Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страны Восточной Европы: банк статистических данных
шЩза
понятию " Европа" с точки зрения Запада, — утверждает известный немецкий политолог Э.Ян (1990). — Другим же, напротив, Польша представляется среднеевропейской страной, так что для них Восточная Европа начинается по другую сторону Северного Буга. В таком случае можно говорить о петровском понимании Европы как следствии включения России в это понятие. Третье, или социально-системное, представление о Восточной Европе (как о «социалистическом ареале» — Авт.) относилось до недавнего времени к пространству от Эльбы до Урала (однако без Греции и Турции). Четвертый подход отделяет славянскую — Восточную — от романо-германской Западной Европы...» «Зыбкость» понятию «Восточная Европа» придают и многие другие обстоятельства. Так, Прага, Будапешт и Белград относятся к Восточной Европе (куда до недавнего времени относились и многие восточногерманские города), в то время как находящиеся восточнее их Стамбул, Никосия и Афины — к Западной. Удивляет также легкость, с которой обширная территория бывшей ГДР была «изъята» из восточноевропейского региона и включена в состав западноевропейского, а Эстония, Латвия и Литва, напротив, стали вдруг частью Восточной Европы. Вообще трудно найти уроженца Восточной Европы, который идентифицировал бы себя в качестве «восточноевропейца»: он непременно представится вам либо венгром (поляком, румыном и т.д.), либо европейцем, либо, в крайнем случае, среднеевропейцем или жителем Юго-Восточной Европы (Балканы). Для него Восточная Европа в свою очередь ассоциируется с Россией и православием. А немцы в большинстве своем ни теоретически, ни практически не относили бывшую ГДР к Восточной Европе. Новые вопросы возникают в связи с распадом СССР и появлением таких суверенных государств, как Украина, Белоруссия, Молдавия. В отличие от стран Балтии, почти «автоматически» отнесенных к Восточной Европе, геополитические, геоэкономические и геокультурные (кроме Молдавии!) приоритеты этих стран не позволяют сделать то же самое. Возникает образ некоего «второго эшелона» государств Восточной Европы. И уж совсем курьезная ситуация сложилась с обособленной «анклавной» Калининградской областью, геоисторически обладающей западноевропейскими «корнями», объективно расположенной в географических пределах восточноевропейского региона, но реально являющейся сегодня составной частью российского православного социума. Средняя Европа и Восточная Европа. Представления о Средней Европе начали создаваться в бисмарковской Германии вскоре после того, как в 1871 г. «кровью и железом» ею были объединены в единый рейх северные части некогда могущественной Священной Римской империи. Появились реальные возможности для более тесного сближения Германии с другой германской империей — Авст- ро-Венгрией и устранения антагонизма между политическим протестантством и католицизмом. Обе империи — Гогенцоллернов и Габсбургов — традиционно обособлялись как от Западной, так и Восточной Европы, поэтому родившееся в «окопном обществе» разделенных государств понятие «Средняя Европа» («М1«е1еигора») было «обречено» на популярность. По замыслам архитекторов Средней Европы, она должна была простираться от берегов Атлантики до России, сохранить колониальные владения от Гренландии до Индонезии, а также в Центральной Африке и Тихом океане и играть роль пятой великой державы (наряду с Великобританией и Россией в Европе, с США и Японией или Китаем в Азии). Участие же в строительстве третьей в Европе мировой державы, кроме немцев (и, естественно, австрийцев), должны были принять венгерская и еврейская буржуазия, а частично и западные славяне. (Распространение идей формирования среднеевропейского региона при этом вовсе не «упразднило» понятия Восточной Европы. К ней в начале XX в. наряду с Россией относились Прибалтика, Польша, Чехословакия и освобожденная от османского владычества Юго-Восточная Европа.) Разрушению германских мечтаний о сильной Средней Европе способствовали как версальское мирное урегулирование, так и сокрушительное поражение гитлеровского рейха во Второй мировой войне. Что же касается среднеевропейского регионализма без Германии, то общие интересы небольших государств перед лицом великих соседей — Германии и СССР — оказались слабее, чем национальные противоречия между самими народами этих стран. Восточная Европа как маргинальное пространство. Разделение Европы в 1945 г. между англосаксонскими державами и СССР как в силовом, так и общественно-политическом смысле привело к пространственному оформлению восточноевропейского региона с установлением четких границ. Однако сам термин «Восточная Европа» использовался почти исключительно на Западе, что было связано с евразийским характером СССР и глобальными претензиями мировой системы социализма. Необходимость идентификации новой социально-системной общности привело к тому, что новое понимание Восточной Европы почти на полвека вытеснило все прежние понятия Восточной Европы, Восточно-Центральной Европы, Средне-Восточной Европы, Юго-Восточной Европы, Промежуточной Европы, Средней Европы и Центральной Европы. Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток—Запад как буферное и маргинальное пространство. С учетом того обстоятельства, что конфликт Восток-Запад носил многоаспектный характер (гегемониальное, военно- блоковое, системно-политическое и общественно-политическое противостояние), восточноевропейский регион как бы менял свои очертания. Исходя, например, из противоборства военных союзов — НАТО и Организации Варшавского договора, Восточная Европа до недавнего времени подразумевала семь государств, а если рассматривать прошлый конфликт Восток —Запад как гегемониаль-ное соперничество США и СССР, то Восточная Европа включала лишь шесть (с точки зрения блоковой политики) или восемь (с точки зрения системно-политической) государств между Эльбой и Северным Бутом (и соответственно Прутом). Культурно-исторические провинции. Региональный портрет Восточной Европы не будет законченным без упоминания имеющихся здесь культурно-исторических и геополитических областей. Одни из них покрыты ореолом былого величия (как известные удельные княжества), другие служили в прошлом источниками непрекращающейся кровопролитной борьбы сильных мира сего за их обладание, третьи являлись культурно-исторической нишей, где происходило развитие тех или иных этносов. Сегодня многие из них поделены между соседними странами и утратили былую идентичность. Упомянем лишь некоторые, наиболее часто находящиеся на слуху регионы. Силезия — историческая область, расположенная главным образом в юго-западной части Польши, в бассейне верхней Одры и верхней Вислы. Издавна заселенная в основном поляками, Силезия в течение ряда столетий находилась во владении прусских помещиков, что наложило свой отпечаток на местный уклад жизни. После Второй мировой войны большая часть Силезии возвращена Польше и превращена в мощный индустриальный регион (гг. Вроцлав, Катовице, Сосновец, Хожув и др.). Небольшая часть южной Силезии входит в состав Чехии (большая часть пограничного Си-лезско-Домбровского угольного бассейна принадлежит Польше, небольшая часть — Чехии). Нередко в пределах этой исторической области выделяют Верхнюю Силезию и Нижнюю Силезию. Галиция — трансграничная область между Польшей и Украиной, включающая в свой состав южную часть Малопольши (Краковщину и Жешовщину), а также украинскую Львовщину и некоторые соседние территории. Иногда применительно к Краковщине используют термин «Западная Галиция», в то время как по отношению к украинской части употребляют термин «Восточная Галиция». Гали-цийский регион, подобно Великопольше (Познанщина — историческое ядро польского государства), Куявии (район Быдгоща — Торуня — Иновроцлава), Мазовше (или Мазовии — с центром в Варшаве), Силезии, а также Поморью, традиционно служил «операционным понятием» при многочисленных территориальных «перекройках» польских земель. (Не следует смешивать название данной трансграничной области с испанской Галисией!) Моравия — это название означает: страна, по которой протекает р. Морава. «Статус» исторической земли Моравия получила как одна из двух областей (Чехия и Моравия), в пределах которых развивалось древнее чешское государство. До образовании Чехословакии как самостоятельного государства (1918) Моравия (впрочем, как и вся остальная территория современных Чехии и Словакии) входила в состав Австро-Венгрии, причем принадлежала австрийской (не венгерской) короне. После распада Чехословакии вначале 90-х годов Моравия стала частью Чехии. Заселена преимущественно чехами. Трансильвания (или славянское Семиградье) — историческая область северо-западной части Румынии (название означает «за лесом», «залесье», т.е. страна за лесистыми Карпатами, к северу от Трансильванских Альп). Нередко название Трансильвания распространяется на другие исторические земли: Банат, Марамуреш, КриШаны, и даже Буковину и Закарпатскую область. Трансильвания со своим смешанным населением (в основном румыны и венгры) в свое время была оплотом национально-освободительной борьбы против турецких поработителей, поэтому вожди этого движения почитаются национальными героями одновременно и в Румынии и в Венгрии. Учитывая то обстоятельство, что Трансильвания долгие годы являлась частью Австро-Венгрии (под венгерской короной), в национальном сознании мадьяр эта историческая область часто ассоциируется с «утраченными землями». Валахия — историческое название территории на юге Румынии между южными Карпатами и Дунаем. (Кристаллизационным ядром румынского государства явились бывшие княжества Молдавия и Валахия, объединившиеся в 1858 г.). Причем, в самой Румынии вместо названия Валахия обычно употребляют названия Мунтения (к востоку от р. Олт) -и Олтения (к западу от р. Олт), на которые делится территория Валахии. В пределах Валахии расположена столица государства — Бухарест (перенесенная в конце XVII в. из г. Тырговиште). Молдавия, Валахия и Добруджа — все вместе в прошлом назывались Старым Королевством. Воеводина — автономный край Сербии (Югославии), историческая земля, расположенная на севере страны. Состоит из трех частей: Баната, Бачки и Бараньи. Югославский Банат находится к северу от Дуная и занимает левобережье р. Тиссы. Баранья расположена между реками Дравой и Дунаем. Бачка и Баранья — южные части одноименных областей Венгрии, населенные в отличие от северных частей южными славянами. Югославский Банат, являясь частью Воеводины, в то же время составляет западную половину всей исторической провинции Банат, входившей до Первой мировой войны в Австро-Венгрию. Восточная часть Баната, населенная большей частью румынами, по Трианонскому договору отошла к Румынии. Славония с Хорватией (как исторической землей, а не с государством!) нередко объединяется в единую историческую провинцию, занимающую северную часть бывшей СФРЮ (Социалистической Федеративной Республики Югославии), отграниченную реками Уной, Савой, Дравой и Дунаем. Западная часть этой исторической провинции носит название Хорватия, а восточная — Славония. После распада СФРЮ Славония, населенная в основном хорватами и сербами, осталась в составе хорватского государства. Далмация — историческая область, тянущаяся узкой полосой вдоль Адриатического моря и отграниченная от Боснии и Герцеговины Динарскими Альпами. Население этой приморской территории с теплым средиземноморским климатом сосредоточено по ступеням горных склонов, спадающих к морю, и на островах. Входит в состав суверенной Хорватии. Косово (Косово и Метохия) — историческая земля, автономный край в составе Сербии, населенный в основном албанцами-мусульманами. Последнее обстоятельство сказалось на состоянии межэтнических отношений, характеризовавшихся в последние десятилетия повышенной конфликтностью и приведших к фактической гражданской войне за отделение земли от Сербии (и возможное присоединение к Албании). Буковина — историческая область, лежащая на северо-восточных отрогах Карпат. Ее северная часть (Черновицкая область) принадлежит Украине, южная является составной частью Румынии. Эта трансграничная область не однажды в истории переходила «из рук в руки». В 1918 г. была захвачена Румынией, но в 1940 г. по соглашению с Румынией Северная Буковина, населенная украинцами, была воссоединена с Украинской Советской Социалистической Республикой в «едином государстве» (по конституции). Молдова — в узком смысле историческая область Румынии, расположенная между Карпатами и р. Прутом и заселенная румынами при редком «вкраплении» швабов и чангаев (потомков немецких и венгерских переселенцев), ближе к Буковине — гуцулов, оседлых и кочующих цыган, евреев, в большинстве своем принадлежащих к городскому населению. Молдавия в широком смысле включает кроме румынской Молдавия и часть территории суверенного государства Молдавия между Прутом и Днестром. (Левобережье Днестра, заселенное преимущественно русскими и украинцами, традиционно не является составной частью Молдавии.) Бессарабия — историческая область между реками Прутом и Днестром, основная часть территории нынешней суверенной Молдавии (поэтому объективно не входившая в формационное понятие «Восточная Европа»). В 1918 г. Румыния, пользуясь военной поддержкой Германии, оккупировала Бессарабию. В результа- те мирного разрешения советско-румынского конфликта эта историческая область была возвращена Советскому Союзу. Кроме молдаван и румын (принадлежащих к единой этнической общности) здесь проживают русские, украинцы, гагаузы (требующие автономии), евреи, цыгане. Очертания Бессарабии на юге (где расположена часть Одесской области Украины с г. Измаил) сегодня не отличаются четкостью. Добруджа — трансграничная историческая область между нижним течением Дуная и Черным морем, населенная румынами, болгарами, турками. Ее северная, большая часть принадлежит Румынии, южная — Болгарии. Имея огромное стратегическое значение, эта территория традиционно была «яблоком раздора» между Болгарией, Румынией, Турцией и государствами, находившимися у них «за спиной». Экономический регионализм. В экономическом отношении бывшие социалистические страны никогда не представляли собой монолитного единства (причем Югославия и Албания даже не были членами Совета Экономической Взаимопомощи). В транспортном отношении более или менее тесно были связаны лишь приморские и внутри континентальные страны, и то лишь «попарно» (две балтийские, две черноморские, две средиземноморские, а также Венгрия с Чехословакией). Воедино их (за исключением Албании) соединяла сеть трансконтинентальных железных дорог. Дунай же прорезывает территорию лишь трех стран региона, еще для двух государств является пограничной рекой. Международная сеть автодорог соответствующего класса была развита крайне недостаточно. Экономическое сотрудничество между отдельными странами социалистической Восточной Европы «тормозилось» также существовавшими территориальными «недомолвками» (например, в отношениях между Венгрией и Румынией проблемой Трансиль-вании, некогда являвшейся неотъемлемой частью Австро-Венгрии, а ныне находящейся в составе Румынии). В литературе соответствующих лет экономическую регионализацию Восточной Европы представляли по-разному, но обычно без должной опоры на теоретические выкладки с точки зрения удобства общегеографического и экономико-географического изучения стран (т.е. методически). Чаще всего их подразделяли на центрально-европейские государства (Польша, ГДР и Чехословакия) и юго-восточноевропейские (все остальные, включая Венгрию). В определении границ восточноевропейского региона в XXI в. мало что будет зависеть от физико-географических параметров (рельефа местности, климатической специфики или характера растительности) — доминантой окажется язык политических и нравственных понятий, миропонимание, жизненная философия людей, а также экономика. Есть основания полагать, что в XXI в. контуры «маргинального» восточноевропейского региона претерпят существенные изменения. По мере принятия всех государств в НАТО и особенно восточноевропейских государств в Европейский союз будет усиливаться выходящее за национальные рамки европеистское сознание их жителей — просвещенное, открытое миру, прогрессивное в противоположность традиционному государственному и этническому национализму венгров, чехов, поляков, словенцев, хорватов и т.д. В итоге часть этих стран, по всей вероятности, станет неотъемлемой частью западноевропейского региона. Новая роль стран Балтии. Интересы России в регионе Балтийского моря всегда отличались стабильностью независимо от того, какой режим находился во власти. Это объясняется тем, что такие особенности геополитического положения России, как континен-тальность, огромные размеры территории, труднодоступность к морским коммуникациям, уже сами по себе предопределяли границы ее геополитических интересов. Исторически Россия родилась на пути «из варяг в греки» и поэтому жизненно была заинтересована в обретении выхода к бассейну Балтийского моря. Вся история внешней политики Российского государства вплоть до начала XVIII в. представляла собой решение этой важнейшей геостратегической задачи. Балтийское море стало подлинным «окном в Европу» для Российской империи и СССР, способствовало развитию экономических, торговых и культурных связей, благоприятствовало расширению международных контактов страны. Еще более возросло значение Балтики для России после распада СССР и «потери» многих первоклассных гаваней, оставшихся в Литве, Латвии и Эстонии. Оно обусловлено также расширением международной торговли, ростом грузопотоков, вовлечением в мировую экономику новых регионов, необходимостью интеграции России в мировое экономическое пространство. Особую роль страны Балтии играют в налаживании взаимовыгодных экономических контактов со странами Европейского союза. В начале XXI в. РФ имела общую границу лишь с одним членом ЕС — Финляндией. Однако по мере приема в Союз других балтийских государств (Полыии, Литвы, Латвии, Эстонии) Балтийское море постепенно превращается практически во внутренний водоем ЕС. В этих условиях задачи России по реализации своих геополитических и геоэкономических интересов в данном регионе становятся еще более ответственными, особенно с учетом перехода недавних «братских республик» (Литвы, Латвии и Эстонии) в альтернативные сферы влияния. С одной стороны, Россия, занимая уникальное положение в Евразии, обладая значительным экономическим, военным и духовным потенциалом и сохраняя статус ядерной державы, имеет объективные основания претендовать на роль регионального лидера в Балтийском регионе. С другой — любая открытая попытка России восстановить сферы своего влияния будет способствовать объединению других государств Балтии на антироссийской основе и может привести к изоляции страны. Основные направления российской внешней политики в регионе Балтийского моря можно сформулировать следующим образом: . максимальное расширение экономического, политического, правового, культурного сотрудничества со всеми странами региона; • использование благоприятного геополитического положения • отстаивание идеи внеблокового статуса балтийских государств . «финляндизация» отношений со странами Балтии (т.е. формирование таких отношений по образцу и подобию российско-финских отношений); • обеспечение прав русскоязычного населения в странах Бал • обеспечение экономической безопасности России путем ра • совместная борьба с организованной преступностью и меж • расширение международного сотрудничества, направленное «Бегство» в Европу. Официальная статистика убедительно свидетельствует, что страны Балтии во многом уже переориентировали свои экономики на Запад. При этом если экспорт был ориентирован на западноевропейский рынок ранее, то импорт все еще во многом определяется сырьевой зависимостью стран Балтии от России и поэтому в меньшей степени подвержен колебаниям. Вероятно, наиболее заметное исключение в данном случае — резкое снижение российского экспорта в Латвию, обусловленное сокращением подачи нефти на Вентспилский терминал, что стало следствием протекционистских мер России в пользу своих портов. В иные объяснения латвийские власти не верят, усматривая в действиях России «полицейские политические санкции» (одна из ходовых версий: оказывается давление, цель которого — вынудить к продаже задешево акций УеШкрПз №йа). Складывающаяся ситуация заставляет прибалтов заниматься поиском альтернативных вариантов. Так, прекращение подачи нефти по нефтепроводу вынудило латышей наладить поставки по железной дороге, реконструировать железнодорожные пути, что предоставляет шансы доставки нефти из других регионов (например — из Казахстана). Рассматриваются и иные международные проекты: участие в прокладке подводного нефтепровода из Скан- динавии в Польшу с ответвлением в страны Балтии, строительство электромоста из Литвы на Запад и др. Однако все они пока не находят воплощения из-за дефицита инвестиционных ресурсов, который планируется «устранить» с помощью Евросоюза. Как бы там ни было, у бывших союзных республик и России имеются серьезные общие интересы, основанные на таком прочном фундаменте, как географическая и геополитическая близость, потребности политической и экономической стабилизации. К числу долговременных специфических интересов России и стран Балтии относится судьба многих сотен тысяч русскоязычных людей, которые родились в этом регионе и не только содействовали его развитию, но и впитали духовные ценности коренных народов. Считается, что именно проблема гражданских прав русскоязычного населения в Эстонии и Латвии в ближайшие десятилетия будет довлеть в их отношениях с восточным соседом (в Литве гражданство распространено на всех жителей, включая этнических не литовцев, что помогло уменьшить озабоченность России). Законодательство Эстонии и Латвии по вопросам гражданства многие исследователи считают дискриминационными по отношению к нетитульным этническим группам. Согласно некоторым «драматическим» оценкам, новые законодательные нормы могут открыть дорогу этническим чисткам, местному варианту апартеида или этническому взрыву. С распадом СССР и всего социалистического лагеря позиции России в Балтийском регионе ослабли во всех отношениях. Единственными балтийскими портами России оказались Санкт-Петербург и Калининград, в то время как наиболее современные торговые суда отошли в собственность стран Балтии, а на их территориях осталась морская и иная транспортная инфраструктура. Однако странам Балтии пренебрегать восточным вектором их внешнеэкономических связей было бы недальновидно. Во-первых, долговременный стратегический интерес для них представляют поставки российских сырьевых товаров, энергии и топлива (особенно нефти и газа). Во-вторых, существенную добавку в их (особенно Латвии) казну приносит транзит российских товаров, и они хотели бы сохранить эту статью доходов в будущем. Евроинтегра-ция объективно увеличивает поток товаров, сырья и капиталов из России через регион (что особенно видно на фоне складывающихся далеко не идеальных политических отношений). В третьих, в условиях формирования рыночной экономики Эстония, Латвия и Литва хотели бы сохранить достаточно емкий российский рынок сбыта для своей продукции, не всегда выдерживающей конкуренции на западных рынках. Так, бывшие маленькие рыболовецкие артели, которые потом преобразовались в частные предприятия по переработке рыбы, исторически нацелены на продажу морепродуктов в Россию. Бесспорные геостратегические и геоэкономические интересы в Балтийском регионе имеются и в России, особенно с учетом расположенной здесь, отрезанной от остальной части страны Калининградской области. В последние годы в странах Балтии появилось много покупателей недвижимости из России, приобретающих собственность в Юрмале, Риге, Клайпеде, Вильнюсе и т.д. Отличительные особенности современной географии Эстонии: • чрезвычайно слабая обеспеченность ценными полезными ис • непрерывное сокращение удельного веса эстонцев в совет • маломощность национального хозяйственного комплекса, спе Учитывая эти особенности, трудно сказать, кто больше заинтересован в развитии взаимных экономических связей Эстонии с Россией. Совершенно очевидно, что Латвия — также чрезвычайно «слабый игрок» на российском геоэкономическом поле. Местное машиностроение, доминировавшее в составе промышленности республики, в условиях независимости испытывает глубокую депрессию, главным образом из-за слабой конкурентоспособности на мировом рынке. Конечно, важную роль в сфере транспорта играют свободные от льда порты Лиепая и Вентспилс (в предыдущие годы через последний вывозилась на экспорт российская нефть). В целом доходы в латвийском бюджете за транзит российских товаров в недавнем прошлом составляли около 30 %. Сегодня Россия в состоянии обойтись без портов Латвии, однако рычагов воздействия на «горделивого» соседа у нее практически нет. Литва, подобно Эстонии и Латвии, также слабо обеспечена ценными полезными ископаемыми. В стране практически нет запасов нефти, газа, угля, железной руды и т.д. (Самым своеобразным из природных ресурсов Литвы является янтарь — минерал, образовавшийся из окаменевшей смолы хвойных деревьев и использующийся для изготовления украшений, лаков и лекарств.) Поэтому республика сильно зависит от внешнего рынка углеводородного сырья (в первую очередь от России), который она намерена диверсифицировать. Литовская и российская стороны настойчиво ищут новые пути расширения экономического сотрудничества, что не всегда удается, в частности из-за членства Литвы в ЕС. Вступление России в ВТО поможет установлению режима свободной торговли, что неминуемо приведет к снижению таможенных тарифов и оживлению взаимной торговли. Уже сейчас проявляется явный «крен» на «приграничное сотрудничество»: той же Литвы — с Калининградской областью, Эстонии и Латвии — с Ленинградской, Псковской, Новгородской и другими областями России.
|