Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка программы социологического исследования






Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов. Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются следующие.

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определенным образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, — деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентации людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентации.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.

Все социологические исследования проводятся по заранее разработанной программе. От тщательности её обоснования и разработки в целом, а также отдельных её положений и разделов в решающей степени зависит успех всего исследования и качество итоговых материалов.

Программа социологического исследования — документ, содержащий развёрнутое изложение её теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) с обоснованием актуальности, целей, задач, объекта, предмета и гипотез предпринимаемого исследования, а также его методико-инструментального аппарата вместе с логически обоснованной последовательностью необходимых процедур и организационным планом-графиком и стоимостью всех видов работ.

Содержание программы варьируется и зависит от типа и целей исследования. Основные функции программы социологического исследования — методологическая, методическая, прогнозная, организационно-технологическая.

Программа социологического исследования состоит из двух разделов: методологического и процедурного (методического).

Методологическая часть включает в себя следующие подразделы.

1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования.

2. Определение целей и задач исследования. Цель, положенная в основу социологического исследования, должна быть конкретизирована в перечне задач, структурирующих работу исследователя в достижении им поставленной цели. Задачи позволяют перевести цель в исполнение рядом операциональных действий.

3. Интерпретация и операционализация понятий. Интерпретация используемых в процессе исследования понятий призвана сопоставить теоретические положения с эмпирическими данными и составить целостное представление об объекте, отображаемом с помощью перечня базовых понятий.

В ходе интерпретации таких понятий исследователь уясняет для себя, по каким направлениям должен осуществляться сбор социологической информации и каким должно быть качество полученного материала. Операционализацияпонятий означает также переход от концептуальной формы представления знаний к их разложению на отдельные семантические единицы (термины). Получаемые в ходе этого разложения термины детализируют представленные в концепции базовые понятия.

4. Предварительный системный анализ предусматривает расчленение объекта на составные элементы, позволяющие рассмотреть исследуемую проблему.

5. Выдвижение рабочих гипотез. Гипотеза является важнейшим элементом научного исследования. Исследование, не предусматривающее формулировки предварительной гипотезы, будет неполным и нецеленаправленным. Поэтому, формулируя задачу исследования, руководитель проекта должен ответить на вопрос, соответствуют ли полученные результаты исходным гипотезам и насколько эти результаты являются убедительными и обоснованными.

Процедурная (методическая) часть программынацелена на то, чтобы проведенное исследование было правильно организовано, репрезентативно и релевантно в отношении используемых при обработке методов. С этой целью необходима подготовка и реализация следующих разделов.

1. Стратегический план исследования. При разработке плана исследования необходимо учитывать состояние информационной базы, задействованной в процессе достижения цели исследования. При дефиците информации составляется разведывательный (поисковый) план, предназначенный для выявления ключевых проблем и формулировки гипотез. При увеличении объема информационной базы и повышении ее качества целью рабочего плана исследования становится выявление функциональных взаимосвязей и причинно-следственных зависимостей между переменными.

2. Обоснование и проектирование выборочной совокупности единиц наблюдения. При проведении социологического исследования особое внимание должно уделяться выборке, призванной на ограниченном множестве признаков отобразить свойства всего исследуемого множества. Главной функцией выборки является обеспечение репрезентативности исследования. Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав обследуемой совокупности должен максимально приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Выборочная совокупность, ошибка репрезентации которой не превышает некоторой заданной величины (в социологии этот уровень принято определять в 5 % от номинала), называется репрезентативной. Мера подобия выборочной модели структуры генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки зависят от целей и характера исследования.

Главным принципом при проведении социологического исследования является обеспечение соответствия между генеральной и выборочной совокупностями, показатель значения которой фиксирует вероятность проявляющейся по результатам исследования ошибки.

Качество выборки зависит от трех условий: 1) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2) степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования, 3) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.

Генеральной совокупностью называется совокупность социальных объектов, находящихся в сфере внимания исследователя с точки зрения целей и задач исследования. Часть объектов генеральной совокупности, выделенной на основании ее свойств и признаков, выступающих в качестве объектов наблюдения, называется выборочной совокупностью.

3. Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации. Важнейшим требованием, предъявляемым к социологическим методам исследования, является качественный подбор шкал, используемых в вопросниках и анкетах. Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем, занимая особое место в инструментарии исследования социально-экономических и политических процессов.

4. Содержательный анализ результатов исследования.

5. Оформление результатов исследования в виде отчётов, публикаций, социальных технологий и прочее.

 

1.3. Измерение социальных процессов

 

Социальное измерение является, прежде всего, содержательной, не механической или математической процедурой, соединяя в себе в первую очередь качественный и затем количественный анализ. Шкалы призваны обеспечить не только правильный и ориенти­рованный на достижение целей исследования сбор информации, но и оптимальные условия для обработки полученной информации.

Главное предназначение процедуры шкалирования заключается в возможности измерения социальных процессов. Процесс измерения требует одновременной гомогенизации единиц наблюдения, приведения их к сравнимому виду на основе единого признака.

При подготовке решений, касающихся достижения альтернатив­ных целей, возникает необходимость формировать единый показатель на основе нескольких частных, способный отразить сравнительную значимость каждой альтернативной цели. Для проведения этой процедуры используется единая мера, или шкала, в которой соизмеряют­ся различные сочетания показателей. Благодаря правильно подобранным шкалам экспертные решения становятся более конкретными, соразмерно задачам, которые ставят перед экспертом заказчики.

Шкала — определённое упорядоченное множество значений какого-либо свойства измеряемых объектов. Шкала является эталоном измерения, обеспечивая качественную классификацию признаков, характеризующих объект исследования. Процедура шкалирования включает в себя несколько стадий.

1. Качественный анализ объекта исследования и выделение признаков, составляющих содержание объекта, процесса.

2. Выделение дискретных участков в режиме протяженности измеряемого качества объекта. К примеру, содержание такого объекта исследования, как отношение к работе, может быть разбито на такие составляющие: ответственное, безразличное, безответственное и прочее.

3. Определение индикатора, при помощи которого оценивается момент перехода от одного качества объекта к другому. Наличие индикатора означает соответствие качественного состояния объекта, его признака определенной степени его количественного выражения, основу которого закладывает созданная для этих целей шкала.

В социологических исследованиях используются следующие виды шкал: номинальная, порядковая (ранговая) и интервальная (шкала равных интервалов).

Номинальная шкала отображает перечень одноуровневых объективных признаков объекта измерения и обозначает максимально полный перечень альтернативных вариантов ответа на поставленные перед экспертом вопросы.

Примеры номинальных шкал:

1. Какая из следующих проблем ощущается Вами наиболее остро? (выберите не более трёх самых важных).

2. Ваш пол?

1 — мужской;

2 — женский.

Порядковая (ранговая) шкала используется при отсутствии объективных индикаторов и отображает стадии субъективного отношения респондентов к кому-либо или чему-либо. Позиции порядковой шкалы располагаются в направлении от более значимой к менее значимой либо наоборот. Характерными индикаторами таких шкал являются следующие варианты экспертных оценок: «вполне согласен», «пожалуй, согласен», «затрудняюсь ответить», «пожалуй, не согласен», «совершенно не согласен».

Для получения численных значений, соответствующих содержательно описанным градациям шкалы, могут быть использованы специальные методы. Методы качественных и количественных экспертных оценок используются и для определения сравнительной предпочтительности целей.

Пример порядковой шкалы:

Оцените свой жизненный уровень:

1 — живу в полном достатке, не испытываю никаких проблем;

2 — живу в достатке, но без излишеств;

3 — живу средне;

4 — живу плохо, собственных доходов не всегда хватает;

5 — живу очень плохо, весь в долгах;

6 — затрудняюсь ответить.

Одна из разновидностей порядковой шкалы — ранговая шкала. Она предполагает полное упорядочение измеряемых объектов или возможных значений определённого их свойства и присвоение им цифр от 1 до N (по числу объектов или значений свойства). Примером образования ранговой шкалы может быть предложение респонденту расположить возможные занятия в свободное время в порядке их личного предпочтения, то есть присвоить им ранги.

При использовании ранговых шкал необходимо помнить, что численность ранжируемых объектов не может быть беспредельно большой. При необходимости упорядочения большего числа объектов (или значений какого-либо свойства) рекомендуется проводить их предварительную группировку и использовать полученные группы при ранжировании как один объект. Группировке целесообразно подвергать те явления, которые располагаются в середине ранговой шкалы. Чтобы повысить чувствительность шкалы, рекомендуется исключить из перечня наиболее очевидные сюжеты (первые и последние).

Оба рассмотренных типа шкал относятся к неметрическим. Два следующих — интервальная и шкала отношений — образуют класс метрических шкал.

Интервальная шкала предполагает выделение определенного числа свойств или признаков, расположенных по равным или неравным интервалам. В виде интервальной шкалы принято обычно располагать сведения о возрасте респондентов, стаже работы и прочее. Интервальная шкала отличается от предыдущих тем, что предполагает наличие или установление единицы измерения, величины интервала и какого-то начала (точки отсчёта). Пример интервальной шкалы:

Ваш возраст:

1) до 20 лет;

2) 21—25 лет;

3) 26—30 лет;

4) 31—40 лет;

5) 41—50 лет;

6) 51—55 лет;

7) 56—60 лет;

8) старше 60 лет.

Шкала отношений представляет собой собственно интервальную шкалу с естественным началом отсчёта, то есть с точкой «0», соответствующей отсутствию измеряемого свойства у объекта. Характерной для неё эмпирической операцией, дополняющей все эмпирические операции, обязательные для предыдущих типов шкал, является определение равенства отношений, инвариантных при любой смене основной (базовой) единицы измерения.

В социологии шкалы отношений используются в виде естественных (готовых) метрик для таких, например, свойств, как длина (расстояние), уровень доходов, размер жилья и прочее. Однако в чистом виде они используются чрезвычайно редко. Как правило, они переводятся в форму интервальной шкалы.

Одной из форм шкалирования, лежащей в основе исследования социальных процессов, следует считать метод семантического дифференциала (СД). Метод СД разработан Ч. Осгудом в середине 50-х годов прошлого века для измерения эмоциональных отношений людей к смыслу некоторых понятий и слов.

Метод СД — это измерительная техника, основанная на применении факторного анализа в анализе смысловых значений. Методику СД можно использовать при анализе политической терминологии, используемой в средствах массовой информации и вызывающей различное отношение к тем или иным понятиям у читателей, или при определении общественно значимых направлений в ходе реформирования предприятия, общества, государства и прочее. Основу метода составляет набор 7- или 5-разрядных шкал, сгруппированных вокруг оппозиционных друг другу смысловых полюсов, несущих на себе возможные ценностные ориентации респондента.

Разнообразие шкал выражает сложный, системный характер информации об исследуемых объектах, в отношении которых вырабатываются устойчивые схемы поведения, определяемые допустимыми в реализации этих схем альтернативами. Благодаря оптимальному набору используемых в опросе шкал достигается максимальный эффект в обработке информации с выделением корреляционных и причинных зависимостей между переменными, служащими индикаторами описания проблемной ситуации.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал