. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. П.А. Сорокин впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Социальная стратификация – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, и постоянно воспроизводимое и модернизируемое. П.А. Сорокин ввел в социологию понятие «социальная мобильность» и много сделал для разработки этой проблемы. Социальная мобильность – это тоже естественное и нормальное состояние общества. Она подразумевает как социальные перемещения индивидов и групп, так и перемещения социальных объектов (ценностей), т.е. всего того, что создано или модифицировано в человеческой голове. Социальная мобильность – важный показатель общественной жизни. Этот показатель существенно различается на разных ступенях развития общества. Так, высокий уровень вертикальной мобильности выступает как важный критерий открытости и демократичности определенного общества. Контрольные вопросы и проблемные задания 1. Перечислите этапы развития социологии и дайте краткую характеристику каждого из них. 2. Раскройте объективные предпосылки и социальные условия возникновения научной социологии. 3. Опишите достоинства и недостатки каждого из основных направлений в социологии. 4. Охарактеризуйте особенности развития социологии в России. 5. Какая из современных социологических теорий наиболее адекватно описывает современный этап в развитии общества? Тест 1. Социология как наука возникла: а) в XVIII в. б) в первой половине XIX в. в) во второй половине XIX в. 2. Автор работы «Курс позитивной философии»: а) К. Маркс б) О. Конт в) М. Вебер 3. Представителями социал-дарвинистских концепций являются: а) Л. Гумплович б) З. Фрейд в) Ч. Дарвин 4. Центральным понятием марксистской социологии является: а) социальное действие б) общественно-экономическая формация в) социальный институт 5. Большой вклад в разработку структурного функционализма внес: а) Р. Мертон б) Дж. Мид в) Дж. Хоманс 6. Создатель теории социальной стратификации и социальной мобильности: а) К. Маркс б) П.А. Сорокин в) Э. Дюркгейм 7. Основоположником символического интеракционизма считается: а) Т. Парсонс б) Дж. Мид в) М. Вебер 8. Автор теории социального обмена: а) Р. Мертон б) Дж. Мид в) Дж. Хоманс 9. Высказывание: «Общество в целом состоит из тесно связанных друг с другом компонентов; они тесно взаимодействуют друг с другом и в целом поддерживают существование всей системы» относится к следующему направлению в социологии: а) конфликтология б) символический интеракционизм в) функционализм 10. Представитель «субъективной школы» в русской социологии: а) П.Я. Чаадаев б) Н.К. Михайловский в) П.А. Сорокин
|