![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I 9 страница
Психология и техника В наш век НТР большинство современных машин, освобождая человека от огромных физических нагрузок и расширяя диапазон его активности, резко увеличивает его психическую нагрузку. Представим себе, к примеру, психическое напряжение летчика или подводника. Современные ЭВМ, частично снимая нагрузки на простые психические функции (память, восприятие, внимание, счет), предъявляют повышенные требования к планирующим и прогностическим способностям человека. Чем сложнее техника, тем больше она требует от человека; использовать многие психические функции (и часто на пределе их возможностей), уметь решать сложные задачи, контролировать свое эмоциональное состояние, обладать высокой профессиональной выучкой и т. д. Пульт управле- ния современной мартеновской печи — это несколько десятков приборов, а на пульте современной электростанции приборов и индикаторов около 2 тыс., современный реактивный самолет имеет около полутысячи индикаторов, кнопок и рукояток. Легко себе представить, что произойдет, если все приборы и ручки управления расположить без учета возможностей человеческих движений, восприятия, памяти или если общая конструкция машины будет безостановочно требовать от работника максимального использования всех его психических возможностей. Раньше срок жизни орудий и машин исчислялся столетиями; за этот срок путем проб и ошибок удавалось нащупать наиболее подходящую форму орудия и машинных характеристик. Современная же техника изменяется столь быстро, обходится так дорого, что отлаживать и приспосабливать машину в ходе ее работы некогда — необходимо заранее научно обосновывать требования будущего работника к машине и создавать ее с учетом его человеческих возможностей. Эти задачи призваны решать психология труда и инженерная психология. Они разрабатывают методы оценки состояний и психических возможностей человека в трудовой деятельности, оценки степени владения профессией, психологической оценки машин и изделий. Они же дают рекомендации по психологическому проектированию новой техники и деятельности человека. Современная техника приносит нам не только облегчение и удобства. За комфорт, скорость, свободу от физических нагрузок приходится порой расплачиваться травмами, а то и смертельным исходом. Причиной аварий машин зачастую выступают неправильные действия самого управляющего техникой. 70—80% всех катастроф в авиации и на автотранспорте происходит из-за таких действий. Ежегодно в мире в автокатастрофах погибает около 200 тыс. человек и 7 млн человек получают травмы. <...> Но еще чаще возникает проблема эффективности использования новой машины, а в ряде случаев вообще ее нормальной работы. ...На двух новых шлифовальных станках органы управления были расположены очень низко (на расстоянии 47—65 см от пола) и примерно в 1 м от основного рабочего места. Такое расположение вне зоны оптимальной досягаемости заставляло станочника бесполезно терять время и быстро утомляло. В результате производительность станков оказалась на 22—37% ниже расчетной. Все эти неудачи произошли от того, что, конструктор станков исходил лишь из технических характеристик и не учел физических возможностей человека. Приведенный пример демонстрирует очень грубую ошибку проектировщика, которую можно было заметить без всякого научного анализа. Но возникают проблемы, которые не решаются на уровне элементарного здравого смысла. Вот факт, имевший место в электротехнической промышленности. Каждому ясно, если два станка наматывают провод на катушку, то, естественно, больше намотает тот, у которого скорость намотки выше. И конструкторы стремились всемерно ее увеличить. На последних станках удалось добиться очень высокой скорости. Но увеличения производительности не последовало, а процент брака увеличился. В чем причина? Найти ее помог психологический анализ деятельности намотчиц. Оказалось, виновата во всем... скорость намотки провода! Она была выше психических возможностей работниц — люди не успевали замечать дефекты намотки, обрывы, перекосы. В результате станки приходилось часто останавливать, простои тормозили выработку. Когда психологами Московского университета была предложена оптимальная скорость намотки провода, производительность труда возросла на 15%. <...> Некоторое время казалось, что проблема соотношения человека и техники может быть решена путем отбора подходящих именно для данной профессии людей. Предполагалось, что для каждой профессии существуют свои психофизиологические особенности, свой оптимальный тип человека, который станет работать в данной профессии наиболее успешно. Есть люди, заведомо не способные работать успешно в данной профессии. И первые работы психологов подтверждали такую точку зрения. Например, предложенный психологом Г. Мюнстер-бергом метод отбора водителей трамваев привел к значительному снижению количества несчастных случаев. Однако все оказалось не так просто. Психологи ожидали, что среди передовиков производства будут люди только одного типа (по психофизиологическим показателям). Казалось, что люди со слабым типом нервной системы не выдержат там, где велики физические и нервные нагрузки, где всегда надо быть в напряжении, быстро решать сложные задачи. Но ожидания психологов не подтвердились. Среди передовых шоферов, ткачих и представителей других профессий процент лиц со слабым и сильным типом нервной системы оказался примерно одинаков. Значит ли это, что тип нервной системы не играет никакой роли в профессиональной деятельности? Нет. Среди шоферов лиц со слабым типом нервной системы намного меньше, чем с сильным, а в сложных условиях горных дорог и длительных рейсов слабый тип среди шоферов, как правило, не удерживается. Нет слабого типа и среди диспетчеров аэропортов, операторов сложных и опасных производств (химическое, энергетическое). Как же они оказываются среди передовиков, если они вообще не удерживаются в некоторых профессиях? Дело в том, что слабый тип не вообще хуже сильного, а лишь по определенным характеристикам. По другим же своим свойствам он может оказаться лучше. Он обладает более высокой чувствительностью и большей эмоциональностью. Он осторожнее. Чаще следует правилам. Поэтому среди шоферов, часто попадающих в аварии, людей этого типа фактически нет. Шофер сильного типа, обладая уверенностью, что в трудной ситуации сумеет избежать аварии, часто думает во время работы о посторонних вещах. Шофер со слабым типом постоянно занят оценкой дорожной ситуации и прогнозом ее изменений, заранее готовится к возможным действиям. Зато машина такого водителя быстрее изнашивается — он как бы перекладывает на машину свою неуверенность и страх перед аварией, постоянно работая педалями и рычагами переключения скорости. В.Г.Местников описал работу двух разметчиков высокого класса, обладающих различными профессионально важными свойствами, но добивающихся одинаково высоких трудовых результатов. Психологический анализ деятельности передовиков производства показал: люди с различным типом нервной системы добиваются успеха в работе существенно раз- личными способами, находя свой индивидуальный стиль. Это позволяет любому человеку успешно трудиться в большинстве профессий, не требующих повышенной выносливости и эмоциональной устойчивости. Но тот факт, что различные типы людей находят свой индивидуальный почерк, заставляет думать над разными способами обучения профессии. Сейчас всех учат одинаково, по единому образцу, а научиться работать ученики должны каждый по-своему, как им удобно. Иначе некоторые не выдерживают и отсеиваются. Особенно велик отсев в сложных профессиях. Например, в летных училищах он достигает от 30 до 70%, принося государству значительный ущерб. Поэтому, наряду с индивидуальными способами отбора, для ряда специальностей более выгодным бывает отбор кандидатов по психофизиологическому соответствию профессии. Во время второй мировой войны в США стали применять психологический отбор курсантов в летные училища. В результате отсев вдвое уменьшился. При обследовании 500 учеников автошколы по психофизиологическим методикам была выявлена группа потенциальных аварийщиков. Действительно, 46 человек этой группы в течение года после окончания училища дважды попадали в аварии. Статистика показывает, что водители автомашин-холостяки, алкоголики, неврастеники попадают в аварии втрое чаще, чем остальные. <...> Хороший эффект дает перераспределение обязанностей и участков работы среди рабочих с различными индивидуальными особенностями. Так, на одной из шахт перемещение рабочих, сделанное на основе только самых простых физиологических показателей, позволило уменьшить травматизм и поднять производительность труда. Особенно часто отбор приходится вести по степени эмоциональной устойчивости человека в экстремальных, стрессовых ситуациях. Работа современного оператора на первый взгляд проста. Часто все дежурство заполнено лишь ожиданием неполадок и их устранением. Операторские помещения на многих участках обставлены удобной мебелью, хорошо освещены, в них можно послушать музыку. Но среди операторов аэропортов (диспетчеров) 35% страдает язвенной болезнью, у многих ги- пертония, неврозы. Такая же картина и среди операторов химического производства, диспетчеров энергосистем, машинистов скоростных локомотивов. Особенности работы оператора в том, что: 1) ему приходится иметь дело с большим числом объектов, множеством их параметров и характеристик. Например, диспетчер крупного аэропорта помнит о десятке самолетов на земле и в воздухе, их тип, высоту и скорость полета, запас горючего, очередность посадки и взлета и многое другое; 2) оператор часто имеет дело с высокими скоростями и сложностью управляемых процессов (авиация, химическое производство, электроэнергетика); 3) управление объектами и процессами является не прямым, а дистанционным, и оператору непосредственно недоступны сами процессы, например, химического производства; 4) неисправности или ошибки в управлении часто грозят крупными авариями с большими материальными потерями, риском для жизни людей. Сложность управления такими объектами, большие нагрузки на внимание, память и мышление, постоянное ожидание опасности создают значительное напряжение. Так, при полете на современном истребителе пульс у летчика доходит до 120 ударов в 1 мин, а при переходе через звуковой барьер — до 160. При стыковке космических кораблей или дозаправке самолетов в воздухе отмечается до 180 сокращений сердца в 1 мин, а дыхание при этом учащается до 30—50 раз в 1 мин. При создании в лаборатории экстремальных условий работы около 30% испытуемых действуют значительно хуже, около 40% практически не меняют своих результатов и 30% улучшают свою деятельность. По особенностям поведения человека в стрессовой (особо напряженной) ситуации выделяют пять типов операторов: напряженный, трусливый, тормозной, агрессивно-бесконтрольный и прогрессивный. Как и всякая классификация, упомянутое деление несколько условно, однако довольно точно описывает изменения деятельности оператора в экстремальных условиях <...>. Такая классификация типов поведения определяется не только индивидуально-психологическими особенностями человека, но и степенью владения своей профессией. Когда оператор только начинает осваивать свою профессию, то даже в поведении прогрессивного типа наблюдаются скованность, излишняя возбудимость и напряженность, неуверенность в своих действиях. По мере освоения профессии и совершенствования трудовых навыков напряженность снижается, появляются уверенность и надежность в работе. Наоборот, плохое владение навыками, неумение разобраться в причинах аварии и устранить ее приводят к страху перед возможной аварией, скованности действий, суетливости, нервным срывам. Поэтому повышение профессионального мастерства становится одной из самых важных проблем современного производства и психологии, чья задача — разработать научно обоснованные рекомендации обучения профессии. <...> Разработанные под руководством З.А.Решетовой новые методы обучения на часовом заводе ускорили адаптацию молодых рабочих, а также снизили текучесть кадров. Оказалось, одна из причин ухода молодых рабочих с завода та, что они не справлялись с заданиями и, занимая последние места в бригадах, не смогли смириться с более низким статусом по сравнению со статусом своих приятелей и знакомых. <...> Хороший результат в обучении операторов дает активный способ подачи информации. Традиционное обучение операторов страдает теми же недостатками, что и школьно-вузовское: оно слишком формально, так как работа идет в основном с печатным словом. Учащемуся дается для заучивания подробное описание установки, управление и ремонт которой предстоит освоить. Письменно же излагаются и инструкции по эксплуатации. В распоряжении ученика также полная технологическая схема и список возможных неполадок при работе установки. Все это создает большую нагрузку на память и внимание, и будущий оператор вынужден искать особые оценки состояний объекта и отказов в работе. По предложению психологов в обучении операторов сейчас широко применяются наглядные средства обучения — командно-информационные мнемосхемы, сокращающие сроки обучения и повышающие его качество. <...> Наряду с квалификацией, стиль работы и ее итоги определяются состоянием человека. Высокая надежность и эффективность наблюдается только при оптимальном состоянии работающего. Например, из-за утомления появляется неуверенность при выработке решений, в действиях, внимание легко отвлекается на побочные раздражители, снижается чувствительность и пропускаются нужные сигналы, ухудшается координация движений, нарушается память, снижаются интеллектуальные способности (быстрота принятия и нахождение правильных, нешаблонных решений). Одно из условий, вызывающих нежелательные состояния человека в процессе труда, — монотонность многих производственных процессов и связанных с ними действий (конвейер, управление движущимися объектами и т.д.). На железнодорожном транспорте одна из серьезнейших проблем — борьба с утомлением машинистов. По данным психологов, около 60% железнодорожных аварий связано с потерей машинистами бдительности. Описано много случаев, когда они засыпали или впадали в особое состояние типа гипнотического. В таких случаях человек, ведущий состав, несмотря на предупреждающие сигналы семафоров, не останавливает локомотива, и он врезается в вагоны стоящего на станции поезда. Причина таких состояний машинистов — недогруженность их деловой информацией и перегрузка стереотипной, не требующей осмысления (мелькание шпал, деревьев, равномерное покачивание). Против сонливости применяют периодически подаваемые звуковые сигналы, световые раздражители, устраиваются специальные " рукоятки бдительности", которые автоматически включают сирену. Для борьбы с монотонностью меняется, если возможно, технология труда в сторону снижения однообразия. Одно из средств снимать усталость от монотонии — повышение интереса к труду, изменение его смысла. Немецкий психолог К.Левин заметил что человек не может длительно выполнять однообразные действия по инструкции и, чтобы продолжать работу, выдумывает для себя особый смысл в тех действиях, которые ему предлагает экспериментатор. Применяются отвлекающие моменты — музыка, освещение, изменение ритма работы. Эффективный заслон однообразию — смена рабочих операций в течение дня, недели, месяца. Это не дает накопиться усталости от однообразия. В сложных условиях работы хроническое утомление приводит к переутомлению и другим нарушениям здоровья операторов. Наиболее подробно такие состояния описаны в работе Ф.Д.Горбова и В.И.Лебедева. Они показали множество случаев переутомления и невротических реакций летчиков. При переутомлении в первую очередь теряется интерес к прежде любимому делу, с трудом выполняется самая обычная профессиональная задача. Как ни странно, но переутомленный с большей охотой берется за дела сложные, чем за простые. И как правило, выполняет их успешно, без проявления невротических симптомов. При выполнении простых заданий (например, пилотирование самолета по курсу) возникают ощущения остановки самолета, онемение рук и ног, потемнение в глазах. В условиях, требующих быстрого переключения или раздвоения внимания, возникают невротические срывы с потерей сознания или памяти. Например, полеты строем на заданной высоте или дозаправка в воздухе требует от летчика умения постоянно переключать внимание с приборной доски на другие самолеты. В таких условиях бывают потери сознания, нарушения полета, аварии. Описанные выше случаи изменения психики и поведения человека в труде проявляются, как правило, в экстремальных условиях. Однако чаще всего психологу труда или инженерному психологу приходится иметь дело не с исключительными случаями, а с обычной деятельностью. Работа психолога на производстве преимущественно связана с организацией рабочего места (поза рабочего, размещение рукояток, индикаторов, поле обзора, пространственная организация панелей, освещение и т.д.), с разработкой информационных индикаторов, мнемосхем для сложных систем, разработкой режимов труда и отдыха, а также с инженерно-психологической (эргономической) экспертизой создаваемых машин и изделий. <...> Большое внимание в последнее время стало уделяться анализу групповых отношений внутри малых производственных коллективов (экипажи самолетов, космических кораблей, группы операторов, машинисты блюминга). В современном производстве многими процессами и объектами нередко управляет всего несколько человек, имеющих персональные четкие функции и осуществляющих единую взаимосвязанную деятельность. В такой группе неизбежно формируется субординация, подчас складываются присущие только данной группе способы взаимодействий. Нередко два отличных пилота, объединенных в единый экипаж, не только не показывают хороших результатов, но могут из-за несогласованности действий создать аварийную ситуацию. Нецелесообразно объединять в одном таком малом коллективе лидеров, не способных уступать, а также людей, плохо относящихся друг к другу, людей с быстрыми и, наоборот, медленными реакциями на события, управляющих вместе одним объектом. Все подобные рекомендации — на уровне простого здравого смысла. Однако есть отношения и более сложные, они не раскрываются без научного анализа, а при этом значат очень много для жизни коллектива. Как мы уже видели, такие отношения изучаются особой отраслью психологической науки — социальной психологией, Не только психология труда и инженерная психология вносят вклад в создание и использование новой техники. Немалое значение для технического прогресса имеют исследования, ведущиеся в общей, педагогической, социальной психологии и даже в такой, казалось бы, далекой от техники области, как зоопсихология. Например, результаты исследований сигнального общения птиц позволили предложить меры по отпугиванию пернатых от аэропортов, где раньше их скопления часто создавали аварийные ситуации для самолетов; птицы попадали в двигатели, разбивали стекла кабины пилотов. Записывая на магнитофонную ленту крики тех или видов птиц, предупреждающих пернатую родню об опасности, и воспроизводя эти крики через громкоговоритель, можно достаточно эффективно отпугивать птиц от взлетных полос. Итоги исследований химических сигналов насекомых продиктовали подбор химических веществ, привлекающих или отпугивающих этих насекомых. С помощью таких веществ можно заманить в ловушку всех самцов определенного вида, оставив самок бесплодными.
|