Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
День ягуара
Теперь я хотел бы остановиться на культуре, легендах и артефактах Американского континента, в которых содержится память о беспощадном истреблении людей их богами. Я попытаюсь показать, что эти традиции коренятся в событиях, происходивших в Чавин-де-Уантаре в VI веке до РХ. Самый известный ацтекский артефакт — это большой " солнечный камень", найденный в столице ацтеков Теночтиптлан и находящийся теперь в музее Мехико-Сити. Четыре прямоугольные панели, окружающие центральную сцену, представляют, по-видимому, 4 большие эпохи (или 4 " солнца") истории ацтеков. Каждая такая эпоха олицетворяется явлением, которое привело ее к гибели. Согласно ацтекской традиции, первая эпоха была.уничтожена водой, вторая —сильными ветрами, третья — землетрясениями и бурями, а четвертая — ягуаром. Ацтеки считали, что они живут в пятом " солнце", в начале которого они, под водительством своего бога Уицилопотчли, пришли на свою нынешнюю землю. Предпринималось немало попыток подтвердить значение ацтекских " солнц", и все эти попытки не удавались из-за того, что спорными были'сроки окончания каждого периода. Мне кажется, что датировка первых трех " солнц" чрезвычайно проста. Первое " солнце" завершилось из-за воды, что означает, что его конец совпал с Вселенским потопом в 10983 году до РХ. Конец второго " солнца " ознаменовался " ветром", что символизирует произошедшее в 2224 году до РХ ядерное опустошение в странах, откуда пришли первые посееленцы в Америке. А третье " солнце" закончилось землетрясениями и бурями — то есть космическими потрясениями 1390 года до РХ, которые привели к остановке вращения Земли и вызвали крупный " град", обрушившийся с неба41. Ацтекская легенда гласит, что в начале четвертого " солнца", то есть около 1390 года до РХ, пришел пернатый бог Кецалькоатль. Это согласуется с моей версией, что боги перебрались в Новый мир после климатических потрясений, произошедших приблизительно в 1450 году до РХ. г Вскоре после 1390 года четвертое " солнце" завершилось эпохой ягуара. Это событие отмечалось во всей Америке различными религиозно-культовыми обрядами с участием разнообразных диких зверей. Так, например, жрецы майя часто изображаюсь одетыми в шкуру ягуара, а одного, самого знаменитого креца, звали Балам, что на местном диалекте означает " Ягуар". Специалисты полагают, что культ ягуара зародился в Чавин-де-Уантар, где, согласно изданию Национального географического сообщества, " жители поклонялись ягуарам и другим хищникам джунглей как богам". Этот культ отражается и в графике Чавина, где изображаются свирепые быкообразные звери с оскаленными клыками. Легенда о ягуаре хронологически связана с другой легендой, в которой рассказывается о том, как во времена хаоса и междоусобной войны богов " дикие звери" одолели людей. Эта легенда о " диких зверях" воспроизводится в многочисленных высеченнь1х на камне загадочных рисунках, которые постоянно ставили ученых в тупик. Особенно характерный пример — " монумент №27" в Эль-Бауле в Гватемале. На этом монументе изображена фигура, изрыгающая из пасти огонь, — она держит в каждой руке что-то вроде гранаты. У этого существа человеческое туловище и звериная голова в шлеме с выпученными глазами и оскаленными зубами. У ног его скорчилась маленькая фигурка человека, приносящая ягуару жертву. Неподалеку от Эль-Баула — в Санта-Лючия-Коцумалуапа — подобная же сцена жертвоприношений изображена на стеле. ныне экспонирующейся в Берлинском музее. На этой стеле видно, как люди разных рас смотрят в небо и приносят летящему богу какую то жертву, опознать которую невозможно. Этот образ летящего, или спускающегося с неба бога представляет обычный и распространенный мотив поздней центральноамериканской культуры — два таких образца показаны на рис. 40. Хотя специалисты обычно обозначают эти рисунки как " заходящее солнце" или " боги-пчелы" (и это" на полном серьезе!) скорее следует воспринимать эти рисунки как угрозу с неба. Такая же угроза с неба отражается в изображениях в ацтекской столице Эночтитлан, где археологи раскопали две большие' статуи, охраняющие Храм Орлов. Эти величественные статуи изображают ужасных человеко-птиц (или богов) — их человеческие лики выглядывают из-под клювов гигантских орлов. Эта тема художественного соединения человека и животного (так называемый зооморфизм) постоянно возникает в древнеамериканской культуре. В Квириге — селении майя в южной Гватемале имеется музей под открытым небом, где находится одна из самых богатых коллекций каменных изваяний. Зооморфические изображения на этих камнях дополняются еще одним мотивом — изображениями машин. Приведем впечатление одного из посетителей этого музея: -" Здесь изображено огромное чудовище неизвестного вида со страшными острыми зубами. Оно держит & пасти голову или туловище человека. Но впечатление такое, что оно не пожирает человека, а скорее человек пользуется чудовищем для передвижения " (курсив мой. — А.Э.). В Сан-Агустино, в Колумбии, в нескольких селениях обнаружены образцы неизвестной культуры, среди которых — 320 монолитных каменных скульптур. Эти скульптуры так ужасны, что в 1758 году н.э. один францисканский священник назвал их " работой дьявола". К счастью, они все же сохранились Jti теперь представляют один из самых редких на свете музеев под открытым небом. Многие из этих статуй двухэтажные, как, например, изображенная на рис. 41. Здесь изображен 6-футовый (2 м) человек-ягуар, над которым возвышается птица-ягуар с оскаленными зубами. В другом месте видна ужасная фигура, сидящая под каменной крышей, а на шее у нее висит человеческий череп. Многочисленные другие статуи изображают чудовищ, засовывающих в пасть маленьких человечков! В одном из учебников подводится итог мнениям ученых об изображениях в Сан-Агустино: " Самые потрясающие скульптуры — это изображения людей в образе орлов и, в частности, с когтями, что ученые связывают с проявлениями шаманизма культа ягуара". Еще один пример фантастического сочетания машины с человеком обнаружен на побережье Перу. Маленькая керамическая фигурка культуры Моче изображает животное-монстра на двух ногах с трубой на голове, выглядящей как какая-то деталь машины. Это чудище изображено в тот момент, когда оно обезглавливает человека. Такие изображения встречаются в этом районе во множестве. Ольмеки Центральной Америки, похоже, также подверглись нападениям диких животных. Археологи полагают, что ольмеки в селении Теопантекуанитлан были поклонниками культа ягуара, и некоторые специалисты именуют их " народом ягуара'1. В ольмекском искусстве часто встречаются статуэтки, изображающие детей с зарубкой на голове и пастью с оскаленными зубами. Что хотели нам сказать всем этим древние худджники? Может быть, на них с небес обрушился, страх и они изображали в виде " диких зверей" богов, нападающих на человека с воздушных кораблей? Иначе говоря, возможно, человек в Америке был втянут в войну между богами? Не подлежит сомнению, что как в южноамериканской, так и в центральноамериканской культурах сохранилась память о победе, одержанной партией богов Энлиля над Энки в сравнительно недавнем прошлом. Государственная эмблема современной Мексики — это орел, держащий в клюве и раздирающий когтями змею. Известно, что змея была символом Энки. В землях майя была обнаружена маска, изображающая бога-ягуара, который крепко сжимает зубами змей (рис. 42). А в Сан-Агустино, в Центральной Колумбии, самая большая статуя представляет птицу, которая клюет змею. Все эти изображения выражают определенную символику. В духе такого же символизма выдержана пирамида в Чичен-Ице. В 5 часов пополудни в дни весеннего и осеннего равноденствия вниз по пирамиде движется тень, похожая на извивающуюся змею. Достигнув основания пирамиды, она снова поднимается наверх. По замыслу, это должно изображать змеиного бога, спускающегося на землю, а затем сноваудаляющегося. А в то же время внутри пирамиды наверху узкой лестницы толтеки построили небольшой храм богу-ягуару. И опять же это можно истолковать как знак превосходства ягуара над змеями Энки. Когда происходила эта война богов? Пятое " солнце" ацтеков, отмеченное знаком ягуара, началось некоторое время спустя после окончания четвертого " солнца" в 1Э90 году до РХ, но когда точно? Не можем ли мы связать это хронологически с Ишкур/Яхве, с разрушением Иерусалимского храма и с посещением Иезекиилем нового храма в Чавине? Первое указание мы находим в ацтекской легенде. Ацтекский бог войны был известен под именем Уицилопочтли. Обычно его изображали с каким-то ужасным оружием в руках. Согласно одной легенде, он победил в битве против 400 малых богов. В другой легенде, возможно описывавшей то же событие и того же бога, говорится, что бог по имени " Дымящееся зеркало" сражался в Туле, к северу от Теотиуакана, с пернатым змеем, богом Кецалькоатлем, и затем сокрушил его царство. При раскопках Теотиуакана археологи повсюду находили изображение Бога Бурь Ишкура, а это свидетельствовало, что Ишкур и Уицилопочтли — это один и тот же бог-победитель. Легенда о " Дымящемся зеркале" совпадает с другой легендой, согласно которой, когда начались войны между богами, Кецалькоатль покинул Центральную Америку. Он, вместе с группой своих последователей, направился из Тулы в Юкатан, а оттуда поплыл по морю на " змеином плоту" в восточном направлении. Это событие — одно из самых значительных в истории Америки, так как Кецалькоатль, отбывая, обещал возвратиться. Дата возвращения была установлена по Священному календарю в 260 дней, который, в сочетании с календарем в 365 дней, составлял священный период в 52 года. Таким образом, народы всех центральноамериканских культур отсчитывали годы и ожидали возвращения Кецалькоатля каждый раз, когда истекал 52-летний цикл. Поскольку обещание Кецалькоатля вернуться имеет величайшее значение для священного периода, то весьма вероятно, что 260-дневный Священный календарь (на котором основывается священный период) пришел в действие в день его отбытия. Поэтому весьма важно, что самой ранней датой священного периода в Мексике является 500 год до РХ, что означает, что Кецалькоатль, по-видимому, покинул Центральную Америку в 552 году до РХ. Может ли быть просто совпадением, что эта дата, ознаменовавшаяся битвой богов, отделена всего лишь 18 годами от появления Иезекииля в Чавине? Другие хронологические свидетельства мы.получаем из археологических изысканий. Хотя датировка событий довольно туманна, установившаяся'хронология для Сан-Агустино и Чавин-де-Уантара в обоих случаях совпадает со временем 550 год до РХ, что соответствует самой ранней дате возникновения культа ягуара. Этот период абсолютно точно совпадает с явлением, называющимся Эль-Ниньо и породившим глубочайшие социальные и культурные сдвиги в Южной Америке. В частности, например, в какой-то момент поселения на побережье Перу вдруг зачахли, тогда как Чавин, напротив, внезапно возник в качестве мощного религиозного центра. Археологи не могут точно сказать, что такое Эль-Ниньо, но если мы соберем вместе все свидетельства, то станет очевидно, что за этим явлением скрывалась война богов, а Чавин-де-Уантар был катализатором, способствовавшим возникновению войны. Как было втянуто в эту войну человечество? Мы, конечно, не знаем этого точно, но возможно, что ключ к разгадке находится в храме Чавина. Как говорилось в главе 3, каменный монумент El Ьапгоп был помещен в самую сердцевину храма, чтобы защитить его от неизвестного противника. Стены храма были устроены таким образом, чтобы в него не могли проникнуть люди высокого роста. Кто же был этот противник? Не мог ли это быть отряд негров, прибывших в Чавин приблизительно в 1450 году до РХ? В сохранившейся еще со времен до инков легенде, которую мы приводили в предыдущей главе, говорится, что некогда в сторону гор прошли " великаны", которые низвергли своего бога и были затем уничтожены. Возможно, это был народ — ближайший родственник ольмеков, который Ишкур заставил строить свой " храм", а затем они стали его разрушать. Если этот акт саботажа был вызван подстрекательством со стороны кого-то из богов-соперников, то нетрудно понять, почему в разгоревшийся конфликт были втянуты как люди, так и боги. Такой анализ приводит нас к заключению, что это Ишкур/ Яхве напустил на людей диких животных, и эти события надолго остались неизгладимым впечатлением у оставшихся в живых. Среди тех, кто остался в живых, наверняка были предки ацтеков, прославившиеся своими кровавыми ритуальными жертвоприношениями, которые кажутся нам теперь столь дикими. Однако я лучше понял ацтеков, рассмотрел один из их культовых кинжалов. Этим кинжалом вырезали сердца у людей, которых приносили в жертву, и рукоятка его украшена изображением Бога Бурь! ДРУГОЙ НОВЫЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК В то время, как в Америке дикие животные истребляли людей, Вавилонское царство находилось при последнем издыхании. Его последний правитель Набонид взошел на трон в 555 году до РХ. В обстановке всеобщего разочарования, несомненно вызванного продолжающимся отсутствием богов, Набонид провозгласил Наннар/Сина верховным богом. Но это была лишь отчаянная попытка обратиться за помощью к отсутствующему богу, — Наннар/Син не помог Вавилону отразить нападение персидской армии под командованием Кира в 539 гоу до РХ. Не помог Вавилону и Мардук, или Набу. Смена власти произошла подозрительно гладко. Так началась новая эпоха в истории человечества. Шумерская, вавилонская и ассирийская державы угасли. Через 14 лет династиям египетских фараонов также положили конец персы. - Впервые за всю историю человечества возникла империя не хамитского и не семитского корня, так как персы и мидийцы (их вассальные союзники) происходили от колена третьего сына Ноя — Иафета. Когда Персидская империя уступила место Александру Великому в 330 году до РХ, это было опять же царством колена Иафетова. И с тех пор вовеки власть в мире вершилась от имени потомков Иафета. Эпоха Кира знаменовала собой также поворотный пункт в истории мировой религии. Все народы, покоренные в свое время Вавилоном, в том числе и евреи, получили разрешение вернуться к поклонению своих прежних богов и восстановить свои храмы. Таким образом, Кир способствовал возникновению новой эры язычества, основанной на поклонении богов-идолов, которых люди не знали уже тысячи лет. Но все эти боги были подчинены Ахурамазде, " богу правды и света", который изображался как небесное, а не земное существо. Эта новая эра религиозной свободы открыла путь для появления новых мощных религий, представлявших для человечества уникальный опыт. В 550—500 годы до РХ идолопоклонство начало выходить из моды, и некоторые крупнейшие мировые мыслители начали искать какие-то более высокие духовные сферы, выдвигая новые идеалы, такие как мир и сострадание. Нельзя недооценивать того влияния, которое оказывал в это время Будда в Индии и Конфуций в Китае. Отметим, что Будда считал богов просто существами из плоти и крови, которым вовсе не следовало поклоняться, так как у них существовали те же проблемы, что и у человека. И поэтому он стремился к.духовному просветлению или к нирване, являвшейся понятием более высоким, чем боги: Было ли простым совпадением, что все эти политические и религиозные сдвиги произошли сразу же после войны богов, происходившей на противоположной стороне земного шара? Не был ли змеиный бог, который был вынужден покинуть Америку в 550 году до РХ, каким то образом связан с этими переменами? Свидетельства показывают, что змеиным богом был Энки и что действительно он возвратился в это время на Азиатский континент. Прозвище Энки — Эа — означало в переводе " Тот, чей дом находится в воде". Ученые считают, чтоего можно также идентифицировать с мифическим Оаннесом, человеком-амфибией, который появился из Эритрейского моря и выучил шумеров цивилизации. Присутствие Энки в Центральной Америке подтверждается звучанием слова «уаанна» на языке майя — это слово практически идентично слову Оаннес и тоже означает " тот, чей дом находится в воде". Как раз напротив берега Юкатана, откуда Кецалькоатль будто бы покинул Центральную Америку, находится остров под названием Джайна. Ица — народ, который позже населял этот район (и дал свое имя селению Чичен-Ица), считал, что остров Джайна был последним пристанищем Ицан-на — бога народа Ица. И опять-таки, слово Ицанна также обозначает " Тот, чей дом находится в воде". Согласно легенде, Кецалькоатль, или же Эа/Энки, отплыл с острова Джайна на " змеином плоту" в восточном направлении. Этот же самый " змеиный плот" и этот же самый бог оказались в 500 году до РХ в Непале, в священном месте, именуемом Будханильканта! Статуя бога, известная под именем " Спящий Вишну" (бог возлежит в бассейне на ложе из змей), представляет собой загадку даже для специалистов по индуистской религии: с одной стороны, здесь присутствуют все особенности бога Вишну, а с другой, имя Будханильканта означает " Старое синее горло", а это имя другого бога — Шивы. Все это выглядит для меня странным противоречием, так как Вишну считается богом-охранителем, а Шива, напротив, разрушителем. Что бы ни означал такой дуализм, статуя на плоту из змей — это определенно Вишну, а этого бога в Непале обычно называют " Нараян". Имя Нараян означает " Тот, который присматривает за людьми", и, как это ни удивительно, его другое имя — " Тот, чей дом находится в воде"! Таким образом, представляется, что Энки (возможно, вместе со своими последователями) был вынужден покинуть Южную Америку приблизительно в 550 году до РХ и вернулся в Азию. Очень возможно, что в связи с этим драматическим перемещением боги из партии Энки решили очистить Ближний Восток от соперничающих между собой семитских и хамитских держав, которые так жестоко сражались между собой в течение 1500 лет, и создать Новый Мировой порядок, поддержав империю иафетических народов. ВЫВОДЫ ИЗ ГЛАВЫ ПЯТНАДЦАТОЙ
|