Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ структуры Рисунка семьи и сравнение состава нарисованной и реальной семьи






Ожидается, что ребенок, переживающий эмоциональное бда. гополучие в семье, будет рисовать полную семью.

Искажение реального состава семьи всегда заслуживает при. стального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмо. циональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.

Крайние варианты представляют собой рисунки, в которых;

а) вообще не изображены люди;

б) изображены только не связанные с семьей люди. За такими реакциями чаще всего кроются:

а) травматические переживания, связанные с семьей;

б) чувство отверженности, покинутости;

в) аутизм (т.е. психологическое отчуждение, выражающееся в уходе ребенка от контактов с окружающей действитель­ностью и погружении в мир собственных переживаний);

г) чувство небезопасности, большой уровень тревожности;

д) плохой контакт психолога с исследуемым ребенком.

Дети уменьшают состав семьи, " забывая" нарисовать тех членов семьи, которые им менее эмоционально привлекатель­ны, с которыми сложились конфликтные ситуации. Не рисуя их, ребенок как бы избегает негативных эмоций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях си­туациями конкуренции. Ребенок, таким образом, в символи­ческой ситуации " монополизирует" недостающую любовь и внимание родителей к нему.

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить, с кем ребенок их идентифицирует. Наиболее часто так рисуются братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить, обесценить и проявить по отношению к ним символическую агрессию.

Если в рисунках ребенок не рисует себя, или вместо семьи рисует только себя, то это тоже говорит о нарушениях эмоци­онального общения.

В обоих случаях рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии чувства общности. Отсутст-

аде в рисунке " я" более характерно для детей, чувствующих дтвержение, неприятие.

Презентация в рисунке только " я" может указывать на раз­личное психологическое содержание в зависимости от других характеристик.

Если в образе " я" большое количество деталей тела, цветов, декорирование одежды, большая величина фигуры, то это ука-зувают на определенную эгоцентричность, истероидные черты характера.

Если же рисунку себя характерна маленькая величина, схе­матичность, цветовой гаммой создан негативный фон, то яожно предполагать присутствие чувства отверженности, по­кинутости, иногда — аутических тенденций.

Информативным может быть и увеличение состава семьи, включение в рисунок семьи посторонних людей. Как правило, это связано с неудовлетворенными психологическими потреб­ностями единственных детей в семье, желание замять охраняе­мую, родительскую, руководящую позицию по отношению к.фугим детям (такую же информацию могут дать и дополни­тельно к членам семьи нарисованные собачки, кошки и т.д.).

Дополнительно к родителям (или вместо них) нарисованные, не связанные с семьей взрослые указывают на восприятие не-гативности семьи, на поиск человека, способного удовлетво­рить ребенка в близких эмоциональных контактах или на следствие ощущения отверженности, ненужности в семье.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал