Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. В игре Го начальные ходы делаются в углах доскиСтр 1 из 73Следующая ⇒
Предисловие
В игре Го начальные ходы делаются в углах доски. На протяжении тысячелетий существования игры Го этот принцип игры интенсивно развивался, и было разработано большое количество угловых дебютов или дзёсэки. Каждый Го-игрок должен знать достаточно точно полный набор основных дзёсэки. В «38 ОСНОВНЫХ ДЗЁСЭКИ» из лабиринта дзёсэки выбраны главные начала, дающие читателю солидную подготовку в истории дзёсэки. Рассматриваются 38 основных угловых начал / начинающихся в точках от 3-3 до 4-5, главное внимание уделяется ключевым идеям в каждом дзёсэки, даются рекомендации читателю, как выбрать те или иные дзёсэки в зависимости от расположения других камней на доске. В пособии содержатся важные новейшие дзёсэки, не описанные ранее.
Кийоси Косуги родился в Токио в 1939г. В большой, играющей в Го семье. Его родители и шесть его братьев и сестер – известные игроки в Го, а три из них – отец, мать и младший брат – профессионалы. Под руководством своего отца он получил профессиональный сёдан в 1957г., в следующем году достиг 2-ого дана и годом позднее 3-го дана. В 1967г. Он занял второе место во второй части турнира в Отэде, который определяет ранг профессионалов, и был удостоен 5-ого дана. Он известен иностранным любителям Го, посещающим Японию, своим отличным знанием английского, а также живым чувством юмора. В настоящее время он живет в Ота-ку, Токио, с женой и двумя дочерьми. Кроме Го, ему нравится читать и играть в ма-джонг. Введение Начинающему игра Го представляется беспорядочными джунглями, полными ловушек, через которые его может провести лишь провидение. Приобретая определенный опыт, он получает некоторое представление о середине и концовке игры, узнает типичные примеры, учится играть рационально, однако, начальная стадия игры остается для него тайной. На самом деле дебют в Го остается тайной даже для профессиональных игроков в Го, поскольку не существует достаточно полных описаний дебютов в Го, сравнимых с соответствующими руководствами по шахматам. Однако имеются образцы, которые очень часто возникают в начале игры на тех или иных частях доски. Чаще всего такие начальные ситуации возникают в углах, на которые, как правило, ведется борьба в начальной стадии партии. Это угловые построения, которые изучались методом проб и ошибок на протяжении столетий развития Го, и называется «дзёсэки». Настоящее пособие является первой книгой по теории дзёсэки, поэтому оно содержит лишь наиболее важные из них. При выборе материала мы прилагали усилия, чтобы избежать излишне трудных вариантов, каждый из которых требовал бы многочасового изучения, в результате чего проходили бы теорию без практического использования полученных знаний. Мы также решили не тратить время на разбор сомнительных или «ловушечных» вариантов, хотя время от времени разбираем ошибочные варианты игры для сравнения с правильной игрой. Эти причины ограничивают ценность данной книги для сильно продвинутых игроков, однако, эта книга будет весьма полезной для читателей, находящихся на пред-дановском уровне, которым она и адресована. Однако это пособие будет доступно и для начинающих игроков.
За исключением четвертой главы, мы ограничиваемся рассмотрением таких дзёсэк. В которых один игрок уже поставил первый камень в угол и имеет намерение усилить его следующим ходом, а его оппонент должен ему помешать. Первый камень обычно ставится на одну из следующих пяти точек:
3-3 Сан-сан. 3-4 Комоку. 4-4 Хоси. 3-5 Мокухадзуси. 4-5 Такамоку.
Мы будем следовать указанному порядку, начиная с точки 3-3 и двигаясь в сторону центра. Мы останавливаемся на точке 4-5, хотя вовсе не является неприемлемым начинать игру ходами, более далекими от углов, нежели перечисленные выше; это объясняется тем, что не существует теории дзёсэки, строящихся на таких начальных ходах. Читатель этой или других книг по дзёсэки может быть поражён количеством вариантов, содержащихся в них. Не надо расстраиваться, если эти варианты забываются; более того, даже хорошо их забыть. Заучивание слишком большого запаса дзёсэки обедняет представление игрока об игре в целом, затрудняет видение всей доски. Лучше запомнить фрагменты расположения камней в дзёсэки, отдельные ходы и примеры, применяемые во многих ситуациях. Книги по дзёсэки, как, впрочем, и многие другие книги, являются источником идей, а не набором текстов для заучивания. Даже профессионалы читают книги по дзёсэки в ученический период своего развития. Наблюдая за такими студентами-профессионалами, мы могли видеть, как они изучают дзёсэки до одури по книгам, но не добиваясь истинного понимания. Это приводило их к появлению ощущения неудобства в реальной игре. Сложившийся профессионал, обычно придерживаясь определенного баланса между изучением книг по теории дзёсэки и игрой, не уделяет излишне много времени изучению дзёсэки, а накапливает его на основе опыта. Он играет дзёсэки не по памяти, а из своего ощущения, какой ход является наилучшим в сложившейся ситуации. Он может точно не знать, когда ставит камень, делает ли он объективно наилучший ход, но он уверен, что последовательность ходов рождена его здравым смыслом. Он приспосабливает дзёсэки к сложившимся позициям и поэтому постоянно совершает ходы, не имеющиеся ни в каких книгах по дзёсэки, или даже критикуемые в них. Он может поразить противника новым неожиданным ходом, и это окажется намного более эффективным, чем предварительная подготовка по дзёсэки в ночь предшествующую партии. Любители должны изучать дзёсэки таким же образом, составляя представление о дзёсэки по книгам и партиям с более сильными игроками, затем проверяя их в собственных партиях, варьируя их, добиваясь полного понимания, и, наконец, достигая возможности уверенно играть дзёсэки в своем стиле. Эта книга призвана поощрить читателя в таком развитии: вместо длинных трудных описаний дзёсэки. Мы разбираем лишь небольшое их число и пытаемся не только объяснить их, но и показать. Как они должны изменяться в связи с разными ситуациями. Мы надеемся, что читатель будет использовать хотя бы немного свою голову, разберется, что к чему, и не будет полагать, что читает эту книгу с целью получить рецепты игры на все случаи жизни.
|