![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кто или что это?
Пушистый, хвостатый, любит молочко, на мышей охотится. (Кот)
Игра в поиск спрятанного предмета тут тоже будет к месту. Или можете сложить кучкой несколько предметов в одном месте (на столе), а один отдельно (под креслом). Пусть малыш перечислит их, точно указав, где что находится. Ну, а если ребенок будет, слушая стихотворение, заканчивать строчку (используя различные формы слов, а, значит, окончания) - вы проводите с ним грамматический тренинг.
Крыса старая - и та, Грамматика - дело действительно сложное, поэтому не перегружайте малыша заданиями. Наверняка ребенку понравится, если вы вовлечете в игру какую-нибудь игрушку, которую надо будет поправлять, учить. Например, мишка собирается " спать" и " готовит" себе постель. " Лег" на одеяло и " укрывается" простыней. Вы комментируете мишкины действия: " Вот я постелил себе постель, но что-то мне неудобно. Может, я что-то не так сделал? " Малыш не только объяснит мишке, в чем его ошибка, но и правильно постелет игрушечную постель. " Так как же, Оля, надо стелить постельку? " - " Надо положить простыню, потом не нее подушку, а потом лечь и укрыться одеялом". Вот вы поставили перед ребенком на столе несколько игрушек или предметов, он назвал их, а потом по вашей просьбе закрыл глаза, в это время вы убрали некоторые предметы. Теперь попросите малыша сказать, чего нет на столе. Выполнил ребенок это и не надо долбить его аналогичными заданиями еще полчаса. Пусть лучше займется чем-нибудь другим. А немного погодя предложите, например, поиграть в лото. Рассказы малыша будут в значительной степени копировать ваши собственные. Если вы хотите, чтобы ребенок не только передавал содержание, но и мог эмоционально представить диалог, разговор действующих лиц, вкладывая в это и свое отношение к происходящему, помогите малышу понять смысл сказки или рассказа. Пора нам поговорить о звукопроизношении, оно тоже становится все лучше и лучше. Вообще к пяти годам ребенок уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как " ш" и " ж", " л" и " р", " ч" и " щ". Впрочем, возможна ситуация, когда ребенок не всегда правильно произносит звуки, особенно в трудных, многосложных словах. К пяти годам малыш прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги. Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и т. п., обратитесь к логопеду. Здесь же оговоримся, что эти возрастные рамки касаются нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, а также если вас серьезно беспокоят какие-то вопросы, связанные с речью вашего малыша, обращайтесь к логопеду раньше. Очень часто принятые вовремя меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах. Мы снова предлагаем вам чистоговорки и потешки для закрепления правильного произношения звуков, присутствующих в речи ребенка в этом периоде. Твердые и мягкие звуки рассматриваются в одном разделе. Мягкие звуки обозначаются так же, как твердые, но с маленькой запятой справа вверху. [с], [с'] са-са, са-са, Сенокос, сенокос, Тесто мы месили сами, Сеня с Саней на весу Семь сомов уселись в ряд [з], [з'] за-за, за-за, Заяц с зеброй на возу Пошел спозаранку, У красы-березки Лезут козы Что у Зины есть в корзине? Заинька зимой озяб, [ц] ца-ца, ца-ца, Из лужицы водицей Посылали молодицу Снесла курица яйцо Над кузницей, мельницей [ш] ша-ша, ша-ша, Шапка да шубка - Уронили Мишку на пол, Хороши в дорожку На кувшинке подушка, Кошка на окошке Ела кашу наша Даша, У мышки немножко Шесть мышат в камыше шуршат. Мышка мышонку шепнула: У Тимошки лукошко Дали мышкам карандаш, [ж] жа-жа, жа-жа, Дедушка Ежок, Раз шажок, Жужжит над жимолостью Зайка, заинька-дружок. - Дождик, Ель на ежика похожа: Дождик мы пережидали, Испугались медвежонка [ч] ча-ча, ча-ча, Наша Таня громко плачет: Над домами Отдыхали девочки, Черной ночью Тучи-тучи-тучи-тучи. Встретил ежика бычок - Что ж ты, Еж, такой колючий? [щ] Ща-ща-ща, ща-ща-ща, Этой щеткой чищу брюки, Щуку я тащу, тащу, Два щенка щека к щеке У гусыни усов не ищи - не сыщешь. Щенок такой тщедушный был. Щука проглотила щетку, [л], [л'] ла-ла, ла-ла, Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Маланья-болтунья, Я куклу Наташу Дятел жил в дупле пустом, Мышка весело жила. Журавлики-журавли Было небо голубое, Белый снег, белый мел, Я метлу взяла Иголка, иголка, Лена искала булавку, Около кола колокола и на колу колокола. Спать пора! Уснул бычок, [р], [р'] pa-pa, pa-pa, Ра-ра-ра, ра-ра-ра, Свинья тупорыла, белорыла, Вот серый крот, Рыбке рак - ни друг, ни враг. В огороде Варвара караулила цыплят, Шел Егор через двор, Собирала Маргаритка - Ох, ох, ох, ох! - Испугался грома Рома, Вы полны решимости сделать все для того, чтобы ваш ребенок говорил чисто, правильно, грамотно, свободно. Так оно и будет, ведь вы уже столько всего знаете, столько всего умеете. Теперь вы знаете, что к пяти годам ваш малыш поизносит правильно все звуки. Ведь и губы, и язычок ребенка активны, им под силу даже самые сложные движения. Недаром вы учили малыша как следует двигать ими, и варенье он слизывал, и мякиш отлеплял, и нитку сплевывал, чего только не делал (см. Развитие речи у ребенка четвертогогода жизни). К пяти годам можно уже предложить ребенку выполнять специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика. Приведем примеры таких упражнений: - " трубочка" - сделать губы трубочкой; Мы привели здесь лишь некоторые, самые распространенные и широко используемые упражнения, практический эффект от которых - дело доказанное. Может быть, вы придумаете что-нибудь для своего малыша сами. Итак, добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем о слуховом внимании. Ведь ребенку по силам уже заметить, чем похожи могут быть слова, которые произносят окружающие, и чем слова могут различаться. Прислушайтесь к речи малыша, не слышно ли там попыток рифмовать слова? Если есть такие попытки, давайте использовать это и включать рифмовки в наши занятия. Не стоит смеяться над поэтическими опытами вашего ребенка. Малыш пытается сочинять, он слышит, чувствует созвучные слова, а, значит, различает звуки, прислушивается к ним. Предлагаем варианты для рифмовок, попроще и посложнее: кол - (пол) Даша - (Маша) Со своим большим мешком А вот что для вас насочиняла А. С. Герасимова. На тарелочке у Маши Чтоб зимой не мерзли ножки, Появился кот на крыше - Мышка прыгнула в лукошко, Мы на улицу пойдем, Мы на лавочке сидели Пчелка весело живет, Дятел сбил кору с сучка Привыкаем мы к порядку: Отличным заданием не только для развития речевого слуха, но и для закрепления новых слов, совершенствования умения высказываться, правильно подбирать слова, будут " неправильные" ' рифмовки, в которых ребенку нужно найти, распознать ошибку. Вы произносите рифмовку и спрашиваете, какое слово нужно заменить? Вот что автор придумал по этому случаю: Над рекой летели птицы: Накормили мы зверей: Мама овощи купила: Повар варит нам компот, А что не так в этом стихотворении? Повар готовил обед, Мешает суп кочережкой, Таких рифмовок и стихов можно придумать и подобрать очень много. К подобной деятельности ребенка подготавливает и вся предыдущая работа по договариванию, заканчиванию, вставлению звуков, слогов, слов. К пяти годам малыш узнает на слух звук в слове, может подбирать слово на звук, который вы задаете. Допустим, недостаточно чисто произносится звук " ш". Приготовили картинки с изображением, к примеру, шапки, шарика, пушки, карандаша. И пусть малыш называет предметы, которые видит на картинках и старается слегка выделить " ш" интонацией: " Шшапка..".. Не надо требовать усиленного, утрированного произнесения, напряженного, резкого, неестественного звучания. Только слегка выделить - и достаточно. Можно попросить отобрать картинки, в названии которых есть " ш". Закрепляя правильное произношение, вы одновременно должны стараться развивать и звукоразличение, звуковосприятие, которое в логопедии называется опять-таки очень значительно: фонематическое восприятие. Не забывайте, что скоро ребенку предстоит обучение грамоте, к этому нужно начинать готовить его уже сейчас. Запаситесь большим количеством чистоговорок, потешек, коротких стихотворений, все пригодится. Предлагаем материал для чтения, договаривания, закрепления знаний, развития памяти и мышления, ну, и, конечно, речи. Загадки: (см. также раздел " Загадки" на нашем сайте). Маленький мальчишка Над бабушкиной избушкой На зеленой хрупкой ножке Черный Ивашка, Черна, мала крошка, Висит груша, Мягкие лапки, Стихи для проговаривания и заучивания: Одуванчик Одуванчик у дорожки Мишка Уронили Мишку на пол Подарок Пришла ко мне подружка, Материал, который вам потребуется, должен быть разнообразным, интересным, доступным для ребенка. Конечно, и чистоговорки, и стихи, и загадки многофункциональны. Предлагая их малышу, вы одновременно решаете несколько задач. Помимо закрепления правильного произношения, ребенок учится говорить громче или тише, с разной интонацией, более или менее выразительно. Отгадывая загадку, ребенок старается внимательно слушать, а если нужно определить, есть ли в отгадке определенный звук, то еще и тренируется в распознавании и различении звуков. Вот какая многоплановая деятельность у нас получается. Для занятий можно использовать и любые другие вещи, которые есть под рукой. Одевается малыш на прогулку - попросите сказать, в названиях каких одежек есть звук " ш". Принесли из магазина покупки - пусть ребенок, помогая вам, четко произнесет названия продуктов: " картошка", " тушенка", " груши" и т. д. Или вот вы читаете ребенку, и попадается яркая иллюстрация. Как бы между делом попросите назвать предметы с иллюстрации, в названии которых есть звук " ш". Напомним еще раз о том, что не стоит постоянно дергать ребенка, поправляя его или заставляя повторять. Старайтесь поддерживать у него интерес к занятиям. Итоги: Итак, к пяти годам ваш малыш: - Обладает словарным запасом около 3000 слов.
Методика " Корректурная проба" (буквенный вариант) Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации — по количеству сделанных ошибок. Норма объема внимания для детей 6-7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее. Время работы — 5 минут. Инструкция: " На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут". Пример: зз
|