Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Области применения






методику применяют в индивидуальной и групповой работе, для выявления общих черт в группе; в работе с детьми, которые только начинают учиться в школе; в отборе персонала

 

Определение готовности ребенка к школе

I. Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти

Приготовьте 10 односложных, не связанных непосредственно между собой слов. Например: игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция. " Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю."

Затем четко произнесите подряд 10 слов, после чего предложите повторить в любом порядке.

Такую процедуру совершать 5 раз, каждый раз под названными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наибольшее количество слов, и после этого оцените следующие характеристики ребенка:

A) если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а потом уменьшается, то это говорит об истощаемости внимания, забывчивости;
Б) зигзагообразная форма кривой указывает на рассеянность, неустойчивость внимания;
B) " кривая" в форме плато наблюдается при эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности.

II. Методика Джекобсона по определению объема памяти

Названные вами цифры ребенок должен повторить в том же порядке.
Инструкция. " Я назову тебе цифры, ты их постарайся запомнить, а потом мне их назовешь."


Второй столбец контрольный. Если ребенок ошибся при воспроизведении какой-то строки, задание по данной
строке повторяется из другого столбца.

При воспроизведении:

III. Методика по определению концентрации и распределения внимания

Подготовьте лист бумаги 10x10 клеток. В клетках поместите в случайном порядке 16-17 разных фигур: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок и пр.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданную вами фигуру крестик. А при определении переключаемости внимания ставить на одну фигуру крестик, а на другую - нолик.

Инструкция. " Здесь нарисованы различные фигуры. Сейчас ты будешь ставить в звездочках крестик, а в остальных ничего ставить не будешь".

При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить крестик в выбранную вами фигуру, а в другую нолик. В остальные ничего не ставить.

Учитывается правильность, полнота выполнения задания. Оценивается по 10-балльной системе, снижая по 0, 5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, как быстро и уверенно ребенок выполняет задание.

IV. Методика, выявляющая уровень развития операции систематизации

Во весь лист бумаги начертите квадрат. Каждую из сторон разделите на 6 частей. Соедините разметку так, чтобы получилось 36 клеток.

Изготовьте 6 кружков разной величины: от наибольшего, помещающегося в клетку, до наименьшего. Эти 6 постепенно уменьшающихся кружков поместите в 6 клеток нижнего ряда слева направо. То же проделайте с остальными 5 рядами клеток, помещая в них сначала шестиугольники (по убыванию размеров), а потом пятиугольники, прямоугольники (или квадраты), трапеции и треугольники.

В результате получается таблица с геометрическими фигурами, расположенными по определенной системе (по убывающей величине: в левой крайней колонке наибольшие размеры фигур, а в правой - наименьшие).

 

 

Теперь уберите фигуры из середины таблицы (16 фигур), оставьте только в крайних рядах и колонках.

Инструкция. " Рассмотри внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них фигуры разной формы и величины. Все фигуры расположены в определенном порядке: каждая фигура имеет свое место, свою клетку.

А теперь посмотри середину таблицы. Здесь много пустых клеток. У тебя внизу под таблицей 5 фигур. (Из убранных 16 оставьте 5). Для них есть свои места в таблице. Посмотри и скажи, в какой клетке должна стоять эта фигура? Положи ее. А эта фигура в какой клетке должна быть? "

Оценка ведется из 10 баллов. Каждая ошибка снижает оценку на 2 балла.

V. Методика по определению способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать

Подготовьте по 5 карточек, изображающих мебель, транспорт, цветы, животных, людей, овощи.

Инструкция. " Посмотри, здесь много карточек. Тебе нужно внимательно посмотреть их и разложить по группам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом". Если ребенок не понял инструкцию, то повторите еще раз, сопровождая показом.

Оценка: 10 баллов за выполнение задания без предварительного показа; 8 баллов за выполнение задания после показа. За каждую несобранную группу оценка снижается на 2 балла.

VI. Методика по определению мыслительных способностей детей 6 лет

Подготовьте 10 комплектов (по 5 рисунков):

1) 4 рисунка зверей; один рисунок птицы;
2) 4 рисунка мебели; один рисунок бытовой техники;
3) 4 рисунка игр, один рисунок работы;
4) 4 рисунка наземного транспорта, один рисунок воздушного транспорта;
5) 4 рисунка овощей, один рисунок с изображением любого фрукта;
6) 4 рисунка одежды, один рисунок обуви;
7) 4 рисунка птиц, один рисунок насекомого;
8) 4 рисунка учебных принадлежностей, один рисунок детской игрушки;
9) 4 рисунка с изображением продуктов питания; один рисунок с изображением чего-то несъедобного;
10) 4 рисунка с изображением разных деревьев, один рисунок с изображением какого-нибудь цветка.

Инструкция. " Здесь изображены 5 рисунков. Рассмотри внимательно каждый из них и найди тот рисунок, которого там не должно быть, который не подходит к остальным."

Ребенок должен работать в удобном для него темпе. Когда он справится с первым заданием, дайте ему второе и последующие.

Если ребенок не понял, как выполнять задание, повторите инструкцию еще раз и покажите, как нужно выполнять.

Из 10 баллов за каждое невыполненное задание оценка снижается на 1 балл.

VII. Методика для выявления уровня развития образных представлений

Ребенку поочередно даются 3 разрезанные картинки. Инструкция дается для каждой разрезанной картинки. Время сбора каждой картинки контролируется.

А) Мальчик. Перед ребенком лежит разрезанный на 5 частей рисунок мальчика.
Инструкция. " Если правильно сложить эти части, то получится красивый рисунок мальчика. Сделай это как можно быстрее."

Б) Медвежонок. Перед ребенком лежат части рисунка медвежонка, разрезанного на части.
Инструкция. " Это разрезанный на части рисунок медвежонка. Сложи его как можно быстрее".

В) Чайник. Перед ребенком лежат 5 частей рисунка чайника. Инструкция. " Сложи рисунок как можно быстрее" (Название объекта не дается).

Из трех полученных оценок вычисляется средняя арифметическая.

VIII. Название цвета по показу

Приготовьте 10 карточек разного цвета: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового, белого, черного, коричневого.

Показывая ребенку карточку, спросите: " Какого цвета карточка? "

За 10 правильно названных карточек - 10 баллов. За каждую ошибку снижать 1 балл.

IX. Исследование качества звукопроизношения

Предложите ребенку назвать то, что изображено на картинках, или повторить за вами слова, в которых встречаются звуки, относящиеся к группам:

А) свистящих: [с] - твердое и мягкое, [з] - твердое и мягкое

Самолет - бусы - колос Заяц - коза - воз
Сито - гуси - лось Зима - газета - витязь

Б) шипящих: [ж], [ш], [щ], [ч], [ц]

Цапля - яйцо - нож Чашка - бабочка - ключ
Жук - лыжи - нож Щетка - ящерица - нож
Шишка - кошка - мышь

В) небных: [к], [г], [х], [й]

Крот - шкаф - замок Халва - уха - мох
Гусь - угол - друг Йод - зайка - май

Г) Сонорных: [р] - твердое и мягкое, [л] - твердое и мягкое

Рак - ведро - топор Лопатка - белка - стул
Река - гриб - фонарь Лейка - олень - соль

При подборе других слов важно, чтобы звук встречался в начале, середине и конце слова.

Оценка 10 баллов - за чистое произношение всех слов. Невыговаривание одного звука снижает оценку на 1 балл.

X. Методика определения уровня мобилизации воли (по Ш.Н. Чхарташвили)

Ребенку предлагается альбом из 12 листов, в котором 10 заданий. На левой стороне (при развороте каждой позиции) вверху и внизу расположены 2 кружка диаметром 3 см, на правой - цветные картинки (пейзажи, звери, птицы, машины и т.д.).

Инструкция. " Вот альбом, в нем есть картинки и кружки. Нужно внимательно смотреть поочередно на каждый кружок, сначала на верхний. И так на каждой странице. На картинки смотреть нельзя." (Последнее слово интонационно подчеркивается.)

Выполнение всех 10 заданий без отвлечений на картинки оценивается в 10 баллов. Каждое невыполненное задание снижает оценку на 1 балл.

XI. Методика, определяющая уровень развития мелкой моторики рук, аналитических и синтетических функций мозга (изучается посредством графического диктанта и метода Керна - Йерасека)

Образец графического диктанта

Ребенку дают листок бумаги в клеточку и карандаш. Показывают и объясняют, как нужно проводить линии.

Инструкция. " Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Сначала я покажу тебе, как нужно рисовать, а потом я буду тебе диктовать, а ты внимательно слушай и рисуй. Давай попробуем."

Например: одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз.

" Видишь какой рисунок получился? Понял? Теперь выполни задание под мою диктовку, начиная вот от этой точки." (Ставится точка в начале строки.)

Первое графическое изображение

Инструкция. " Теперь внимательно слушай меня и рисуй только то, что я буду диктовать:

одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх. Одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Второй графический диктант

Инструкция. " Теперь нарисуй еще один рисунок. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вверх, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо, одна клеточка вниз, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задания - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл.

Третий графический диктант

Инструкция. " Теперь нарисуем еще один узор. Слушай меня внимательно:

одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, три клеточки вниз, одна клеточка вправо, две клеточки вверх, одна клеточка вправо, две клеточки вниз, одна клеточка вправо, три клеточки вверх, одна клеточка вправо."

Оценка: за все задание - 10 баллов. За каждую ошибку снимается 0, 5 баллов.

XII. Методика для изучения и оценки моторной персеверации (т.е. шаблонного повторения движения)

Инструкция. " Посмотри внимательно на этот узор и попробуй нарисовать такой же. Вот здесь (указать где)."
Ребенок должен продолжить узор, изображенный на бланке. Поочередно предлагается 10 бланков.
За каждое правильно выполненное задание - 1 балл. Максимально - 10.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XIV. Методика определения уровня развития коммуникативной сферы

Уровень развития общительности ребенка определяется в детском саду воспитателем во время общих детских игр. Чем активнее ребенок в общении со сверстниками, тем выше уровень развития коммуникативной системы.

10 баллов - сверхактивный, т.е. постоянно тормошит сверстников, вовлекая в игры, общение.
9 баллов - очень активный: вовлекает и сам активно участвует в играх и общении.
8 баллов - активный: идет на контакт, участвует в играх, иногда сам вовлекает сверстников в игры, общение.
7 баллов - скорее активный, чем пассивный: участвует в играх, общении, но сам не понуждает к этому других.
6 баллов - трудно определить, активный или пассивный: позовут играть - пойдет, не позовут - не пойдет, сам активности не проявляет, но и участвовать не отказывается.
5 баллов - скорее пассивный, чем активный: иногда отказывается от общения, но участвует в играх и общении.
4 балла - пассивный: только иногда участвует в играх, когда его настойчиво приглашают.
3 балла - очень пассивный: не участвует в играх, только наблюдает.
2 балла - замкнутый, не реагирует на игры сверстников.

XV. Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через час. Инструкция. " Вспомни те слова, которые я тебе читал".

Оценка 10 баллов - если ребенок воспроизвел все те слова. Каждое невоспроизведенное слово уменьшает оценку на 1 балл.

Оценка результатов

Коэффициент психологической готовности (КПГ) ребенка к школе определяется отношением суммы оценок к числу методик. При этом КПГ до 3 баллов оценивает неудовлетворительную готовность, до 5 баллов - слабую, до 7 баллов - среднюю, до 9 баллов - хорошую и до 10 баллов - очень хорошую готовность.

 

Развитие речи у ребенка четвертого года жизни

Достижения вашего малыша множатся с каждым днем. Теперь уже он не только охотно слушает то, что ему рассказывают, но и сам хочет поделиться с вами своими новостями, планами, опасениями. Ребенок начинает рассуждать о том, что видит вокруг, о том, что привлекло его внимание, произвело какое-то впечатление. Это как бы собирательный портрет трехлетнего говоруна, но каждый ребенок развивается индивидуально, и темпы развития речи тоже не могут быть совершенно одинаковыми.

Еще на третьем году жизни малыш, случалось, ставил вас в тупик вопросами. Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Будьте готовы к вопросам-цепочкам: ребенок задает один вопрос, получает на него ответ и задает другой. " Почему утюг горячий? " Потому что его нагревает электричество. " А почему оно его нагревает? " Потому что идет ток. " Почему идет ток? "... И так продолжается долгое время. Постарайтесь не раздражаться, терпеливо отвечать и разъяснять ребенку интересующие его моменты.

Задавая вопросы, малыш просто хочет побольше узнать об окружающем мире, а вовсе не стремится вас подразнить. Ребенок теперь может говорить не только с вами или другими домашними и друзьями, но и с посторонними, на улице, в поликлинике или в магазине. Внимание малыша еще не слишком устойчиво, поэтому не удивляйтесь, если ребенок отвлечется на что-то другое и не дослушает вас. Объясняя, говорите понятным ребенку языком, доступно.

Запас слов, которым располагает ваш ребенок, несравненно больше, чем год назад. Недаром малыш так бойко болтает, послушайте-ка. Вы неплохо потрудились, и труд не пропал впустую. Но обратите внимание: если ребенку нужно вам что-то рассказать, и его очень волнует предмет разговора, речь становится неточной. Не хватает слов, чтобы описать какое-то событие, пережитое им непосредственно. Иногда ребенок сам чувствует, что подобранные им слова не совсем подходят смыслу рассказываемого. Некоторые дети раздражаются из-за этого, другим кажется, что их не понимают.

Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Если по ходу чтения он задает вопросы, обязательно отвечайте, чтобы не оставалось непонятного и ребенок усваивал сюжетную линию. Не грех и вам поинтересоваться пониманием читаемого, спросив малыша о чем-то из прочитанного.

Можно обсудить иллюстрацию, разыграть сценку. Сколько всего интересного могут мамы! Иной раз просто диву даешься, видя женщин, крутящихся, как белка в колесе, замотанных, озабоченных постоянными житейскими проблемами, но творящих чудеса для своих детей. Часто вспоминается одна мама, родившая двоих мальчишек в тридцать пять. Она была так счастлива, что не могла даже на секунду притушить свет глаз и улыбки... Жилось ей непросто, но она окружила детей теплом и любовью, каждый день был праздником общения. Она разыгрывала со своими близнецами такие представления, инсценируя сказки и рассказы о животных, что соседи по коммуналке собирались в комнате, как в театре...

В этом возрасте очень полезно заниматься " накопительством", накапливать новые слова, чтобы малышу было легче выражать свои мысли и понимать окружающих. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Хорошо бы, чтобы игра была не просто манипулированием с предметами, а неким действом с сюжетом. Учитывая обилие игрушек, предлагаемых торговыми центрами, вы не будете испытывать затруднений с тематикой. Так как пора уже малышу учиться обобщать, игру можно организовать по какой-нибудь теме, например, " лечение" кукол на приеме у " врача", " продажу " овощей и фруктов в " магазине". Во время таких игр можно не только сообщать ребенку новые слова, но и приводить к тому, что группу предметов можно назвать одним словом. Это поможет ребенку усвоить понятие категории, обобщения. Например, в родовое понятие " мебель" включается множество видовых: " стул", " табуретка", " шкаф" и т. д.

Все эти знания в дальнейшем будут служить одним из показателей развития речи и прочих сторон личности маленького человека, их будут неоднократно проверять на тестированиях, экзаменах и всяческих испытаниях при поступлении в... туда, куда вы решите определить своего ребенка.

Старайтесь дать малышу возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности, отличительные черты. Вот вы накрываете на стол, расставляете посуду.

Сок малыш будет пить из стакана, а чай из чашки. Чашка стоит на блюдце, а каша положена в тарелку. Ребенок видит и сходство, и различия между предметами, которые, в общем-то, предназначены для одного и того же. Малышу нужно сделать выбор, например, чем есть кашу: вилкой или ложкой; если ложкой, то какой: большой, маленькой или средней. Это поможет определить и запомнить признак, который был для этого выбора решающим. Малыш также должен понять, что выбирать обязательно надо. Потом, когда вы будете вместе " кормить" кукол или угощать пришедшую в гости бабушку, станет ясно, насколько удается ребенку закрепить, отложить в память новые понятия.

Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами, мы не устаем повторять это! Пусть ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии, увидит, как ее используют, а то и сам попробует что-нибудь сотворить (с вашей помощью и под внимательным и доброжелательным контролем).

Малыш обязательно должен участвовать вместе с вами в различных действиях. Вот вы идете в магазин, и ребенок идет с вами. Вы выбираете товары, комментируя свои действия, а также попутно интересуетесь мнением малыша относительно покупок. Обязательно подводите итоги совместной деятельности: " Леша, мы с тобой ходили в магазин. Что мы купили, помнишь? " Предложите ребенку помочь вам выложить покупки из сумки и распределить по полкам и шкафам. При этом говорите с малышом о том, что вы вместе делаете: " Куда мы положим рис? В банку на полку. А картошку? В ящик под окном. А котлеты? В морозилку".

Через некоторое время, как будто забыв, что куда пристроили, поинтересуйтесь у малыша: " Ты не помнишь, куда мы положили рис? " Можно и немножко " попутать" ребенка: " Мы купили столько вкусного: и яблоки, и апельсины, и бананы, и помидоры. Это ведь все фрукты, да, Сережа? "... И вот Сережа удивленно поднимает на вас глаза, вынимая из пакета помидор и глядя на него: " Нет, помидор - не фрукт, он - овощ! " Браво, Сережа и мама! А теперь пусть ваш умненький и не попавшийся в ловушку ребенок помоет помидоры для салата.

К четырем годам малышу нужно знать и уметь рассказать, кем работают родители (естественно, на доступном пониманию ребенка уровне), то есть названия профессий перестают быть тайной за семью печатями. Малышу надо объяснять не только, как называется тот или иной специалист, но и что конкретно он делает. Продавец взвешивает товар, упаковывает, подает; парикмахер расчесывает волосы, стрижет, красит, завивает, укладывает и т. д. Малыш уже не только фиксирует то, что видит, он дает оценку действиям: мама очень чисто моет пол, бабушка ровно расставляет книги, папа быстро колет дрова. Так постепенно растет словарный запас, и вы не перестаете удивляться тому, как быстро ребенок вводит новые слова, обороты и выражения в свою речь. " Трудовую деятельность" не обязательно организовывать на каждом шагу, постоянно. Подойдут и разнообразные занятия, например, имитирующие процесс уборки-приборки.

Одна маленькая девочка очень любила наводить порядок в ящиках папиного письменного стола. Она очень тщательно, не торопясь, выкладывала все содержимое на кровать. Здесь были блокноты и блокнотики, карандаши и карандашики, скотч, резинки, лента для пишущей машинки, кнопки и т. п. Названия всех предметов девочка быстро усвоила, и процедура наведения порядка была отработана до мелочей, проводясь даже тогда, когда порядок был не нарушен... И педагогические закономерности сработали: когда девочка выросла, и у нее появился собственный стол, а, точнее, секретер, разбор содержимого организовывался регулярно и к порядку претензий не предъявлялось.

Помогайте ребенку высказываться, стимулируйте его желание поделиться с другими людьми: " Катя, расскажи бабушке, где мы с тобой сегодня были". После какого-нибудь интересного похода или события, впечатлившего ребенка, попробуйте вместе нарисовать картинку на тему увиденного. Пусть это не будет произведение искусства, но обсуждение нарисованного поможет малышу запомнить новые слова и точнее фиксировать свои наблюдения. Не забывайте, что ребенок будет стараться рассказывать вам что-либо только в том случае, если это вам действительно интересно.

На четвертом году дети еще не очень активно описывают признаки предметов, поэтому разнообразьте свою речь обилием прилагательных. Это хорошо получается и в бытовой обстановке. Например, малыш просит дать ему грушу, а вы предлагаете выбрать: " Тебе какую, большую или маленькую? Зеленую или желтую? "

Хорошо бы и игрушками пользоваться разнообразными, позволяющими видеть как можно больше признаков. Потренируйте ребенка, предлагая ему:

- выбрать из коробочки только маленькие (темные, светлые, гладкие, шершавые и т. д.) камушки, а камушки вы вместе насобирали на прогулке;
- назвать, из какой чашки он предпочитает пить молоко (из большой, маленькой, высокой, низкой, широкой, узкой);
- выбрать и сказать, какое пюре приготовить (горячее, теплое, холодное).

Ребенок с удовольствием выполнит вашу просьбу и прокомментирует свои действия. Если вы попросите, он разложит по ящичкам вилки и ножи, по полкам чашки и тарелки. Конечно, с этими предметами нужно быть осторожным, но помните, что если ребенок не будет знаком с ними, ему нелегко будет в будущем научиться обращаться с множеством вещей.

Вам, конечно, хочется, чтобы речь ребенка была правильной, точной. Еще раз придется напомнить, как важно следить за собственными высказываниями. Если бабуля выговаривает внуку: " Сколько разов я тебе говорила...", а мама возмущается: " Почему ты ихние игрушки берешь, а на место не ложишь? ", подобные обороты усвоит и ребенок. Да и объем детской речи во многом зависит от общения с ним родителей. Однажды на приеме у логопеда мама четырехлетнего мальчика посетовала, что ребенок недостаточно разговорчив, хотя многое знает и прекрасно понимает, что ему говорят. Папа, сидевший рядом, не произнес за полчаса ни одного слова, изредка кивая. " В кого это он у нас такой молчун..." - вздохнула мама.

Хотите, чтобы ребенок грамотно говорил, - тренируйте его. Здесь вам поможет чтение, ну, и, конечно, игры. Доставайте-ка снова наш " Волшебный мешочек", он еще пригодится. Пусть ребенок узнает предмет по вашему описанию. Расставляйте на столе разные игрушки (только не очень много). Пусть малыш объясняет, что стояло на столе, а чего не стало. То же можно делать и с картинками. Да и просто спрашивайте " у кого газета? " - " у папы", " где ваза? " - " на столе" и т. д.

Одна из излюбленных тем на многих тестированиях и проверках " Животные и их детеныши". Показывайте и называйте ребенку кошку с котятами, собаку со щенками, и живых, и на картинках. Ребенок использует в речи чаще то, что видел, хорошо знает. Ну, а попутно можно рассказать и о том, как нужно заботиться о наших меньших братьях, чем кормить, какие повадки у зверей, это тоже важно и интересно ребенку.

Малыш не только слушает ваши рассказы, но уже начинает их пересказывать. Легче всего получается пересказ любимых сказок. Конечно, не нужно говорить ребенку: " Перескажи сказку! " Лучше попробуйте так: " Что ты запомнил из сказки про Колобка? " Или помогите малышу вопросами. Позволим себе снова посоветовать представлять действия персонажей, разыгрывать сценки. На первых порах достаточно приобрести несколько масок героев сказок и смастерить что-нибудь характерное для облика, например, картонную морковку для зайчика. И хотя рассказ малыша состоит всего из нескольких предложений, пусть он будет эмоциональным, живым, передающим отношение маленького человека к тому, что он говорит.

Мы уже говорили о том, что у маленького ребенка произношение достаточно долго остается нечистым. Дефекты речи в возрасте до четырех лет, а иногда и до четырех с половиной, логопеды называют " физиологическим косноязычием". Исправлять дефекты в этом возрасте считается нецелесообразным, но тренировать малыша, развивать возможности произношения звуков необходимо. О том, что нужно делать для стабилизации правильного произношения, чуть позже. А сейчас коснемся некоторых влияющих на произношение моментов.

Вы, конечно, понимаете, что малыш хорошо произносит звуки в том случае, если он хорошо слышит, различает звуки на слух. Как вам можно тренировать слуховое восприятие малыша, то есть развивать способность распознавать и речевые, и неречевые звуки? Вы уже этим занимались, так что имеете некоторый опыт и теперь понимаете, что к чему. Музыкальные, звучащие игрушки приготовили? Отлично, теперь давайте подудим в дудку, потрясем бубен, стукнем в барабан. Малыш не должен видеть ваши манипуляции, только слышать, а потом определять, на чем же вы играли. Потом предложите ребенку задать вам ту же задачу, ну, а при ответах ошибитесь-ка пару раз и посмотрите, поправит ли вас ребенок. Попросите его повторить звук. На второй раз, наверное, ответим правильно?

Очень нравится детям определять, откуда донесся какой-нибудь звук. Если вы организуете такую игру на природе, это вообще замечательно, так как там ребенку потребуется сконцентрировать все внимание на решении задачи, ведь кругом столько отвлекающих, интересных моментов. Полезно учить ребенка распознавать и разные бытовые звуки, например, определять, чем вызван скрип двери, треск рвущейся бумаги, стук закрываемой двери. Если дома вы не одни с ребенком, попробуйте поиграть с ним в узнавание по голосу. Чем больше народу участвует в этом, тем интереснее, особенно, если окружающие будут говорить то громко, то тихо, чуть-чуть изменять голоса.

Интересно будет для малыша поиграть в такую игру: перед ребенком выкладываете несколько картинок с изображением животных и их детенышей. Имитируете голос животного (взрослого) и спрашиваете: " Покажи, кто так кричит? Кто это? А как кричит цыпленок? " Ребенок не только учится различать голоса по различным признакам, но и пытается при этом анализировать разницу.

Следите за тем, чтобы малыш не торопился, чтобы темп речи не опережал возможности ребенка. Дети в этом возрасте чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном, поэтому будьте внимательны и не пытайтесь торопить ребенка. Вспоминается история мальчика, который, по мнению мамы, говорил слишком медленно. При этом он хорошо выражал свои мысли и вообще не страдал никакой речевой недостаточностью. Но маме не нравилось, что ребенок говорит медленно, и она отправилась с сыном к невропатологу (это происходило много лет назад, когда с логопедами были проблемы, а в небольшом городе о них вообще почти ничего не было известно). Доктор ничего не нашла, но, видя мамину тревогу и озабоченность, посоветовала торопить мальчика, когда он говорит. Мама последовала этому совету и добилась успеха: мальчик стал говорить гораздо быстрее, чем раньше. Правда, он стал заикаться...

Но вы не собираетесь торопить малыша, когда он говорит, а, наоборот, спокойно даете ему возможность высказаться и как следует произнести то, что он хочет. При этом слушайте, как ребенок произносит звуки. Очень аккуратными и внимательными должны мы с вами быть, когда начинаем втолковывать ребенку, как " услышать" звук в слове. К четырем годам уже многие звуки должны произноситься правильно. К звукам, освоенным на третьем году, добавляются " с", " з", " ц". Четко произносятся " ы", " э", " х", с которыми еще могли быть проблемы. Ну, а если ваш ребенок правильно произносит еще и " ш", " ж", " щ", " ч", " л", " р", он просто умница. Впрочем, если этих звуков нет, не стоит расстраиваться, впереди есть время их освоить, а вам надо продолжать заниматься тренировкой слухового внимания и развивать произносительные умения малыша.

Ближе к четырем годам уже можно попробовать учить малыша отыскивать звук в слове. Не произносите пока слово " звук": " Посмотри на картинку. Это цапля. Скажи, пожалуйста, в слове " цапля" есть " ц" или нет? " (Звук " ц" постарайтесь выделить голосом.) И малыш, к примеру, хлопает в ладоши, подтверждая: есть " ц". Потом можно показать и назвать другую картинку или игрушку, в названии которой нет " ц", и опять спросить ребенка. Только не переусердствуйте в таких заданиях. Двух-трех в день будет для начала вполне достаточно. Возможно, малыш и не захочет сразу заниматься такой работой, не заставляйте его, переждите, а потом сделайте второй заход, естественно, в игровой форме: " Лягушка громко квакает в болоте: ква-ква-ква! Есть ли в ее кваканье " к"? Ну-ка посмотри на картинку, вот лягушка. Как она квакает? "

На четвертом году ребенок по-новому вслушивается в звуки, составляющие слова, и порой сам изобретает что-нибудь новенькое, пытаясь связать конкретную вещь, ее название и действие, которое производится при помощи этой вещи, напрямую, вместо " ножика" вдруг появляется " режик". В этом нет ничего страшного, это нормальное явление и показатель того, что развитие речи идет полным ходом. Вооружитесь лото и различными наборами картинок, можно и самим порисовать, если получается узнаваемо. Самые простые и удобные задания по картинкам могут быть примерно такими: демонстрируя изображение новогодней маски, спросите, что это: маска или каска?

К изображению пенька дайте на выбор несколько слов - тень, день, лень, пень. Или поинтересуйтесь, пень это или печь. Единственным условием при выполнении такой работы будет знакомость данных слов ребенку. То есть названия предметов должны быть известны малышу. Учить различать звуки можно и при чтении, для этого прекрасно подходит, например, " Путаница" К. Чуковского. Играя с ребенком, прося его изобразить звуки, издаваемые разными предметами, голоса животных и птиц, вы тоже закрепляете умения воспринимать, произносить и различать звуки.

Ку-ка-ре-ку.
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах.
Снеслась в кустах.
Пить-пить-пить
Воды попить.
Мур-мур
Пугаю кур.
Кра-кра-кра,
Завтра дождь с утра.
Му-му-му!
Молока кому?

Скажи погромче
Слово " гром" -
Грохочет слово,
Словно гром.

Скажи потише:
" Шесть мышат" -
И сразу мыши
Зашуршат.

Скажи:
" Кукушка на суку" -
Тебе послышится:
" Ку-ку".

А скажешь слово
" Листопад" -
И листья падают,
Летят,
И словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад
И мокрую траву.

Скажи " родник" -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом
(Ключ от дверей тут ни при чем)...
(А. Барто)

Что без чего не бывает

Знай, что не бывает лодки без реки,
Праздника - без песни, хлеба - без муки,
Дождика - без тучи, розы - без шипов,
Сказок - без начала, леса - без грибов.

Знай, что не бывает моря без волны,
Шутки - без улыбки, марта - без весны,
Летчиков - без неба, армий - без полков,
Школ - без переменок, драк - без синяков.
Знай, что не бывает дружбы без друзей,
Лестниц - без ступенек, дома - без дверей,
Утра - без рассвета, дыма - без огня...
Впрочем, продолжай-ка дальше без меня.
(М. Пляцковский)

Мы уже неоднократно говорили о том, как развивать умение правильно дышать при речи. Это особенно важно и потому, что скоро ваш малыш приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание. Впереди ждет не только встреча с миром книг, прочитанных самостоятельно, но и тест " на технику чтения". Поэтому не выбрасывайте игрушки, которые вы приобрели или сделали для выполнения упражнений, развивающих дыхание: бумажные бабочки, птички, рыбки, самолетики, свистульки и трубочки, они еще пригодятся. Ведь для того, чтобы говорить в нормальном (а не ускоренном) темпе, выразительно, красиво, фразами достаточной длины, нужно пользоваться полноценным речевым выдохом, вот его-то вам и нужно развивать у малыша.

Попробуем кое-что добавить к списку тех упражнений, которые мы уже порекомендовали вам (см. Развитие речи у ребенка третьего года жизни). Раньше мы сдували ватку в одном экземпляре, теперь разложите несколько кусочков этого универсального материала в разных концах стола и попросите ребенка сдуть все ватки, например, к центру, где сидит игрушечный мишка и " собирает снежок".

Даже самые трудные упражнения, требующие от малыша усилий, будут выполняться с удовольствием, если вы облекаете их в игровую форму. Купите в магазине набор конфетти и разложите на листке плотной бумаги или картона. Пусть малыш дует на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались с места на место, как " маленькие букашки". Напомните, что вдыхать нужно носом, спокойно, ненапряженно, а выдыхать легко, плавно, длительно, а не резко.

Приготовьте " расческу" из бумаги с тонкими легкими зубцами (лучше зубцы сделать из папиросной бумаги) и попросите ребенка подуть. Замечательно, если вы будете изготавливать расческу вместе с малышом. Картонный домик с дымком из папиросной бумаги, приклеенным к трубе, можно использовать как иллюстрацию к сказке, которую вы рассказываете ребенку, и включить поделку в сюжет. Тут же подойдут и потешки, и короткие стишки, о которых мы еще расскажем. В домике можно сделать также и окошко со ставнями из папиросной бумаги, его можно " приоткрывать" выдохом. Папиросные хвосты птичек и зверей тоже помогут ребенку тренировать выдох, особенно если вы придумаете, как включить их в игру. Сделанные из бумаги фигурки малыш будет двигать выдохом с большим удовольствием. Это могут быть солдатики, спортсмены, разные звери и птицы, что только пожелаете и что будет вам по силам.

Найдите время для того, чтобы произносить с малышом потешки и чистоговорки. Ребенку нужно сказать потешку на одном выдохе, это не так просто для маленького человека, особенно вначале, так что начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: ау-ау-ау-ау; поизображает младенца: уа-уа-уа-уа, " поработает" эхом: ушла-а-а-а; повезло-о-о-о. Произносить гласные нужно на одном выдохе, не " отрубая" их друг от друга. Постепенно переходите к более сложному материалу: ай-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей, уй-юй-юй-юй, эй-ей-ей-ей. Подойдут самые разнообразные короткие потешки, стишки:

У Ули удочка,
у Яны яблочко.

Олеся и Оля около озера.

Обещала обезьяна
откусить от апельсина.

Ира и Инна искали иголку.

У ежа и елки иголки колки.

Юля едет на ослике.

У Ани бантики,
у Юры винтики.

Яша косит, Аля носит.

Лежит апельсин
На полке один.

Возле бочки
Ходят квочки.

Я ягоды несу,
Набрала в лесу.

А также вот такие стихи:

Астра, азбука, айва
Начинаются на " а",
И кончаются на " а"
Астра, азбука, айва.
(И. Костарев)

Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
(С. Маршак)

Эхо, Эхо.
Вот потеха.
Обезьянка - это эхо.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Э-э-о-о-о-о-э.
(Е. Благинина)

Вы, наверняка, располагаете богатым арсеналом литературных источников, поэтому мы ограничимся лишь некоторым количеством примерных заданий. Подбирайте (или придумывайте) упражнения такого характера:

" п", " б"

- па-па-па - пила тупа
- ип-ип-ип - много лип
- на пол паучок упал и по полу побежал
- пилил Филипп полено из лип
- упал лопух, лопух пожух
- ба-ба-ба - болит губа
- бо-бо-бо - упал забор
- бу-бу-бу - купи трубу
- бы-бы-бы - набрал грибы

Баран-буян залез в бурьян.
Пилил Филипп
Полено из лип.
Притупил пилу Филипп.
Дайте осинке
Пальто и ботинки,
Надо погреться
Бедной осинке.

Пошли бобы по грибы.
А грибы забрались под дубы,
И остались бобы на бобах.

Бублик,
Баранку,
Батон и
Буханку
Пекарь из теста
Испек спозаранку.

Из песка пирог спечем,
В гости маму позовем,
Пригласим и вас, друзья,
Только есть пирог нельзя.

Много пыли на полу
Пыль на лампе и в углу.

Поля поле поливала
Поскользнулась и упала.

Бык-тупогуб,
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа тупа.

В поле Поля-Полюшка
Полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
Если полет поле Поля.

Подойдут также и загадки, как те, в которых нужный звук присутствует в самом тексте загадок, так и те, где он содержится в отгадке:

Днем спит,
ночью летает
и прохожих пугает.
(Сова)

Два брюшка,
четыре ушка.
(Подушка)

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(Ботинки)

У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат косички.
(Бантики)

Маленькое, сдобное,
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем
Разделю ребятам всем.
(Бублик)

Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка.
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет.
(Подушка)

" т", " д"

- та-та-та - поймай кота
- то-то-то - мало пальто
- ту-ту-ту - поет петух
- ты-ты-ты - идут кроты
- ит-ит-ит - Таня спит
- от-от-от - крадется кот
- ут-ут-ут - мяч надут
- ет-ет-ет - ленты нет
- да-да-да - иди туда
- ды-ды-ды - дай воды
- ду-ду-ду - домой иду
- до-до-до - мой бидон

От топота копыт
Пыль по полю летит

Дятел на дубу сидит
И в дубу дупло долбит.

Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
" Спасибо! "
(В. Голяновский)

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ой, доска кончается! -
Сейчас я упаду.
(А. Барто)

Дождик, дождик,
Не дожди.
Дождик, дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
(Е. Благинина)

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
(С. Маршак)

Топнул Толя пяткой в пол -
Пусть несут меня за стол.

Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

" к", " г", " х"

- ка-ка-ка - бела мука
- ко-ко-ко - пей молоко
- ку-ку-ку - блины пеку
- ак-ак-ак - полили мак
- ок-ок-ок - болит бок
- ек-ек-ек - падал снег
- ха-ха-ха - вот уха
- хо-хо-хо - лес сухой
- ах-ах-ах - кот в кустах
- ох-ох-ох - ем горох
- ух-ух-ух - ловим мух

- Котик-кот, иди к доске,
Расскажи о колоске.
- Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я.
(Г. Виеру)

Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
- Гуси, гуси.
- Га-га-га.
- Надевайте тапки.
Надевайте тапки,
Берегите лапки.
(Е. Авдиенко)

Шлепают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
(Л. Николаенко)

Кот-коток,
Крепкий коготок.
Круглый бочок,
Мягкий носок.

Улитка, улитка,
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.

Попугая не ругай,
Потому что попугай
Все запомнит, так и знай.
(Н. Голь)

Стук, стук камушки
Друг об друга.
Друг уехал далеко,
Грустно без друга.
(A. Седугин)

Гусята у водицы
Гогочут, голосят,
Глядит не наглядится
Гусыня на гусят,
Гусятами гордится.
- Га-га - гусята эти
Горластей всех на свете.
(B. Лунин)

Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
(B. Берестов)

Я бегу, бегу, бегу,
Задержаться не могу.

Ели в хате мы уху,
Шили шубу на меху.

Иголка, иголка,
Ты остра и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
(C. Косенко)

" ф", " в"

- аф-аф-аф - купили шкаф
- иф-иф-иф - летит гриф
- уф-уф-уф - сел на пуф
- оф-оф-оф - много слов

- ва-ва-ва - растет трава
- ву-ву-ву - рви траву
- вы-вы-вы - рычат львы
- во-во-во - шумит завод

Варвара варенье доваривала,
Ворчала и приговаривала.
(Т. Белозеров)

Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку.

Валин валенок
Провалился в прогалинок.

Я сигать разведчиком хочу:
По нраву дело, по плечу.
Докажу сейчас вам это.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где - и съел.
(С. Погореловский)

Волк весь день овцу волок.
Вова волку - вилы в бок.
Волк овцу не уволок,
Волк завыл - и наутек.

У меня матрешка есть,
Новая игрушка,
В желтом сарафанчике,
Славная толстушка.
(3. Медведева)

Любо плавать Ване
В Белом море - в ванне.
Только вот обидно:
Берега не видно.
Видимость пропала,
Мыло в глаз попало...
(А. Шлыгин)

Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь какая.

" м", " н"

- ма-ма-ма - стоят дома
- мо-мо-мо - идем домой
- му-му-му - ем хурму
- мы-мы-мы - плывут сомы
- ам-ам-ам - меду дам
- ом-ом-ом - новый дом
- ум-ум-ум - в лесу шум
- ым-ым-ым - в небе дым
- на-на-на - вон стена
- но-но-но - там темно

- ну-ну-ну - тюк тяну
- ны-ны-ны - снились сны
- ан-ан-ан - едет кран
- он-он-он - выйди вон
- ин-ин-ин - я один

Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
(И. Токмакова)

Хорошая лодочка
Лимонная корочка.
На корме сидит комар,
Он матрос и кочегар.
(А. Седугин)

Весит слон
Триста тонн:
Тонна - ушко,
Тонна - ножка.
Вот так крошка.
(Г. Цыферов)

Кошке дай молока,
Мишке - сладкого медка,
Дай травы козленку,
Дай попить ягненку.

Взяла у мамы Мила мыло,
Мила мылом Маню мыла.

Нина дома, Надя дома.
Только Нонны нету,
Нонна бродит где-то.

Вот девочка Марина,
А вот ее машина.
На, машина, чашку,
Ешь, машина, кашку.
(В. Берестов)

" с", " з"

- са-са-са - летит оса
- со-со-со - носи песок
- су-су-су - лови осу
- сы-сы-сы - у сома усы
- ас-ас-ас- пили квас
- ос-ос-ос - длинный нос
- ис-ис-ис - варим рис
- ус-ус-ус - ели мусс
- за-за-за - идет коза
- зу-зу-зу - овес везу
- зы-зы-зы - боюсь грозы
- зо-зо-зо - цветной узор

Ослик был сегодня зол:
Он узнал, что он осел.

У Сени и Сани
В сетях сом с усами.

У Сани сани едут сами.

Сыпься, сыпься,
Снег, снег,
Посыпай всех, всех.
(В. Левин)

Синее небо,
Синие тени.
Синие реки
Сбросили лед.
Синий подснежник,
Житель весенний,
На синей проталинке
Смело растет.
(Л. Яхнин)

Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише... Не шуметь.
(И. Токмакова)

Солнце село за селом.
Спят синицы,
Сойки спят.
Спит в реке усатый сом.
Спит и лес, и степь, и сад,
Стадо спит, пастух и пес.
Сон в страну свою унес
Всех.
(В. Лунин)

Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(А. Барто)

" ц"

- ца-ца-ца - нет кольца
- цо-цо-цо - помой лицо
- цы-цы-цы - поют певцы
- це-це-це - птенец в яйце
- иц-иц-иц - ловим птиц
- ец-ец-ец - идет боец

Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны цыплят.
(С. Михалков)

В магазин пришли с работы
Покупатели-еноты.
Покупать у продавца
Два соленых огурца.
Говорит продавец:
- Две копейки огурец.
- Дайте нам по огурцу,
- Заплатите продавцу.
Очень точно. Молодцы.
Забирайте огурцы.
(Э. Мошковская)

Снег кружится, снег ложится -
Снег! Снег! Снег.
Рады снегу зверь и птица,
И, конечно, человек.
(С. Михалков)

Цок-цок-цок-цок,
Я - лошадка - серый бок.
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу.
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива,
Цок-цок-цок-цок,
Я лошадка - серый бок.
(А. Седугин)

Мыть тарелки я не буду,
Чтоб целей была посуда.
Я цветы полить готов,
Только нет у нас цветов.
(Л. Дымова)

А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
(А. Барто)

Хорошо, если вы не против попеть вместе с ребенком. Песни нужно именно петь, а не кричать. Мы стараемся развивать речь, не забывая и о том, что голос малыша надо беречь. Давайте попробуем тренировать и голосовые возможности ребенка. Перенапрягать голос нельзя ни в коем случае, поэтому важно следить за тем, чтобы ребенок не кричал истошно, чтобы не разговаривал слишком громко. Слишком громкая речь может быть показателем того, что ребенок плохо слышит.

Малыш обычно подражает вашей интонации. Сколько раз нам приходилось слышать, как дети беседуют, играя, и удивляться при этом, как интонационно они повторяют взрослых, как используются речевые обороты, оттенки голоса, мелодика. Для развития голосовых возможностей можно брать самый разнообразный материал. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, рассказов. Вот, например, при чтении " Федориного горя" К. Чуковского перед вами открываются просто неограниченные горизонты. Одна только фраза: " И чайник сказал утюгу: " Я больше идти не могу! " " С какой интонацией ее можно произнести! Или: " И заплакали блюдца: " Не лучше ль вернуться? " " Печаль чайника, отчаяние блюдец, все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно привести очень много. Некоторые звери, герои детской литературы, говорят традиционно медленно (или это связано с их особенностями, так сказать, имиджем), другие - быстрее, одни басят, другие попискивают... Показывайте ребенку картинки с изображением разных говорунов и имитируйте голоса.

Полезно иногда пошептаться, особенно если вы не просто даете задание, а играете, и шепот - часть игры. Бесподобная " Сказка о глупом мышонке" С. Маршака идеально подходит для достижения наших с вами педагогических развивающих задач. Вы и малыш пробуете говорить то громче, то тише, используя звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказался глупый мышонок и его неосмотрительная мама. " Теремок", " Колобок", " Репка", прочие сказки, где есть повторяющиеся выражения и обороты, легко усваиваются малышом и способствуют развитию выразительности. Кроме того, малыш пытается передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична. Ну, а вам небезразлично то, как говорит ребенок!

Позволим себе привести несколько потешек собственного изготовления:

Мышка тихо пропищала:
" Сыра я поела мало..."

На весь лес медведь ревет:
" Где же мед? Ну, где же мед! "

Грустно прошептал зайчишка:
" Потерялась кочерыжка"
.
Бобр бобренка отчитал:
" Мало веток наломал! "

Глухо ухает сова:
" Разболелась голова ".

Подобного рода потешки под силу сочинить и вам. Так что, успехов вам на ниве сочинительства.

Итак, мы стараемся научить малыша правильно дышать, выразительно говорить, не торопиться при речи. Родителей обычно волнует и то, как ребенок произносит звуки. Приходя на прием к логопеду, мама часто обращается с просьбой " исправить дефекты", " поставить" звуки. Выше мы уже отметили, а внимательные читатели, конечно, запомнили, что основная масса дефектов звукопроизношения к четырем годам специалистами называется " физиологическим косноязычием" и не подлежит пока исправлению логопедами.

С логопедом вы встретитесь позже, если будет необходимость, а сейчас предпринимайте усилия по закреплению произношения звуков, которые должны быть у ребенка в этом возрасте. Мы уже советовали вам, как ненавязчиво, переключая ответственность за невнятно сказанное слово на себя, стимулировать у него более четкую речь. Пришло время рассказать о конкретных упражнениях. Проверяйте, хороши ли у вашего малыша следующие звуки: " п", " б", " т", " д", " к", " г", " х", " ф", " в", " м", " н", " с", " з", а также их мягкие пары и " ц". Если такой сложный звук как " ц" еще не совсем четко произносится в речи, но изолированно ребенок его произносит правильно, то не форсируйте, закрепляйте навык произнесения постепенно.

Для этой работы вам понадобится определенное количество картинок, иллюстраций, игрушек и, конечно, наш любимый текстовой материал - чистоговорки, потешки, стихи, загадки, сказки. Сделаем несколько уточнений.

Предлагая малышу сюжетную картинку, с изображениями предметов, содержащих в названии звук, который вы закрепляете, не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть называет, составляет рассказ, а вы не настаивайте на полном перечислении. Лучше помогите рассказу стать естественным, живым. Вы наверняка располагаете богатым арсеналом литературных источников, поэтому мы ограничились некоторым количеством примерных заданий, приведенных выше. Подбирайте (или придумывайте) упражнения такого характера.

Итоги:

Итак, к 4 годам ваш малыш:

- Владеет словарем примерно в 1500 слов.
- Начинает употреблять сложные предложения.
- Говорит предложениями из 4-5 слов.
- Задает много вопросов, использует слова " кто? " и " почему? "
- Использует выражения типа: " я думаю, что..." и " я надеюсь, что..."
- Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
- Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени.
- Правильно произносит звуки " п", " б", " т", " д", " ф", " в", " к", " г", " х", " с", " з", " ц", " м", " н".


Развитие речи у ребенка пятого года жизни

Пятый год - середина дошкольного периода. Как незаметно мы до нее добрались. А ведь именно в этом возрасте окончательно (!) формируются главные черты характера маленького человека. Вот, не приучен убирать за собой игрушки - и не будет этого делать в будущем уже и со всеми прочими предметами. Если " хочу" воюет с " надо" и побеждает - готовьтесь оказаться лицом к лицу с рабом хотений и желаний.

Иногда родители удивляются: ну, в кого она у нас такая, мы-то ведь такие послушные были, аккуратные, занимались с удовольствием, от кого же наша дочка унаследовала лень и капризность? А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Как вы думаете? Не отрицая влияния наследственности и пр. все-таки уповаем на ваш родительский долг - воспитывать свое дитя... Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, где живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. А мы будем помогать вам по мере сил и возможностей.

Часто родители с гордостью говорят о том, что ребенок предпочитает играть сам, один, с игрушками. Это не доставляет никаких хлопот, позволяет маме и папе иметь свободное время. Конечно, хорошо, что малыш может себя занять, но не стоит слишком уж увлекаться этим. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Ему уже под силу терпеливо, до конца выслушать ваш ответ на вопрос, ваши объяснения.

Начнем с чтения. Малыш обладает сейчас хорошей памятью, как правило, легко запоминает даже довольно длинные стихи. И нам с вами, уважаемые родители, это очень нравится. Еще бы - сын перед гостями читает что-нибудь вроде " У лукоморья дуб зеленый..." или " Как ныне сбирается вещий Олег..." Но... Конечно, надо читать, и стихи надо читать, и прозу. Все ли понимает ребенок из читаемого? Все ли слова знакомы?

Читать намного проще, чем рассказывать, верно? Вот вы сели вечером с хорошей книжкой, почитали. Ребенок послушал. Но ни о чем не спросил. Все понял? Может быть и так. Но все же лучше было бы обсудить с ребенком прочитанное, а то и рассказать что-нибудь в тему. Кроме того, потихонечку учите ребенка пересказывать прочитанное, иначе у него не будет развиваться умение высказывать свои впечатления и мысли свободно.

Очень полезно рассказывать ребенку сказки " с продолжением". Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. Одна четырехлетняя девочка, прослушивая такую историю вечером, предлагала свой вариант, который зачастую оказывался ничуть не менее интересным, чем мамин. В конце концов мама стала просить дочку рассказывать свой вариант первой... Вы сразу поймете по реакции ребенка, интересно ему ваше творчество или нет.

Иногда малыш настолько проникается героями и темой рассказа, что готов изобразить их. Помнится портрет Фуфони - персонажа, придуманного одной активной мамой, вернее, персонаж-то был придуман мамой, а имя ему (точнее, ей) дала дочь. Рисунок изображал нечто круглое, похожее на облачко, с глазками-бусинками и улыбающимся ртом, на коротеньких ножках и с коротенькими ручками... И отношение ребенка к Фуфоне было ясно выражено в этом замечательном и очень искреннем рисунке.

Итак, читаем, пересказываем, рассказываем. И, конечно, продолжаем копить слова. Их становится всё больше и больше, за этот год их станет уже около 3000!

Мы уже говорили о названиях профессий (см. Развитие речи у ребенка четвертогогода жизни). Объясняем малышу новые названия, это уже более сложные слова, обозначающие то, о чем ребенок еще недавно не знал: летчик, капитан, космонавт. Слова, связанные с темой транспорта, легче усваиваются в комплексе. Например, вы покажете ребенку картинки, на которых изображены разные транспортные средства, или сделаете это на улице, во время прогулки, поездки. Малыш назовет все, что увидел, а у вас еще и несколько загадок припасено в тему, малыш отгадывает. Верхом творчества в данном случае будет рисование поезда или автобуса.

Только не все сразу. И от названий и описаний, отгадывания и рисования плавно подступаем к " стюардессе", " вагоновожатому", " кондуктору". Чем больше слов, тем лучше. Если вы представитель какой-либо сложной профессии и раньше не рассказывали ребенку о своей работе (иногда ребенок в этом возрасте так и отвечает на вопрос, кем работает папа: " Работает".), то теперь стоит это сделать. Попробуйте рассказать, с помощью чего вы выполняете свою работу, а также с помощью чего делают свое дело представители других профессий. Например, кассиру нужна касса, врачу - градусник, вата, бинт, шприц.

Часто ребенок любит играть в " доктора", " учителя", " повара". Во время такой игры, в которой и вы с удовольствием поучаствуете, новые слова и выражения, новые знания укрепляются прочнее, чем при простом рассказывании. Можно и просто спросить, показав малышу картинки с изображением портнихи, учителя, продавца: " Кому что нужно для работы? " Хорошо, если вы приготовили еще и картинки с изображением этих нужных вещей. Ребенок их сначала подбирает, а потом называет.

Хочу я стать врачом. Зубным.
И улыбаться всем больным.
- Не дергайся, голубчик,
Вот твой молочный зубчик.

И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком - не грубить.
- Пройдите, бабушка, вперед,
А этот мальчик подождет.

Быть парикмахером хочу.
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку.
(Я. Аким)


Однажды на прием к автору мама привела девочку, девочке было около пяти лет. Маме казалось, что девочка мало разговаривает и, значит, мало знает. По ряду причин посещать занятия мама не могла и ей были даны подробные рекомендации, как играть с ребенком и развивать речь. Но ничего не получалось, пока мама не освоила сюжетную игру. Тут у мамы внезапно обнаружился настоящий талант. Она не только играла, но и разговаривала с дочкой, следуя нашим советам, ведь причиной молчаливости малышки были особенности ее характера. И у девочки появилось желание общаться, разговаривать. Игра, в которой ребенок проявил себя по-новому, в новой для себя роли, оказалась тем толчком, который и был нужен.

Как и раньше, мы продолжаем осваивать новые слова во время деятельности и стараемся сделать саму деятельность разнообразной. Дети увлеченно работают в Школе ремесел. Вот уж где простор и для развития речи, и для развития множества умений и навыков! Кстати, о поделках и ловких пальчиках. Хорошо известно, что активные, тонкие движения пальцев рук стимулируют развитие детской речи.

Ребенку уже приходилось держать в руке карандаш и использовать его по назначению, но задания, которые вы ему предложите теперь, выводят малыша на новый этап. Ведь до школы уже рукой подать! Вас ждут письменные задания, ни с чем не сравнимая прелесть шатающихся палочек и разнобойных крючочков. Подготовимся к встрече с ними. Попробуйте предложить ребенку вот такие задания:

- Продолжи узор.
- Прокатись.
- Учимся штриховать.
- Дорисуй.
- Раскрась.
- Обведи.

Пусть малыш штрихует и обводит, продолжает линии ровные и волнистые, дорисовывает и рисует. Такие занятия не должны быть слишком длительными, заштриховал несколько фигурок, и достаточно на сегодня, обвел несколько рисунков, и хватит. Подумайте и о столике для малыша, и о его позе при выполнении таких заданий, и об освещении рабочего места ребенка. На полу хорошо играть, но писать лучше за столом.

Пальчики ловко управляются с карандашом, получаются хорошие штриховки и обводки (не сразу, но получаются), а вы уже готовы к новым заданиям. Помните, вы учили малыша вставлять знакомые звуки, слова, словосочетания в рифмованные тексты, заканчивать знакомые строчки.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.07 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал