Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы организации коррекции псизхического развития в отечественной психологии. Цели и задачи психокоррекционной работы.
Принципы:
-последовательность сменяющих др.др. возрастов онтогенетического развития. Необх.учитывать: особ.соц.развития, уровень сформированности новообразований, уровень развития ведущей деятельности.
Направленность психокоррекционной работы- создание зоны ближайшего развития, т.е. носить опережающий характер
Осн.содержанием работы яв-ся тренировка и упражнение уже имеющихся псих.особенностей. 4.системность развития психической деятельности.исходить не только из актуальных проблем но и из прогноза развития. 5. деятельностный принцип коррекции. Организация активной деятельности клиента. 6. принцип индивидуального подхода. Обобщенной нормы нет 7. принцип единства диагностики и коррекции. Цели(деятельностный подход) -оптимизация соц.ситуации развития -развитие видов деятельности ребенка -формирование новообразований Основными принципами психокоррекционной работы являются следующие: 1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы. Названный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Эффективная коррекционная работа может быть построена лишь на основе предварительного тщательного психологического обследования. В то же время " самые точные, глубокие диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой психолого-педагогических коррекционных мероприятий" (Д.Б. Эльконин, 1989). Яндекс.ДиректВсе объявления Коррекционно-развивающая работа Контроль коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Книга + CD. Адрес и телефон nbcmedia.ru Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Таким образом, контроль динамики хода эффективности коррекции, в свою очередь, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь. 2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие " психологический возраст" было введено Л.С. Выготским. Это " тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период" (Л. С. Выготский, 1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: Кроме понятия " возрастная норма" психологу приходится встречаться с понятием " индивидуальная норма", которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его индивидуальности и самостоятельного пути развития. 3. Принцип коррекции " сверху вниз". Данный принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание " зоны ближайшего развития" для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу " сверху вниз" носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований. 4. Принцип коррекции " снизу вверх". При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения. Таким образом, главной задачей коррекции " снизу вверх" становится вызывание любыми способами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции - наличный уровень психического развития, понимаемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара. 5. Принцип системности развития психологической деятельности. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами. 6. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей. Суть его заключается в том, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности, являясь средством, ориентирующим активность. Согласно данному принципу основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в различных сферах предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте в социальной ситуации развития. Сама коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений клиента. Цели и задачи психокоррекционной работы В практике коррекционной работы выделяют различные модели объяснения причин трудностей в развитии. Медицинская модель- выносит проблемы, трудности и отклонения в развитии в область аномального развития. Интеракционистская модель - подчеркивает значения сбоев и нарушений взаимодействия между личностью и средой для возникновения проблем развития и, в частности, вследствие дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка. Педагогическая модель - усматривает причины отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка. Деятельностная модель - ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, типичных для данной возрастной стадии видов деятельности. Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психического развития и определяется ею. В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей: В зарубежной психологии причины трудностей развития ребенка усматриваются либо в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), либо в дефицитарной или искаженной среде или объединяют эти точки зрения. А отсюда цели воздействия понимаются либо как восстановление целостности личности и баланса психодинамических сил, либо как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения. Выбор методов и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности в конечном счете будут определяться ее целями. При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами: Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.
Этапы психокоррекционной работы: 1)сбор психологич-кого анамнеза, который осущ-ся с помощью беседы; 2)установ-ние психологического диагноза и психологич-го прогноза с учетом возрастных и социо-культурных особен-стей; 3)планирование психокоррекционных мероприятий; 4)установ-ние вероятностного или условно-вероятностного прогноза; 5)осущ-ние психокоррекционных мероприятий; 6)оценка результ-ти психокоррекционных мероприятий; 7)психопрофилактика рецидива психокоррекционной работы. ^ Психологический анамнез. для получения всесторонней инф-ции психологического анамнеза необходимо след-щее: 1)развитие ведущей деят-ти в соответствии с нормами; 2)специфика соц-ной ит-ции; 3)наличие объективных психотравмирующих обытий(смены сада, школы, работы) и их интерпретация клиентам; 4)наличие соматических в т.ч. хронических заболеваний. При анализе получ. анамнеза необходимо уделять внимание: 1)установление присутствия стрессовых факторов в процессе развития; 2)индивид-ная реакция на данные факторы; 3)частота соматических заболеваний, а также хронических забол-ний; 4)отношения внутри семьи; 5)Тип воспитания в семье по отношению к клиенту; 6)Отношение к значимым близким и родителям. Психологический диагноз - это конечный рез-т деят-ти психолога, напр-ный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологич-ких особен-стей личности с целью оценки актуальности прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. 1)симптоматический: констатация симптомов; 2)этиологический: определение симптомов и причин их возникновения. 3)Типологический: определение места и значения симптомов в развитии личности. Структура и содержание психокоррекционной программы. ^ 14. Алгоритм составления психокоррекционных программ. 1)На основе данных психо-го анамнеза уст-ть психол-кий диагноз. 2)Из психол.диагноза определить прогноз. 3)Определить цели и задачи психокоррекции. 4)Выбрать методологическое направление в рамках которого будет строиться психокоррекционная работа. 5)Опред-ть формы психокоррекц-ной работы. 6)Опред-ть частоту и длительность встреч. 7)Разделить процесс психокоррекции на этапы и на каждом этапе проводить срезы. 8)Оценка результативности психокоррекц-ных мероприятий. 9)Планирование психопрофилактических мер с учетом инвид-ных особенностей. Психопрофилактические меры рецидива выбираются в зависимости от специфики проблемы клиента, его индивидуальных особенностей, социальной ситуации, количества вовлеченных лиц в данную проблему и степени их близости с клиентом. Наиболее уместны: контрольные визиты к специалисту, переписка со специалистом, домашние задания (ведение дневников, посещение спортивных секций или иные виды неформальной социально одобряемой деятельности), библиотекотерапия.
|