Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возбудителей заразных болезней






 

Нарушая естественные соотношения в паразитарных системах, антропопрессия делает их менее устойчивыми, запускает механизмы адаптации к новым условиям среды обитания. Включаются адаптационные механизмы передачи генетической информации. При этом гены лекарственной резистентности (устойчивости) от возбудителей инфекционных и паразитарных болезней могут быть переданы другим особям того же или других видов, родов, семейств и даже царств, в том числе сапрофитическим микроорганизмам. В этих условиях, а также в условиях всеобщей иммунодепрессии видов-хозяев, также возникшей под влиянием антропогенных факторов, могут формироваться принципиально новые паразитарные системы.

Борьба с возбудителями инфекций и паразитозов с помощью специфических лекарственных средств может иметь лишь временный успех. Патогенные микроорганизмы обладают мощными средствами быстро перестраивающейся самозащиты. Ярким примером может служить тропическая малярия. Так, в конце 1950 - начале 1960-х гг. в мире было лишь два ограниченных, одновременно и самостоятельно возникших очага лекарственной резистентности возбудителя тропической малярии: в Колумбии (Южная Америка) и Тайланд-Кампучии (Юго-Восточная Азия). Однако в последующем лекарственно-устойчивая тропическая малярия охватила пространства более чем с миллиардным населением. К началу 90-х гг. она уже захватила, помимо названных государств, все страны Юго-Восточной Азии, включая Индию, Вьетнам, Бирму, Малайзию, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Лаос, частично Иран и Китай и островные государства Тихого океана – Индонезию, Филиппины и др. Южно-Американский очаг лекарственно-устойчивой малярии к настоящему времени распространился на все страны, расположенные в северо-восточной части этого континента, захватив Венесуэлу, Колумбию, Гайану, Суринам, Французскую Гвиану, Эквадор, Перу, Панаму и большую часть Бразилии. К 1977 г. возник новый очаг хлорохинустойчивой[5] тропической малярии в восточной части Экваториальной Африки (Кения), который к настоящему времени распространился на всю экваториальную и южную часть этого континента, включая Заир, Конго Габон, Камерун, Нигерию, Гамбию, Центральную Африканскую Республику и др. (всего более 20 стран) [13].

Положение осложняется тем, что в маляриогенных районах в последние десятилетия возникла и широко распространилась резистентность переносчиков этой инфекции – комаров рода Anopheles – к инсектицидам, которые применялись и применяются с целью профилактики распространения малярии. К настоящему времени установлена резистентность более чем у 50 видов комаров этого рода, причём у нескольких важных переносчиков тропической малярии отмечена мультирезистентность, т.е. к разным классам химических соединений.

Резистентность к пестицидам возникла также и у многих других членистоногих, имеющих медицинское и ветеринарное значение, что осложняет борьбу с ними.

Всё более расширяется спектр возбудителей инфекций, резистентных (устойчивых) к антибиотикам. В последние годы особую тревогу вызывает рост внутрибольничных инфекций (ВБИ). При изучении устойчивости возбудителей ВБИ к антибиотикам установлена мультирезистнтность (множественная устойчивость) подавляющей части (более 80-90%) кишечной палочки (Esherichia coli), клебсиелл (Klebsiella spp.), энтеробактера (Enterobacter spp.), протея (Proteus spp.), псевдомонаса (Pseudomonas spp.) и др.

Другим примером может служить возбудитель холеры – холерный вибрион (Vibrio cholerae). Ранее у него не было резистентности к антибиотикам. Однако во время вспышки холеры в Танзании осенью 1977 г. с целью лечения и профилактики было использовано 1788 кг тетрациклина. В результате на фоне высокой чувствительности к тетрациклину всех выделенных культур V. cholerae в начале эпидемии к концу её 2/3 культур были уже устойчивы к нему. Аналогичный процесс трансформации холерного вибриона произошёл и в Российской Федерации. В настоящее время большинство изученных культур V. cholerae устойчивы ко многим антибиотикам: тетрациклину, левомицетину и др. Так, штаммы V. cholerae 01, выделенные во время вспышки холеры в Дагестане, в 89, 8% оказались устойчивыми к тетрациклину, а 33, 4% – к левомицетину. Выделенные тогда же на Украине холерные вибрионы 01 обладали устойчивостью к левомицетину и стрептомицину.

На территории России постоянная высокая эпизоотическая опасность наблюдается в 12-ти природных очагах чумы на площади около 350 тыс. га, где ежегодно выявляется до 330 культур возбудителя чумы. Растёт площадь эпизоотий чумы. Традиционная практика эпидемического надзора за чумой в полном объёме в настоящее время осуществляться не может из-за недостаточного финансирования. Резко сократилось число выставляемых эпидемиологических отрядов в очаги чумы и объём лабораторных методов исследования, что привело к уменьшению числа обследованных носителей и переносчиков, снижению количества дератизаций и дезинсекций [63]. В результате в настоящее время сложилась критическая ситуация: противочумные станции уже не могут строить свою работу на прежних принципах без заметного ущерба для качества эпиднадзора.

Разнообразные факторы антропогенного воздействия на природу и здоровье человека создают благоприятные условия для возникновения новых болезней человека. Ярким примером может служить СПИД – “чума ХХ века”, но и XXI века тоже. СПИД – синдром приобретённого иммунодефицита (англ.: acquired immune deficiency syndrome – AIDS). Возбудитель − вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Заболевание впервые описано в 1981 г. Предполагается, что первоначальный очаг СПИД – Заир. С начала 80-х гг. примерно 50 млн. человек были инфицированы ВИЧ; 16 млн. человек умерли. Из почти 36 млн. человек ВИЧ-инфицированных, более 23 млн. проживают в странах Африки к югу от Сахары. В городах южной части Африки, население которых более всего страдает от этой инфекции, 40% беременных женщин имеют положительную реакцию на ВИЧ. Только в одном 1999 г. были инфицированы ВИЧ 5, 6 млн. человек, половина из них – в возрасте до 25 лет.

В РФ на начало 2005 г. зарегистрировано 305732 случая этой инфекции, из них 12782 у детей. Выявляемость ВИЧ среди беременных за 5 лет (с 1999 г.) повысилась в 12 раз: с 300 в 1999 году до 3500 случаев в 2004 г. Количество детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, составило к 2005 г. около 11600, из них более 700 – отказных [68]. Заметим, что средний показатель поражённости ВИЧ населения Российской Федерации вырос с 1995 г. по 2005 г. с практически нулевого до 230 на 100 тыс. населения. В 12 регионах России фиксируется высокая степень поражённости – до 300 ВИЧ-инфицированных на 100 тысяч населения. Это: Иркутская, Самарская, Оренбургская, Московская, Свердловская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др. [47].

Для заболевания характерны длительный инкубационный период, генерализованная лимфаденопатия, прогрессирующая потеря массы тела, симптомы неврологических и психических нарушений (параноидные признаки, тяжёлые состояния тревоги и депрессии). На поздних стадиях болезни типично присоединение пневмонии, саркомы Капоши и др. Характерна исключительно высокая летальность.

В России действует Закон “О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)”, и в соответствии с ним разработана Федеральная целевая программа. Однако выполнение её не может быть осуществлено так, как это требуется, так как существует ряд причин, препятствующих её осуществлению. В частности, в этой программе существенное место занимает пункт: “Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения и госсанэпидслужбы”, который, как это видно и на примере чумы, в должной мере не исполняется. Резко снизилась пропаганда по системе анти-СПИД, как в периодической печати, так и по радио и телевидению. Вместо высоконравственных программ, особенно на телевидении, действуют программы примитивизма, нравственно разлагающие молодёжь типа фильмов страха, ужасов и секса. Распространению ВИЧ-инфекции способствуют низкий жизненный уровень основной массы населения, алкоголизм, наркомания и, фактически, легализация проституции.

Снижение жизненного уровня населения России и стран СНГ осложнилось вспышкой туберкулёзной инфекции. За последние пятнадцать лет заболеваемость туберкулёзом в стране выросла более чем в два раза. Если в 1991 году показатель заболеваемости туберкулёзом составлял 34 случая на 100 тысяч населения, то в 2005 году – 83, 3 случая на 100 тысяч. Для сравнения: показатель заболеваемости туберкулёзом в странах Западной Европы в 10 раз ниже. Ежедневно в России от туберкулёза умирают около 70 человек. В российских тюрьмах число вновь заболевших туберкулёзом в 60 раз выше, чем среди живущих на воле.

В последние годы борьба с туберкулёзом осложнилась развитием лекарственной устойчивости у возбудителя этой инфекции. Лекарственно устойчивая форма туберкулёза не поддаётся лечению стандартными препаратами. Заключённые в тюрьмах чаще всего страдают именно этой формой заболевания, что грозит её распространением по территории всей стране.

В мире более двух миллиардов инфицированных туберкулёзом, но активной формой страдают около 200 миллионов человек. В основном это беднейшие слои населения.

К группе эпизоотий, спровоцированных человеком, может быть отнесено “коровье бешенство”, возникшее в Англии около 20 лет назад. Это заболевание антропогенного характера, так как коровы получили его “в наследство” от больных скрепи овец и коз, мясо и кости которых использовались для изготовления мясокостной муки, скармливаемой коровам. Скрепи относится к губкообразным энцефалопатиям. Эта болезнь известна в Англии с 1732 г. Она встречается в странах Европы, Азии, Америки. В 1984 г. появились первые сообщения об обнаружении случаев скрепи в Японии. В странах Западной Европы от неё за годы эпизоотии погибли более 100 человек. Об агрессивности возбудителей губкообразных энцефалопатий свидетельствует отсутствие иммунной реакции у больных этими инфекциями животных и человека.

В мире наблюдается совершенно очевидная тенденция повышения инфекционной заболеваемости населения планеты. За последние 30 лет описана 41 новая инфекционная болезнь.

Таким образом, современный мир характеризуется возникновением как новых инфекционных болезней, так и лекарственно устойчивых форм возбудителей множества видов возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний, а также всё более широким распространением ВИЧ-инфеции, туберкулёза и развитием лекарственной устойчивости у возбудителей и переносчиков малярии, у возбудителей таких тяжёлых инфекций как холера, туберкулёз и др.

Каковы меры борьбы и профилактики в этих условиях? – Это, прежде всего, повышение жизненного уровня населения, активизация санитарно-просветительной работы, применение всевозможных методов закаливания организма, достойное воспитание детей и юношества в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, направленное на развитие интереса к творчеству, что даёт природосообразное (ноосферное) образование [58, 59].

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал