Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стандартизация и нормирование в области охраны окружающей среды.
Законы о оос, «О техническом нормировании и стандартизации», стандартизация - деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг; Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативовкачества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов. Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией. К нормативам качества окружающей среды относятся: нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания микроорганизмов в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда; нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических и иных веществ в окружающей среде, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда; нормативы предельно допустимых физических воздействий - нормативы, установленные в соответствии с показателями предельно допустимого воздействия на окружающую среду тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий, несоблюдение которых приводит к причинению экологического вреда; Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В целях предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей) устанавливаются следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ - нормативы, которые установлены для юридических лиц и граждан, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных и передвижных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды нормативы образования отходов производства; нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимого изъятия природных ресурсов; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ могут устанавливаться временные нормативы на такие выбросы и сбросы на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами и действующих только при условии одновременного проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, и (или) реализации других природоохранных мероприятий, с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ. Нормативами допустимого изъятия природных ресурсов являются нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, в целях регулирования совокупного воздействия всех стационарных и передвижных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий. О лимитах используемых (изымаемых, добываемых) природных ресурсов, допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмо сферный воздух, сбросов сточных вод, хранения и захоранения отходов производства, утв Пос Совмин 1.02.2005 №.119. 1. лимиты используемых (изымаемых, добываемых) нефти, калийной и поваренной соли, 2. лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод по областям и г.Минску. 3. порядок утверждения лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства Лимиты на природопользование представляют собой установленные природопользователям на определенный период времени объемы предельного использования (изъятия, добычи) 1. первая группа природных ресурсов, 2. группа выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов и иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Лимиты на природопользование устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в соответствии с закон Лимиты не устанавливаются на: 1выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, по которым не установлены ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух 2выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников, газопроводов, буровых установок с двигателями внутреннего сгорания, 3хранение отходов производства на объектах обезвреживания таких отходов и (или) объектах по использованию таких отходов, предназначенных к обезвреживанию и (или) использованию, в количестве, соответствующем технологическому регламенту этих объектов; 4хранение отходов производства, используемых и (или) обезвреживаемых по месту их образования 5ранение отходов производства, предназначенных для захоронения, обезвреживания и (или) использования, в целях накопления их объема, необходимого для перевозки одной транспортной единицей 6хранение отходов, являющихся средствами ухода за растениями и ядохимикатами 7размещение товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства 37. Лицензирование в области использования природных ресурсов и оос. - это разрешительный порядок осуществления определенных законодательством видов деятельности в сфере экологических правоотношений, - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. - форма контроля за рациональным использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности. - средство защиты интересов потребителей. Отличие природоресурстных лицензий от других: 1) самостоятельно не порождает экологических правоотношений, а порождает в совокупности с другими условиями, так как использование природных ресурсов предполагает предоставление земельного участка. Искл.: лицензия на осуществление деятельности, связанной с обращением озоноразрушающих веществ, цель которой является не природопользование, а охрана окружающей среды. 2) Лицензирование осуществляется Минприроды и иными специально уполномоченными республиканскими органами госуправления. Причем Минприроды осуществляет координацию деятельности иных органов госуправления в области лицензирования. Декрет 14.07.2003 №17. 1. ведение охот хо-ва Минлесхоз 2. рыболовство Минселхозпрод 3.деятельность в области пром без-ти МЧС 4. деятельность по заготовке и переработке древесины минлесхоз 5. деятельность, связанная с использованием при ресур и возд на окр среду. Минпррресиохрос 6. деятельность, связ с осущ контроля радиоактивного загр МЧС 7. добыча полезных ископаемых (кроме торфа и сапропелей), обращение с озоноразрушающими веществами, геологическое изучение недр, добыча торфа или сапропелей, бурение скважин на воду глубиной более 20 метров, использование отходов 1-3 классов опасности, обезвреживание отходов, экологический аудит (лицензирование осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды); деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, ядерными материалами, средствами радиационной защиты и технологическим оборудованием для ядерных материалов и источников ионизирующего излучения, пост сов мин. 27.12.2005 №1551 ведение охо хоз. Минлесхоз. Лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами. Лицензия выдается сроком на 10 лет. осуществление ведения охотничьего хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими эту деятельность, договором аренды охотничьих угодий, иными правовыми актами; соблюдение предельно допустимых норм и объемов изъятия охотничьих животных и минимального уровня их плотности; представление Минлесхозу в установленном законодательством порядке информации по ведению охотничьего хозяйства по утверждаемым этим Министерством формам; укомплектование штата егерской службы в течение трех месяцев со дня получения лицензии работниками численностью, рассчитанной исходя из следующих норм: не более 10 тыс. гектаров лесных, водно-болотных охотничьих угодий и (или) 30 тыс. гектаров полевых охотничьих угодий на 1 работника; деятельности по заготовке и переработке древесины Минлесхоз лицензируемая деятельность осуществляется юридическими лицами. На 5 лет. 5. Не является лицензируемой деятельностью: заготовка дров физическими лицами для собственных нужд; рубка древесно-кустарниковой растительности в пределах полос отвода существующих железных и автомобильных дорог, трасс нефтепроводов, линий электропередачи и связи, иных коммуникационных линий и каналов, просек заготовка деловой древесины физическими лицами для восстановления принадлежащих им жилых домов и надворных построек, уничтоженных или поврежденных в результате пожаров или стихийных бедствий, по решению рай(гор)исполкомов до 50 куб. метров. Пост Совмин 27.12.2005 N 1550 ведение рыболовного хозяйства Минселхозпрод юридическими лицам сроком на 10 лет. требованиями и условия: ведение рыболовного хозяйства в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими этот вид деятельности, договором аренды рыболовных угодий или решением Президента Республики Беларусь о предоставлении рыболовных угодий в безвозмездное пользование, иными правовыми актами, включая изъятие ресурсов рыб и водных беспозвоночных в установленных квотах; наличие биолого-экономического обоснования, согласованного с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, или рыбоводно-биологического обоснования, имеющего положительное заключение государственной экологической экспертизы и утвержденного Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Почт Совмин 20.10.2003 N 1356 контроля радиоактивного загрязнения М ЧС юрлиц РБ, ип, зарегистрированными в Республике Беларусь, иностранными юридическими лицами и иностр организациями. сроком на 5 лет. наличие у каждого структурного подразделения, осуществляющего контроль радиоактивного загрязнения, необходимых поверенных средств измерений, персонала, прошедшего обучение на курсах повышения квалификации специалистов. Системы поверочных и испытательных лабораторий иностранные юридические лица и иностранные организации для получения лицензии и при осуществлении лицензируемой деятельности должны иметь (применять) приборы, внесенные в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, методическую документацию, принятую в Республике Беларусь пост Совмин 20.10.2003 N 1357 области промышленной безопасности МЧС юрлицами РБ, ип, зарегистрированными в Республике Беларусь, иностранными юридическими лицами и иностранными организациями, на 5 лет. наличие в штате специалистов, квалификация которых соответствует требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, в области промышленной безопасности, прошедших подготовку и проверку знаний в установленном порядке, за исключением совместителей; наличие в штате специалистов по лицензируемому виду деятельности, прошедших подготовку и проверку знаний в установленном порядке; наличие назначенных в установленном порядке ответственных лиц, обеспечивающих безопасное ведение работ и услуг по лицензируемому виду деятельности наличие собственной, аккредитованной в установленном порядке лаборатории контроля металла и сварных соединений наличие соответствующих систем контроля за качеством осуществления лицензируемой деятельности и подготовки (переподготовки) специалистов; .
38. Мониторинг окружающей среды. Система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния ос под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами наблюдения являются: - состояние природной среды, ее компонентов и их реакция на антропогенные воздействия; - источники воздействия (предприятия, транспорт и т.д.) - факторы (загрязняющие вещества, шум, излучения и т.д.) антропогенных воздействий. Составляющей мониторинга является наблюдение за состоянием окружающей среды в районе расположения источников вредного воздействия и за воздействием этих источников на окружающую среду. Эту функцию выполняет локальный мониторинг, проводимый юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду. Объектами наблюдений при проведении локального мониторинга являются: • сбросы сточных вод в поверхностные водные объекты; • поверхностные воды в районе расположения источников сбросов сточных вод; • подземные воды в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения; • земли в районе расположения выявленных или потенциальных источников их загрязнения. Оценка предполагает: с одной стороны, определение возможного ущерба от антропогенного и естественного воздействия, с другой ‑ определение природных резервов для их использования в интересах человека и оптимальных способов человеческой деятельности. Прогнозопирается на данные, полученные при наблюдениях и анализе результатов наблюдений. Прогнозируются изменение интенсивности источников и факторов воздействия на природную среду, а также возможные, в результате этого, изменения в биосфере. Прогноз позволяет наметить меры не только против уже имеющихся вредных воздействий, но и меры профилактического характера. Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС) – Виды мониторинга: мониторинг земель; мониторинг поверхностных вод; мониторинг подземных вод; - мониторинг атмосферного воздуха; мониторинг озонового слоя; мониторинг растительного мира; мониторинг лесов; мониторинг животного мира; радиационный мониторинг; геофизический мониторинг; локальный мониторинг окружающей среды. Органы: Организацию проведения видов мониторинга окружающей среды в составе НСМОС осуществляют в соответствии с Постановлением Совета Министров «О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь» Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды (в части мониторинга атмосферного воздуха, мониторинга поверхностных вод, мониторинга подземных вод, мониторинга животного мира, радиационного мониторинга, локального мониторинга окружающей среды); - Министерство образования (в части мониторинга озонового слоя); - Национальная академия наук Беларуси (в части мониторинга растительного мира и геофизического мониторинга); - Министерство лесного хозяйства (в части мониторинга лесов); - Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (в части мониторинга земель). в Республике Беларусь проводится геофизический и радиационный мониторинг. Объектами наблюдений геофизического мониторинга являются сейсмические события природного и техногенного происхождения, геомагнитные и гравитационные поля. Объектами наблюдений при проведении радиационного мониторинга являются атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды. Радиационный мониторинг проводится в целях наблюдения за: естественным радиационным фоном; радиационным фоном в районах воздействия потенциальных источников радиоактивного загрязнения, в том числе для оценки трансграничного переноса радиоактивных веществ; радиоактивным загрязнением атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
|