Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ответственность за нарушение законодательства об ООПТ.
За нарушение законодательства об оопт предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность. Административная ответственность установлена за: • нарушение требований по охране диких животных и дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или мест их обитания и произрастания либо нецелевое их использование (ст. 15.8 КоАП); • нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ст. 15.9 КоАП); • самовольный сбор или уничтожение грибов, других дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, и их частей либо совершение иных действий, которые могут привести к их гибели, сокращению численности или нарушению среды произрастания (ст. 15.27 КоАП); • незаконные вывоз из Республики Беларусь либо ввоз в нее диких животных, дикорастущих и иных растений, их частей или дериватов, торговля которыми регулируется международными договорами, либо незаконный вывоз из Республики Беларусь диких животных, дикорастущих и иных растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь (ст. 15.33 КоАП); • уничтожение диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, или уничтожение их кладок, яиц, жилищ и других сооружений, или нарушение порядка добычи таких животных, или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных (ст. 15.34 КоАП). Уголовная ответственность предусмотрена за умышленные уничтожение либо повреждение памятников природы или других оопо и комплексов (ст. 263 УК); нарушение режима заповедников, национальных парков, заказников, памятников природы и других особо охраняемых природных территорий и объектов, повлекшее умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере (ст. 264 УК). В ряде случаев (ч. 2 ст. 281 УК – незаконная добыча рыбы или водных животных, ч. 2 ст. 282 УК – незаконная охота) совершение преступления в особо охраняемой природной территории или в отношении видов, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, рассматривается в качестве квалифицирующего признака. В порядке гражданско-правовой ответственности вред, причиненный природным комплексам и объектам в границах особо охраняемых природных территорий, возмещается виновными в причинении вреда юр и физ лицами. В счет причиненного вреда включаются стоимость уничтоженных или поврежденных природных комплексов и объектов, а также затраты на восстановление нарушенного состояния этих природных комплексов и объектов. При возмещении вреда учитываются потери природных ресурсов, а также их экологическая ценность. Так, в ряде случаев устанавливаются: • повышенные таксы при причинении вреда особо охраняемым лесам (например, лесам заповедников, национальных парков и др.); • повышающие коэффициенты при определении экологического ущерба от загрязнения, деградации и нарушения земель (5, 1–10, 0 – для заповедников, заповедных зон национальных парков, памятников природы; 2, 6–5, 0 – заказников); • повышающие коэффициенты при расчете ущерба за несанкционированное размещение отходов (2, 9 – для заповедников и национальных парков; 2, 5 – памятников природы; 1, 9 – заказников); • двойной размер такс при исчислении вреда при незаконном изъятии или уничтожении диких животных, их частей и (или) дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС); • тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь; • тройной размер такс при исчислении вреда в случае незаконного изъятия или уничтожения диких животных, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь и одновременно являющимся образцами СИТЕС. 94. Атмосферный воздух как объект охраны и использования. Зак от 16.12.2008 в силу ч/з 6 мес. Атмосферный воздух - компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.(в нов) Понятие и признаки атмосферного воздуха как объекта правового регулирования закреплены в Законе Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». В соответствии с данным Законом атмосферный воздух определяется как охраняемый природный объект, представляющий собой газовую оболочку нашей планеты.(стар) Таким образом, атмосферный воздух охватывает собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. При этом не весь газовый состав атмосферы подпадает под правовое регулирование законодательства об атмосферном воздухе. Так, озоновый слой атмосферы, охрана которого названа как одно из требований по охране атмосферного воздуха самостоятельный объект правового регулирования. В рамках выполнения международных обязательств Республики Беларусь по реализации положений Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата осуществляется регулирование выбросов парниковых газов, т. е. газообразных составляющих атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение. В отличие от других компонентов природной среды, являющихся объектами природоресурсных отношений, атмосферный воздух рассматривается в законодательстве как охраняемый объект, а не объект использования. Приоритет охраны в правовом регулировании отношений, возникающих по поводу атмосферного воздуха, связан с его жизненно важным значением для обеспечения благоприятного состояния окружающей среды, а также с особыми естественно-природными свойствами атмосферного воздуха, которые существенно отличают его от других объектов природопользования. В силу своих физических свойств, таких как наличие постоянного не контролируемого человеком движения и непрерывного перемешивания, атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. Эти же свойства атмосферного воздуха ограничивают его использование как индивидуализированного объекта природопользования. Государство имеет суверенные права на воздушное пространство, образующее составную часть государственной территории Республики Беларусь, но не являющееся компонентом природной среды. По отношению к атмосферному воздуху государство обладает определенными полномочиями по регулированию общественных отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, в том числе выполнению международных обязательств, принятых на себя Республикой Беларусь в данной области. Право пользования атмосферным воздухом как совокупность норм, которые регулируют использование полезных свойств данного компонента природной среды, в законодательстве об охране атмосферного воздуха специально не выделяется. Учитывая имеющееся в экологическом законодательстве понятие природопользования как деятельности, в процессе которой используются природные ресурсы и оказывается воздействие на окружающую среду, есть основания вести речь о постепенном формировании такого института применительно к атмосферному воздуху.
|