Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной работы студентов






Задание № 4 Составление логической схемы мозговой организации слухового восприятия

(по аналогии со зрительным)

Задание № 5 Составление карты нарушений ВПФ при локальных поражениях мозга

3.Промежуточный тестовый контроль:

1. Нарушения психической функции, непосредственно связанные с нарушением (выпадением) определенного фактора – это

1) первичные нейропсихологические симптомы

2) вторичные нейропсихологические симптомы

3) синдромный анализ

4) функциональная система

2. Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с нарушением определенного фактора, называется

1) нейропсихологический симптом

2) нейропсихологический синдром

3) нейропсихологический фактор

4) локализация ВПФ

3. Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов Б.П. мозга имеют общие черты – их основу составляют расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов, - это

1) мнестические и интеллектуальные

2) гностические и мнестические

3) гностические и интеллектуальные

4) гностические, мнестические и интеллектуальные

4.Факторы, связанные с работой различных анализаторных систем, это:

1) полушарные факторы

2) модально-специфические факторы

3) модально-неспецифические факторы

4) общемозговые факторы

5. Факторы межполушарного взаимодействия.

1) связаны с работой неспецифических срединных структур мозга

2) связаны с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга

3) характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы

4) обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга

6.Нарушение зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза – это проявление

1) синдрома поражения зоны ТРО (третичных височно – теменно – затылочных отделов коры).

2) синдрома поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры

3) синдрома поражения срединных комиссур мозга

4) синдрома поражения коры теменной области мозга.

7.Трудности ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивная апраксия, расстройство наглядных мыслительных процессов – это проявление

1) синдрома поражения зоны ТРО (третичных височно – теменно – затылочных отделов коры).

2) синдрома поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры

3) синдрома поражения срединных комиссур мозга

4) синдрома поражения коры теменной области мозга.

8.Принцип двойной диссоциации Тэйбера означает, что

1) при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.

2) при любом органическом корковом очаге поражения все функции нарушаются

3) при любом органическом корковом очаге поражения все функции остаются сохранными

4) при любом органическом корковом очаге поражения изменения функций не происходит

9.Понятие «синдромный анализ» ввел

1) А.Р. Лурия

2) Н.А. Бернштейн

3) П.К. Анохин

4) В.Д. Небылицын

10.Нейропсихологический синдром – это

1) закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, возникающих в онтогенезе

2) индивидуальное проявление отдельного симптома

3) проявление разных симптомов у одного человека

4) закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора

Ключ к промежуточному тесту:

1 – 1), 2- 2), 3- 4), 4-2), 5- 4), 6-2), 7- 1), 8- 1), 9 – 1), 10-4).

1.3.3 Текущий контроль успеваемости студентов по итогам освоения модуля 3:

1.Контрольные вопросы к собеседованию по модулю 3:

1. При каких условиях возможно спонтанное восстановление высших психических функций?

2. В чем проявляется дезинтеграция функций?

3. В каких случаях возможен викариат?

4. Чем отличается межсистемная перестройка функциональной системы от внутрисистемной?

5. Как вы понимаете принцип квалификации дефекта?

6. Какие основные задачи, стоящие перед школьным психологом, могут быть решены с помощью нейропсихологии?

7. В чем отличие дефицитарности от несформированности?

8. Какие из высших психических функции, чаще всего оказываются недостаточно сформированы у детей 6-7 лет?

9. Что дает нейропсихологический подход в диагностике готовности к школе?

10. Обоснуйте значение нейропсихологического обследования при установлении минимальной мозговой дисфункции

2. Промежуточный тестовый контроль:

1. Восстановление функций путем викариата предполагает

1) специальное восстановительное обучение

2) растормаживание функций

3) перемещение функции в сохранные отделы мозга

4) спонтанное восстановление

2. Принцип «квалификации дефекта» означает

1) выяснение первопричины нарушения функции

2) выявление всех имеющихся нарушений при данном повреждении мозга

3)выявление типа межполушарной асимметрии

4) выявление путей компенсации дефекта

3. В практике современной нейропсихологии основным путем восстановления высших психических функций является:

1) перестройка функциональных систем

2) растормаживание функций

3) викариат

4) фармакологическое воздействие

4. Обучение слепого человека чтению – это пример

1) растормаживания функции

2) викариата

3) внутрисистемной перестройки функциональной системы

4) межсистемной перестройки функциональной системы

5. Обязательным условием возможности спонтанного восстановления высших психических функций является

1)мотивация к выздоровлению

2)сохранность ткани мозга

3)Личностные особенности больного

4)специальная помощь

6.Интеллектуальная сниженность, невозможность самоконтроля и прогнозирования ситуации, тенденция к глобальному копированию значимого взрослого без какой либо критики к нему и к самому себе характерна для проявления:

1) синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга

2) синдрома функциональной несформированности левой височной области

3) функциональной дефицитарности подкорковых образований

4) функциональной несформированности межполушарного взаимодействия

7. Трудности речевого звукоразличения, приводящие к нарушениям чтения, безграмотному письму, снижению слухоречевой памяти характерны для

1) синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга

2) синдрома функциональной несформированности левой височной области

3) функциональной дефицитарности подкорковых образований

4) функциональной несформированности межполушарного взаимодействия

8. Какой из ниже перечисленных принципов не относится к психофизиологическим?

1) принцип квалификации дефекта

2) принцип использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении

3) принцип опоры на разные уровни организации психических функций

4) принцип опоры на сохранные формы вербальной и невербальной деятельности больного

9.Учет разных уровней организации функциональной системы и использование сохранных уровней нарушенных функций для их восстановления – суть

1) принципа квалификации дефекта

2) принципа использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении

3) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

4) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

10.Нейропсихологический анализ нарушенной функции и выявление его механизма, т.е. первичного дефекта, лежащего в основе нарушения суть

1) принципа квалификации дефекта

2) принципа использования сохранных анализаторных систем в качестве опоры при обучении

3) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

4) принципа опоры на разные уровни организации психических функций

Ключ к промежуточному контролю:

1- 3), 2- 1), 3-1), 4-3), 5-2), 6-1), 7-2), 8-4), 9-4), 10-1).

1.4 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Основы нейропсихологии»

а) основная литература:

  1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека, Питер, 2008

2.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973, М., 2002, 2006

3.Нервная система человека. Строение и нарушения: Атлас /Под ред. В.А.Астапова,

Ю.В.Микадзе. М., 2001

4.Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987, М., 2002

5.Хрестоматия по нейропсихологии /Отв. Ред. Хомская Е.Д., М., 2004

 

б) дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Цветковой Л.С. М.2001.2006

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро и патопсихологии. М., 1994

2. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 2002

3. Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л. 1989

4. Брагина Н.Н., Доброхотов Функциональная асимметрия человека. М., 1988

5. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М., 1997

6. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов/Д, 1992

7. Лурия А.Р. Письмо и речь. М., 2002

8. Нейропсихологическая диагностика // под ред. Хомской Е.Д., М., 1994

9. Основы психофизиологии // под ред. Ю.И.Александрова, М., 1997

10. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии., Р/Д, 2004 г.

11. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991

12. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс-диагностики “ Лурия-90”

13. Хомская Е.Д. Еще раз о проблеме факторов в нейропсихологии. М., 1991

14. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992

15. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий М., 1997

16. Цветкова Л.С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения, МПСИ, 2002

17. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение МПСИ. 2005

 

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________

 

г) Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

1. Наличие основной литературы в библиотеке факультета

2. Компьютерный класс с постоянным выходом в Интернет;

3. Комплект нейропсихологических методик диагностики ВПФ у детей.

2.Методические указания по изучению курса «Основы нейропсихологии»

При самостоятельном изучении курса «Основы нейропсихологии» студентам следует внимательно ознакомиться с учебным планом, в котором отражена последовательность освоения учебного материала. При изучении каждой темы целесообразно вести терминологический словарь, выделяя и давая определения основным понятиям нейропсихологии. В каждом модуле даются контрольные вопросы, ответив на которые студент может проверить, насколько он понял изучаемый материал. Завершить изучение темы необходимо выполнением соответствующего задания для самостоятельной работы. Студенты стационара выполняют эти задания в течение семестра, студенты заочного отделения выполняют их в рабочей тетради, которая является обязательной на промежуточной аттестации.

2.1Тематический план курса «Основы нейропсихологии»


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал