![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Я ребенка
Третьим главным конструктом центрированной на ребенке теории личностной структуры является Я (self). Это отдельный аспект феноменального поля, вырастающий из «оценочного взаимодействия ребенка с другими» (Rogers, 1951, р. 498). Восприятие другими эмоциональной и поведенческой активности ребенка и их соответствующая реакция приводят к формированию Я-концепции. Я формулируется как «организованная картина, существующая в сознании в виде фигуры... или фона..., самого себя и себя-в-отношениях..., вместе с позитивными или негативными ценностями, которые ассоциируются с определенными качествами и взаимоотношениями, воспринимаемыми как существующие в прошлом, настоящем или будущем» (р. 501). Согласно Роджерсу (Rogers, 1951), даже у младенцев существует процесс «прямого оценивания на уровне организма», начиная с таких простых переживаний, как «это невкусно, мне это не нравится». Такое оценивание является началом естественного и непрерывного процесса, в котором дети позитивно оценивают переживания, усиливающие Я. Этот процесс оценки - родителями, другими и самим собой - указывает на одно из ключевых преимуществ групповой терапии, центрированной на ребенке. По мере развития дети контактируют с родителями и другими взрослыми; отношение этих людей влияет на формирование детской самооценки. Чтобы сохранить позитивную Я-концепцию, ребенок может искажать опыт общения и отказываться признать удовлетворительными отношения с другими людьми (Rogers, 1951). «Именно поэтому, не только не происходит интроекции родительских установок, но они воспринимаются... искаженным образом, как бы на основании собственной сенсорной и мышечной системы ребенка. Таким образом, искаженная символизация приводит к тому, что выражение гнева переживается как плохое, несмотря на то, что в более аккуратной системе символов гнев может переживаться положительно - вызывать чувство удовлетворения или прилив сил» (Rogers, 1951, р. 500). Опыт групповой игровой терапии создает условия, когда терапевт, центрированный на ребенке, рассматривает его как позитивную и развивающуюся личность; при этом ребенок получает оценку со стороны группы в условиях дозволенности и принятия. Постулаты Роджерса (Rogers, 1951) о личности и поведении являются ключом к пониманию клиентоцентрированного подхода к терапии. Бой и Пайн (Boy, Pine, 1982, р. 47) приводят парафраз и сжатое изложение постулатов Роджерса, который предлагает рассматривать каждого ребенка следующим образом:
|