Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новая волна миграций






Завоевания Хаммурапи, пожары на Крите и уничтожение Мохенджо-Даро — все это привело в движение невероятную цепь событий, которую, насколько мне известно, пока еще никто не сумел раскрыть. Все эти события приходятся приблизительно на 1500 год до РХ и совпадают с освобождением ольмеков с острова Пасхи, с появлением различных культур в Андах и, вероятно, с прибытием майя в Центральную Америку.

Прежде всего я рассмотрю самую простую миграцию с Крита на побережье Лсванта.

В еврейских Писаниях говорится, что филистимляне — заклятые враги Израиля — прибыли с берегов Кафтора13. Ученые обычно считают, что Кафтор — это Крит, а критян в Египте называли keftiou. Таким образом, филистимляне эмигрировали с Крита и селились в прибрежных долинах Ханаана, и, как полагают, эта миграция происходила в 1500 году до РХ, совпав по времени с пожарами на Крите.

Кто были эти филистимляне и какую роль они играли на Крите? То, что они прибыли с Крита означает, что они критяне лишь в географическом, но не в расовом смысле. Подобным же образом, когда их называют филистимлянами, это тоже может иметь чисто географическое значение, поскольку в Книге Бытия 10 упоминается о каком-то древнем народе, называвшемся филистимлянами, по имени которого была названа Палестина. Исходя из этих соображений, обычно полагают, что филистимляне происходят от индоевропейского, а не хамитского корня. Если это так, то филистимляне были связаны с хурритами, и мы можем думать, что они выполняли на Крите роль купцов. Археологические и письменные свидетельства указывают на то, что филистимляне, приезжавшие в Ханаан, были хорошо организованы, сильны в военном отношении и искусны в торговле — все это были черты характерные для индоевропейской элиты14.

Считается, что финикийца также происходили с Крита. Название этого народа произошло от phoi-nix, что означает " финиковая пальма". Так называли их греки, чтобы отличить эпос испытанных мореходов от прочих хананейцев". Финикийцы селились к северу от филистимлян, вдоль побережья современного Ливана, и основали там крупные торговые города — как например Сидон и Тир. Сидон был первым из городов финикийцев, и его название свидетельствует об их хамитском племенном происхождение от Сидона — перворожденного сына Ханаана16.

Теперь рассмотрим движения иммиграции на Американском континенте, происходившие тогда же—в 1500 году до РХ. Все волны иммиграции оседали на западном побережье, и следовательно, мы должны искать их источники в долине Инда или в областях Месопотамии. Первые из этих миграционных движений были вызваны разрушением Мохенджо-Даро, а вторые — либо завоеваниями Хаммурапи, либо добровольным отъездом людей, желавших избавиться от неудобств, связанных с перенаселенностью.

Где оседали мигранты в Америке? Археологи установили, что 1500 год до РХ был решающим этапом для Южной Америки — именно тогда там стали как будто из пустоты возникать развитые поселения. Алан Колата отмечает в это время " взрыв" в культуре Титикака. На перуанском побережье в Сечине в это время был воздвигнут огромный дворец в стиле прежде неизвестной культуры. Археологи относят к этому времени также возникновение Чавин-де-Уантар в Перу и появление ольмеков в Центральной Америке. Тайну этих внезапных и широко распространенных сдвигов отметил и профессор Вальтер Крикеберг:

" Древнейшая высоко развитая американская цивилизация возникала внезапно, без всяких явных корней или предварительных этапов, как, например, возникла ольмекская культура в Центральной Америке и культура Чавин в Андах. Такое необычайное явление может быть удовлетворительным образом объяснено, лишь если мы допустим существование одного или нескольких внешних импульсов, которые оказали воздействие на древнюю Америку" (курсив мой. — А.Э.).

Как я объяснил в последней главе, ольмекская культура и культура Чавин были результатом освобождения людей с к < лро- ва Пасхи и, таким образом, были побочным продуктом волны миграции. Кто же были эти таинственные спасители лидей с острова Пасхи? Среди множества интересных южноамериканских легенд имеется одна, которая подтверждает слова Адана Колата о культурном взрыве в Титикако. В этой легенде рассказывается о царе Атау, который прибыл по морю с двумя сотнями мужчин и женщин и прошел пешком от Римака до озера Титикака. В аналогичной легенде говорится, что чужеземцы пришли в Титикаку и перебили всех белых людей, которых они там нашли. А индейцы уру, живущие возле озера Титикака, еще хранят легенды о том, что пришельцы хватали их предков и приносили их в жертву своим богам. Согласно рассказам индейцев, это призошло незадолго до того, как " скрылось Солнце", то есть незадолго до 1390 года до РХ.

Наконец, мы не должны игнорировать и то, что подобный же внешний импульс затронул, приблизительно в 1500 году до РХ, также и Австралазию. Поскольку этот континент был расположен на восточном морском пути в Южную Америку (откуда дальше нужно было плыть через Тихий океан), то явно не могло быть простым совпадением, что на нем в это время также сказалось влияние колонизации народом с высоким уровнем развития.

ТАЙНОЕ ЛИЦО ЯХВЕ

То, что мы датировали катастрофы на Крите и в Мохенджо-Даро 1450 годом до РХ, а время Исхода израильтян из Египта — 1433 годом до РХ (см. Приложение А), теперь обретает для нас новое значение. Не можем ли мы, основываясь на рассмотрении истории богов, попытаться понять, почему один из богов по имени Яхве пришел на помощь евреям?

Значение имени Яхве (которое иногда произносится как Иегова) в течение тысяч лет ставило в тупик теологов, и до такой степени, что и до сих пор Еврейское издательское общество оставляет это имя без перевода, делая сноску: " Перевод с еврейского неясен". В действительности это не так, потому что значение еврейского " ehyeh asher ehyeh" в действительности совершенно ясно — это означает буквально — " я есмь тот, кто я есмь". Как утверждает Карен Армстронг, в разговорной речи это означает " не твое дело"!

Почему это Яхве так старается уклониться от опознания и каковы были его побуждения, когда он выводил израильтян из плена в Синайскую пустыню? Рассмотрение ближневосточной политики 1433 года до РХ дает ответы на оба эти вопроса.

Вскоре после разрушения Крита на побережье Леванта образовалась сильная перенаселенность, в связи с иммиграцией финикийцев и филистимлян. Археологические раскопки в Библе подтвердили сильные разрушения, произошедшие в этом городе приблизительно в 1450 году до РХ (НХ) вследствие перенаселенности. То же самое наблюдалось во всех городах побережья и вызвало продвижение в Египет таинственного народа гиксосов, которые правили Северным Египтом 200 лет. Израильтяне были едва не втянуты во всеобщую войну за господство над дельтой Нила.

Поэтому Яхве так поспешно увел израильтян в единственное безопасное место — в Синайскую пустыню. Этот район обычно считался закрытым, поскольку еще существовало мнение, что он опасен из-за радиоактивного отравления. Была ли эта эвакуация частью прежней договоренности яхве с Авраамом — плата за его шпионскую деятельность, или здесь было еще что-то?

Разумеется, план Яхве далеко не ограничивался желанием спасти израильтян. Из его Десяти Заповедей и изложения новых законов, содержащихся в Книге Исхода 20—23, можно прийти к заключению, что он был разочарован человечеством. В частности, по-видимому, Яхве был раздражен тем, что люди поклоняются идолам, а также широко распространенной у них практикой гадания. Судя по его действиям, он желал вернуть человечество к традиционным ценностям первых дней Шумера. Но времена переменились. Древние шумеры были совершенно невинны и верили богам, которые всегда защищали их. Теперь же, после тысячи лет хаоса и войны, люди находились в смятении, были неуверенны и суеверны. Единственная возможность для Яхве заключалась в том, чтобы создать новый договор доверия и верности одному-единотвенному богу. Именно поэтому он подверг израильтян 40-летней изоляции в Синайской пустыне. Лишь таким образом можно было получить новое поколение, не испорченное многобожием египтян. Только через посредство монотеизма люди могли вернуться в давно утраченный ими " золотой век".

Теперь давайте вернемся к рассмотрению имен Яхве, со всеми их двусмысленными значениями. При внимательном прочтении Книги Исхода видно, что Яхве следовал тщательно разработанному плану, имея в виду, помимо просто освобождения израильтян, три далеко идущие цели. Первая из этих целей заключалась в том, чтобы радикально ослабить Египет как мировую державу, чтобы он не.мог подняться вновь и угрожать новому монотеистическому царству. Вторая цель, как признавал сам Яхве, — завоевать Израилю такую репутацию, которая заставила бы бояться его врагов". И третья цель — заставить египетский народ — по дружбе или из страха — продавать Израилю серебро и золото. Ценные металлы были нужны ему для создания Ковчега и Скинии — средств связи, при помощи которых Яхве мог общаться со своим избранным народом'8.

Для того чтобы достичь всех этих целей, было необходимо постепенно наращивать масштаб нависших над Египтом бедствий19. А чтобы успешно вести эту психологическую игру, египетский фараон не должен был знать имя действующего против него бога.

Из-за того, что фараон не знал священного имени Яхве, он отверг угрозы израильтян20. Если бы он знал, кто его настоящий враг, то было бы невозможно разыграть эту игру до конца. Фараон не замечал, что положение в его стране все ухудшается. К тому.времени, когда эта психологическая игра закончилась, Египет потерял большую часть поголовья скота, большую часть урожая и фруктовых деревьев, погибли многие перворожденные дети21. Египтяне были так разгневаны, что пустились в погоню за бежавшими израильтянами и потеряли шестьсот своих лучших колесниц, затонувших в море22.

Была и другая сильная причина, почему Яхве не желал открыть свое настоящее имя. Предположим, что Яхве действительно был одним из высших богов, хорошо известным на Ближнем Востоке. Если этот бог намеревался начать с восстановления традиционных ценностей, создавая монотеистическое царство, то самое худшее, что он мог сделать, — это сохранить свое прежнее имя, в особенности если ему под этим именем уже поклонились соседние народы. Представьте себе, что подумали бы возвратившиеся в Ханаан израилитяне, узнав, что их единственному богу, наряду с другими богами, поклоняются также их враги! И кто же из этих врагов будет бояться израильтян, если еврейский бог был одним из их собственных богов?!

Как же звали наиболее почитаемого бога в Ханаане? Здесь поклонялись Инанне под именем Астарты и какому-то неизвестному богу по имени Датой, но самым главным богом, безусловно, был Хадад, он же, - как полагают многие, Ваал. О популярности Хадада говорит хотя бы то, что многие цари носили его имя — так, например, Бен-Хадад — царь арамейский, Адад Эдомитский и Хададезер — враг Давида. Кроме того, главным богом хурритов, занимавших сильные позиции в Ливане, был Хадад под именем Тешуб. И наконец, хетты, которых было немало среди населения Ханаана, также были большими поклонниками Тешуба. Самым могущественным божеством на Земле Обетованной израильтян был несомненно Бог Бурь.

Продолжим расследование свидетельств подлинной личности Яхве. В Библии, в Исходе б, говорится:

Тогда Господь сказал Моисею: " Я, Господь, явившийся Аврааму, Исааку и Иакову. Не зная его имени Иегова, они назвали Меня Эль-Шаддаи" 23.

Этот отрывок подтверждается библейским рассказом о предшествующей встрече с Авраамом:

" Когда Аврааму было 99 лет, Господь явился ему и сказал:

" Я Эль-Шаддаи [Бог Всемогущий], повинуйся Мне и живи праведно, и Я подготовлю соглашение между нами, и сделаю твой народ великим" 24.

Эти цитаты не оставляют сомнений в том, что имя Яхве было впервые употреблено во время Исхода. Нет никаких оснований для утверждений, будто имя Яхве существовало уже во время соглашения с Авраамом, во время Потопа, во времена Адама и Евы или даже в момент сотворения Неба и Земли. Таким образом, это была очевидная попытка задним числом ввести монотеистический принцип.

Каково же значение прежнего имени Яхве Эль-Шаддаи'! Слово shaddai обычно переводится как " всемогущий", применительно к уровню божественной силы, а во множественном числе оно выражается словом Элохим. Однако недавно выяснилось, что корень этого слова в аккадском shadu, что означает " горы". Таким образом, Эль-Шаддаи следует переводить не Господь Всемогущий, но более точно — " Бог Гор". Помогает ли это раскрыть лицо подлинного Яхве?

В шумерском пантеоне действительно был один бог, известный как бог гор. Его имя было ISH.KUR — он был младшим сыном Энлиля, и его имя в буквальном переводе означало " Тот — из дальних горных стран". Как уже говорилось в главе 14, Ишкур был известен также под именем Адад, или, по-еврейски, Хадад. Так как Хадад/Тешуб был очень популярным богом в Ханаане, вводить здесь новую монотеистическую религию под именем Ишкура или Адада было бессмысленно. Ишкур таким образом перевоплощается в бога гор Эль-Шаддаи, а тот, в силу необходимости, выступает анонимно под всевдонимом бога Яхве.

В предыдущей главе мы установили, что горные земли Ишкура — это Тавр, а позже — Анды, и отметили, что он вернулся из Тиауанако на Ближний Восток примерно в 2200 году до РХ. Таким образом, он оказался в нужном месте в нужное время, чтобы появиться под именем Эль-Шаддаи в Содоме и Гоморре в 2024 году до РХ. В это время его старший брат Ниннар/Син был богом, управляющим III династией Ура.

В какой мере совпадают характеры библейского Яхве и Ишкура? Во-первых, как бог — сторонник Энлиля, Ишкур сближается с образом библейского Бога — ведь он был враждебен Вавилону, Египту и Мардуку. Во-вторых, Ишкур, во многих его ипостасях, всегда представлялся в качестве Бога Бурь с его знаменитыми символами молний и трезубца. Эта символика явственно проявляется в том, как Яхве заставляет Египет отпустить израильтян:

" И вот Моисей поднял к небу свой дорожный посох, и Господь послал гром и молнию, и град стал падать на землю по всему Египту. Град падал, а сквозь него сверкала молния".25

Это была не обычная буря, но такая сильная, какой еще не бывало в Египте, и она была вызвана на определенное время. Такая же буря была вызвана, когда нужно было дать Самуилу возможность одержать победу над филистимлянами:

" Но Господь разразился сильным громом над филистимлянами и привел их в ужас и смятение".26

Во-вторых, как Ишкур, так и Яхве были эмоциональны и скяонны к вспышкам насилия. В главе 14 Ишкур был опознана лице плачущего бога Тиауанако. Яхве также был в высшей степени эмоциональным Богом; судя по его собственным словам, он был очень завистлив27, и часто выходил из себя. Во время Исхода Яхве часто грозился уничтожить собственный народ:

" Вы народ не податливый. Я могу погубить вас, если проведу с вами в пути хотя бы короткое время" 28.

И Яхве и Ишкур порой оказываются готовы к насилию. В некоторых случаях Яхве приказывал предать смерти своих непокорных последователей29, а иногда он насылал огонь и мор на ропщущих израильтян30. Ишкур тоже был склонен предаваться насилию. Символом его культа был бык, и он наводил ужас на всю Южную Америку как знак смерти и разрушения. В некоторых южноамериканских легендах описывается день, когда с неба снизошел ужас, когда " дикие животные" убивали людей. Этот случай я также связываю с Ишкуром и расскажу об этом позже.

Короче говоря, мы видим полное совпадение образов Йш-кура и Яхве. Теперь мы также понимаем (после нескольких тысяч лет), в чем были причины необходимости псевдонима " Я Есмь Тот, кто Я Есмь"! И более того, мы теперь можем понять, чем руководствовался Яхве. Вот младший сын Энлиля, сторонники которого в Тиауанако разбрелись по свету, возвращается на родину и видит, что принадлежавшие ему ранее земли в Анатолии захвачены хеттами. Это бог, у которого никогда не было постоянного собственного города и народа, который он мог бы назвать своим. Он возвращается и обнаруживает, что его имя называется всуе и его треплет шайка подхалимов и идолопоклонников.

И наконец, дабы устранить последнюю тень сомнения, мы можем теперь объяснить, почему Господь сказал Моисею: " Никто, увидев меня, не сможет остаться в живых" 31, и почему можно было видеть только " славу" Яхве. Первая причина того, что лица Яхве нельзя было видеть, состояла в том, что израильтяне могли его узнать и выдать тайну его врагам, а другая причина в том, что он в это время отсутствовал и был занят в другом месте.

Ишкур был прежде всего богом двух Америк, и присутствие его в образе Бога Бурь в Теотиуакане (1390 год до РХ) свидетельствует о том, что во время Исхода он постоянно находился именно там. Его отсутствие объясняет, для чего был построен Ковчег Завета, который использовался с 1433 по 1393 год до РХ для поддержания связи с Синайской пустыней. Настало время взглянуть на вещи глазами XX века и признать, что Яхве говорил с Моисеем при помощи радиопередатчика. Ведь в отличие от Вездесущего Бога-Духа боги из крови и плоти не могли находиться одновременно в двух разных местах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал