Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды.






Законы о оос, «О техническом нормировании и стандартизации»,

стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг;

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативовкачества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов.

Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

нормативы предельно допустимых физических воздействий - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда;

Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ - нормативы, которые установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и передвижных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды

нормативы образования отходов производства;

нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды;

нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;

нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;

нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ могут устанавливаться временные нормативы на такие выбросы и сбросы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, и (или) реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ.

Нормативами допустимого изъятия природных ресурсов являются нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий.

О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмо сферный воздух, сбросов сточных вод, хранения и захоранения отходов производства, утв Пос Совмин 1.02.2005 №.119. 1. лимиты используемых (изымаемых, добываемых) нефти, калийной и поваренной соли, 2. лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод по областям и г.Минску. 3. порядок утверждения лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства

Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) 1. первая группа природных ресурсов, 2. группа выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду.

Лимиты на природопользование устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в соответствии с закон

Лимиты не устанавливаются на:

1выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, по которым не установлены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

2выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, газопроводов, буровых установок с двигателями внутреннего сгорания,

3хранение отходов производства на объектах обезвреживания таких отходов и (или) объектах по использованию таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов;

4хранение отходов производства, используемых и (или) обезвреживаемых по месту их образования

5ранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления их объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей

6хранение отходов, являющихся средствами ухода за растениями и ядохимикатами

7размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства


37. Лицензирование в области использования природных ресурсов и оос.

- это разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений,

- комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

- форма контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности.

- средство защиты интересов потребителей.

Отличие природоресурстных лицензий от других:

1) самостоятельно не порождает экологических правоотношений, а порождает в совокупности с другими условиями, так как использование природных ресурсов предполагает предоставление земельного участка. Искл.: лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением озоноразрушающих веществ, цель которой является не природопользование, а охрана окружающей среды.

2) Лицензирование осуществляется Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами госуправления. Причем Минприроды осуществляет координацию деятельности иных органов госуправления в области лицензирования.

Декрет 14.07.2003 №17.

1. ведение охот хо-ва Минлесхоз 2. рыболовство Минселхозпрод 3.деятельность в области пром без-ти МЧС 4. деятельность по заготовке и переработке древесины минлесхоз 5. деятельность, связанная с использованием при ресур и возд на окр среду. Минпррресиохрос 6. деятельность, связ с осущ контроля радиоактивного загр МЧС 7. добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей), обращение с озоноразрушающими веществами, геологическое изучение недр,

добыча торфа или сапропелей, бурение скважин на воду глубиной более 20 метров, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание отходов, экологический аудит (лицензирование осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды);

деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения,

пост сов мин. 27.12.2005 №1551

ведение охо хоз. Минлесхоз. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами. Лицензия выдается сроком на 10 лет. осуществление ведения охотничьего хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, договором аренды охотничьих угодий, иными правовыми актами;

соблюдение предельно допустимых норм и объемов изъятия охотничьих животных и минимального уровня их плотности;

представление Минлесхозу в установленном законодательством порядке информации по ведению охотничьего хозяйства по утверждаемым этим Министерством формам;

укомплектование штата егерской службы в течение трех месяцев со дня получения лицензии работниками численностью, рассчитанной исходя из следующих норм: не более 10 тыс. гектаров лесных, водно-болотных охотничьих угодий и (или) 30 тыс. гектаров полевых охотничьих угодий на 1 работника;

деятельности по заготовке и переработке древесины Минлесхоз лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами. На 5 лет.

5. Не является лицензируемой деятельностью:

заготовка дров физическими лицами для собственных нужд;

рубка древесно-кустарниковой растительности в пределах полос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек

заготовка деловой древесины физическими лицами для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению рай(гор)исполкомов до 50 куб. метров.

Пост Совмин 27.12.2005 N 1550

ведение рыболовного хозяйства Минселхозпрод юридическими лицам сроком на 10 лет.

требованиями и условия:

ведение рыболовного хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими этот вид деятельности, договором аренды рыболовных угодий или решением Президента Республики Беларусь о предоставлении рыболовных угодий в безвозмездное пользование, иными правовыми актами, включая изъятие ресурсов рыб и водных беспозвоночных в установленных квотах;

наличие биолого-экономического обоснования, согласованного с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, или рыбоводно-биологического обоснования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

Почт Совмин 20.10.2003 N 1356

контроля радиоактивного загрязнения М ЧС юрлиц РБ, ип, зарегистрированными в Республике Беларусь, иностранными юридическими лицами и иностр организациями. сроком на 5 лет.

наличие у каждого структурного подразделения, осуществляющего контроль радиоактивного загрязнения, необходимых поверенных средств измерений, персонала, прошедшего обучение на курсах повышения квалификации специалистов. Системы поверочных и испытательных лабораторий

иностранные юридические лица и иностранные организации для получения лицензии и при осуществлении лицензируемой деятельности должны иметь (применять) приборы, внесенные в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, методическую документацию, принятую в Республике Беларусь

пост Совмин 20.10.2003 N 1357

области промышленной безопасности МЧС юрлицами РБ, ип, зарегистрированными в Республике Беларусь, иностранными юридическими лицами и иностранными организациями, на 5 лет.

наличие в штате специалистов, квалификация которых соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, в области промышленной безопасности, прошедших подготовку и проверку знаний в установленном порядке, за исключением совместителей;

наличие в штате специалистов по лицензируемому виду деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний в установленном порядке;

наличие назначенных в установленном порядке ответственных лиц, обеспечивающих безопасное ведение работ и услуг по лицензируемому виду деятельности

наличие собственной, аккредитованной в установленном порядке лаборатории контроля металла и сварных соединений

наличие соответствующих систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) специалистов;

.

 


38. Мониторинг окружающей среды. Система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния ос под воздействием природных и антропогенных факторов.

Объектами наблюдения являются:

- состояние природной среды, ее компонентов и их реакция на антропогенные воздействия;

- источники воздействия (предприятия, транспорт и т.д.)

- факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропогенных воздействий.

Составляющей мониторинга является наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду. Эту функцию выполняет локальный мониторинг, проводимый юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду.

Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются:

• сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты;

• поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод;

• подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения;

• земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения.

Оценка предполагает: с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой ‑ определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности.

Прогнозопирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные, в результате этого, изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера.

Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) –
(создана в 1993 году) в целях
обеспечения взаимодействия систем наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов, получения и предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и воздействии на нее

Виды мониторинга: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мониторинг подземных вод;

- мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мониторинг окружающей среды.

Органы: Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют в соответствии с Постановлением Совета Министров «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь»

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды);

- Министерство образования (в части мониторинга озонового слоя);

- Национальная академия наук Беларуси (в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга);

- Министерство лесного хозяйства (в части мониторинга лесов);

- Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в части мониторинга земель).

в Республике Беларусь проводится геофизический и радиационный мониторинг. Объектами наблюдений геофизического мониторинга являются сейсмические события природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные поля. Объектами наблюдений при проведении радиационного мониторинга являются атмо­сферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды. Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за: естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал