Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Учебно-методический комплексСтр 1 из 8Следующая ⇒
Экологическое право Учебно-методический комплекс для студентов заочной формы обучения направление подготовки 030900.62 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Воронеж
Авторы: Згонников П.П., к.ю.н., доцент, зав. кафедрой гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия; Згонников А.П., к.ю.н., доцент кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия;
Рецензенты: Сырых В.Е., д.ю.н., профессор, зам. заведующего кафедрой земельного и экологического права; Андреев Ю.Н., д.ю.н., профессор, судья Воронежского областного суда; Передирин С.В., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой трудового права Воронежского государственного университета.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Одобрен на заседании кафедры гражданского права Центрального филиала Российской академии правосудия (протокол № от ___ _________ 2012 года)
Утвержден Учебно-методическим советом Центрального филиала Российской академии правосудия от__________________, протокол №
© Российская академия правосудия, 2011 © Згонников П.П., 2012 © Згонников А.П., 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..4 Объем дисциплины и виды учебной работы………………………..…………..9 Тематические планы……………………………………………………………..10 Программа курса……………….…………………………..……………..…...…16 Планы семинарских занятий……………………………………………………21 Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов..…………………………………………..…..45 Контрольные задания………………………….………………….…….…..…...76 Примеры тестовых заданий……………………………………………….…….96 Литература………………………………………….……………………………98 Вопросы для подготовки к зачету…………………………………….…….…116
Введение Учебно-методический комплекс дисциплины «Экологическое право» подготовлен в соответствии с Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет содержание и структуру дисциплины. Изучение курса экологического права базируется на знаниях средней школы, положениях Конституции Российской Федерации, на изучении иных отраслей отечественного законодательства, а также на ратифицированных Россией международно-правовых соглашениях об охране окружающей природной среды. Курс тесно связан с такими юридическими дисциплинами как: административное, гражданское, трудовое, уголовное, финансовое, налоговое, градостроительное право, а также гражданско-арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуальное право и др. Отсутствие в нашей стране Экологического кодекса РФ и в связи со значительными регулярными корректировками экологической политики, сопровождающимися постоянными внесениями изменений и дополнений в экологическое законодательство, предполагает больше внимание уделять семинарским занятиям, развитию активных и интерактивных форм обучения (семинары в диалоговом режиме, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, игровой судебный процесс и т.д.), чтобы студенты четко ориентировались в правоприменительной практике как в сфере реализации природоохранительного, так и природоресурсного законодательства, умели правильно составлять основные процессуальные документы, решения, договоры. Экономическое развитие, расширение сферы применение наиболее разрушительных для здоровья человека производств, связанных с радиоактивными, химическими, бактериологическими веществами и отходами, резко вторгается в сферу конституционных прав, в том числе в сферу конституционного права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), поэтому одной из наиболее актуальных проблем в экологическом праве является проблема защищенности личности. Реформирование экологического законодательства приводит к созданию таких институтов как: институт государственного экологического контроля, институт оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, институт экономического регулирования экологических отношений, институт нормирования качества окружающей среды, институт мониторинга окружающей природной среды, институт экологических требований при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов и т.д., реализация норм которых, направлена на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Конституция РФ устанавливает и судебный порядок возмещения ущерба, причиненного экологическим правонарушением. Основная цель преподавания дисциплины состоит в подготовке для судебных органов специалистов, изучающих экологическое законодательство для дальнейшего применения его в практической деятельности. В соответствии с этой целью основными задачами курса являются: 1) привить студентам глубокие и систематические знания теории экологического права; 2) сформировать у студентов устойчивые навыки применения экологического законодательства в процессе осуществления экологического управления и контроля, производства экологической экспертизы, осуществления экологического нормирования и мониторинга, в сфере исполнения экологических требований в процессе хозяйственной и иной деятельности, а также правового режима особо охраняемых природных территорий; 3) сформировать у студентов высокий уровень правосознания в области экологического права, умение эффективно бороться со всеми видами экологических правонарушений.
В результате изучения дисциплины выпускники должны знать: – содержание понятия «экологическое право» и отличия экологического права от смежных отраслей права; – систему источников экологического права; – содержание и специфику основных институтов экологического права; – международные договоры и конвенции; – проблемы, возникающие в сфере правового регулирования экологических правоотношений уметь: - оперировать понятиями и категориями экологического права; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; - принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; - давать квалифицированные юридические заключения и консультации; -правильно составлять и оформлять юридические документы. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Экологическое право» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК): - в нормотворческой деятельности: способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности человека (ПК-1); - в правоприменительной деятельности: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способность применять нормативные правовые акты, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); владеть навыками подготовки юридических документов (ПК-7); - в правоохранительной деятельности: готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, экологической безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать экологические права человека и гражданина (ПК-9); способность выявлять, пресекать и раскрывать экологические преступления (глава 26 УК РФ), административные правонарушения (глава 8 Коап РФ) и иных правонарушений (ПК-10); - в экспертно-консультационной деятельности: способность принимать участие в проведении экологической экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере экологических отношений (ПК-14); способность толковать нормативные правовые акты в области экологических отношений (ПК-15); способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в сфере экологического права (ПК-16); - в педагогической деятельности: способность преподавать курс экологического права на высоком теоретическом и методическом уровне кроме высших учебных заведений (ПК-17); способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18); способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). владеть: - экологической терминологией; - навыками работы с экологическими правовыми актами; - навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и экологических правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; реализации экологических норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты экологических прав человека и гражданина. Структурно дисциплина состоит из 8 взаимосвязанных тем. Изучение дисциплины завершается сдачей зачета.
|