Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бог или боги.
Что же в действительности скрывается за обликом Элогима? И к кому он обращается, когда говорит: " Сотворим людей по нашему образу и подобию"? Присутствовали ли при акте сотворения еще и другие боги? И кто были эти другие " боги", которым израильтянам было запрещено поклоняться? За последние сто лет в бывшей Месопотамии" (в современном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, возрасте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В результате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому " Энума Элиш". Это эпическое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом " Энума Элиш" поразительно — только в первой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свершения всемогущего божества. И оба текста как будто соперничают друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом " Энума Элиш", который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние. И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваютсяпараллели с древними текстами. В одном из месопотамских источников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совершающий акт творения: " Смешайте сердцевину с глиной, Взятой из Основания Земли, Как раз над Абзу — И слепите ее в форме стержня. Я найду хороших, знающих молодых богов, Которые приготовят глину нужном качества" 12. Что же такое эта " глина", из которой был сотворен человек? В Библии тоже говорится, что человек был создан из " пыли (праха) земной" 13. С научной точки зрения это возмутительное заявление, но действительно ли тот материал, из которого мы были созданы, была " пыль" или " глина"? Один известный ученый указал, что примененное в Книге Бытия древнееврейское слово " tit" перешло из самого древнего шумерского языка. На шумерском TI.IT означает " то, что обладает жизнью". Так, может быть, Адам был создан из уже живой материи? Что же произошло после сотворения первого человека, Адама? В Библии говорится, что Бог создал сначала " мужчину", а затем " мужчину и женщину" и что при этом была осуществлена операция: " Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и, пока тот спал, вынул у него одно ребро, а потом срастил кожу человека в том месте, откуда вынул ребро. Господь Бог взял ребро, вынутое у человека, и создал из него женщину..." 14 Но действительно ли речь идет о ребре? В шумерском языке слово TI может означать как " ребро", так и " жизнь". Итак, можно представить себе, что у Адама была взята его жизненная субстанция, чтобы создать первую женщину. В наши времена мы посчитали бы, что это ДНК из клетки человеческого организма. В одном древнем источнике, известном по имени его главного героя — Атрахасис, сотворению человека посвящена сотня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы видим уже не одного Бога, а многих богов, выполняющих различные функции. По тексту этого источника один из богов, по имени Энки, отдает приказы, а ему помогает богиня по имени Нинти, что на шумерском языке означает " Владычица ребра" или " Владычица жизни":
Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины; Семь из лих она положила справа, Семь отложила слева, Между ними положила форму. ...Волосы она... ...Нож для отрезания пуповины... Мудрая и ученая Богиня приняля дважды семь родов, Семь родилось мужского рода, Семь — женского рода. Богиня Рождения вызвала Порыв дыхания жизни. Они создавались парами, Они создавались парами в ее присутствии. Эти создания были людьми, Созданными Богиней-Матерью. Лишь теперь, в конце XX века, мы можем признать возможность того, что описанные здесь, в древних источниках, процессы создания людей — мужчин и женщин — были осуществлены путем научного процесса клонирования (см. главу 2). Эти новые существа называются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе означает " смешанные". Приведенные выше слова о взятой с земли глине, которую " молодые знающие боги" доводят до нужной кондиции, может означать, что человек был создан как гибрид из бога и примитивного человекообразного. Но зачем был создан человек? В Библии упоминается только, что до сотворения человека некому было обрабатывать землю.13 Но в " Атрахасисе" даны более обстоятельные объяснения: " Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд богов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил". В " Атрахасисе" описывается, как боги взбунтовались против своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение: " Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов! " В древней версии о Потопе также содержится больше подробностей, чем в Библии, и тоже представлена картина многобожия. Одним из таких источников является " Поэма о Гильгамеше". Главного героя этого сказания о Потопе зовут Утнапишти, а не Ной, но по существу их истории совпадают. Единственное отличие в том, что один из богов — Энлиль — хочет гибели человека, тогда как другой — Энки — старается его спасти. Ученые, исследовавшие эти древние тексты, не расходятся во мнениях о роли этих богов, но трудно отыскать хотя бы одну-единственную публикацию, в которой прямо или косвенно эти повествования не именовались бы мифами. Не страдает ли кто-либо из нас предвзятостью, если мы называем рассказ, написанный на глиняной табличке 5 тысяч лет назад, мифом, а то, что изложено в Книге Бытия 2500 лет назад, считаем реальными фактами? В конце концов, основной сюжет и главные события одни и те же. Различия носят чисто теологический характер: в древних рукописях говорится, что человек был создан " по образу и подобию" не одного Бога, а многих богов. Какие обстоятельства заставляли разумных и цивилизованных людей в древности верить во многих богов? Какое зерно истины могло быть в этих библейских и месопотамских мифах? Принятая нами в XX веке система представлений делает для нас затруднительным даже задаваться этим вопросом и тем более — отвечать на него.
|