Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ощутимая Божья благодать.
Почему же нам все время не хватает Божьей благодати? Почему столь часто мы живем в духовной нищете, вместо того, чтобы иметь " жизнь с избытком", как и обещал Иисус (Ин.10: 10)? Причин несколько. У каждого верующего они свои, но разберу лишь две из них, самые распространенные. Во-первых, Бог слишком часто представляется нам этаким " скупым рыцарем". Нам кажется, что Он требует, чтобы мы полностью выкладывались на работе, за которую платят нищенское жалованье. Может быть, это сказано чересчур сильно, но, как мне кажется, хорошо отражает представления многих христиан. Поразмыслите над словами церковного гимна, написанного Джоном Ньютоном:
" Вот, душа, дары готовы: Он тебе ответил снова. На молитву жди ответ - Иисус не скажет " нет". Предстоишь ты пред Царем, Так проси же о большом! Сила в Нем и благодать, Все Он может даровать" Кто из христиан верит этим словам? Кто из вас действительно верит, что Иисусу доставляет удовольствие отвечать на ваши молитвы? Кто верит, что Его благодать и сила обращают невозможное в возможное? Нет, нам легче вообразить, что Бог с неохотой отвечает на наши молитвы, а Его благодати и силы недостаточно, чтобы восполнить все наши нужды. Не забывайте: первое искушение сатаны - заставить людей усомниться в благости и щедрости Бога (см. Быт.3: 1-5). Его коварное нападение на патриарха Иова было спланировано так, чтобы праведник усомнился в Божьей благости и проклял Бога (см. Иов.1: 6-11). Сатана и сегодня не меняет стратегии. Мысль о том, что Бог благословляет нас с неохотой, идет прямо от него. Если же мы хотим ощутить всю полноту Божьей благодати, то нужно противиться подобным мыслям. Еще со школьных дней я помню историю о бывшем рабе, которую рассказывал мой пастор. Хозяин этого раба умер и оставил ему в наследство 50 000 долларов - огромную по тем временам сумму. В законном порядке старика известили о наследстве и сказали, что деньги лежат на его счету в местном банке. Проходили недели, но он денег не брал. Тогда директор банка пригласил его к себе и объяснил еще раз: на его счету лежат 50 000 долларов. Старый раб, который даже не понимал, сколько это денег, спросил его: " Сэр, а можно мне взять оттуда пятьдесят центов - очень нужно купить мешок кукурузы". Многие верующие живут подобно этому старику. Мы не можем себе представить преизобилующей Божьей благодати и щедрости, а потому просим у Него малых благословений, ценой в пятьдесят центов, хотя могли бы обрести множество сокровищ. Апостол Павел сказал, что Бог благословил нас " во Христе всяким духовным благословением в небесах" и " восполнит всякую нужду вашу, по богатству Своему в славе, Христом Иисусом" (Еф.1: 3, Флп.4: 19). Во многих книгах Писания Бог обещает восполнить любую нашу нужду - как нужду духовную, так и преходящую. Бог, явивший милость Адаму и Еве до и после грехопадения, Бог, радовавшийся, благословляя еврейский народ в плену, " Бог всякой благодати" Петра, сегодня остается тем же милосердным и щедрым Богом. Благодать - суть Его естества, а Он - неизменен. Он - милостивый хозяин из притчи о винограднике - неустанно ходит по рынку жизни и ищет тех, кому нужно заработать на пропитание, а потом ведет их к себе в виноградник и вознаграждает, причем вознаграждает не по труду. Главная причина, по которой мы не ощущаем Божьей благодати, - наше заблуждение в том, что мы думаем, что спасены по благодати и теперь обязаны " отработать" и заработать Божьи благословения. Сегодня люди часто говорят: " Время бесплатного супчика прошло" (что в нашем обществе, в общем-то, верно). Это высказывание мы переносим на наши взаимоотношения с Богом. Но мысль о том, что нам нужно Богу за все платить - богословская ошибка. И корень ее - в нашем сердце, в нашей гордыне. Известный богослов Р.С. Спрул писал: " Нам труднее всего поверить, что спасение дается только по Божьей благодати. Нашей гордыне очень трудно примириться с существованием благодати: благодать нужна кому-то другому, какому-нибудь попрошайке, а мы не хотим жить на Божье " пособие по безработице". Мы сами хотим заработать себе билет на небо, сами хотим искупить свои грехи. Нам нравится думать, что в рай мы попадем за собственные заслуги". Доктор Спрул здесь пишет о благодати Божьей, явленной в спасении, но гордыня мешает нам не только обрести спасение, но и жить. Мы не только хотим (хотя бы частично) оплатить дорогу к Богу, но и настаиваем на оплате. Как сказал доктор Спрул, " благодать нужна кому-то другому, какому-нибудь попрошайке", а не нам. Хочу рассказать случай из своей жизни. После смерти первой жены, Элеоноры, вскоре Бог привел в мою жизнь еще одну очаровательную и набожную женщину, которую мы с Элеонорой знали уже много лет. Спустя год с небольшим после смерти Элеоноры мы с Джейн поженились. Еще через несколько месяцев, я понял, что испытываю смутное чувство вины, хоть и не сомневался: Сам Бог вел нас к этому браку. А однажды я понял, что чувство вины появилось от того, что я " не исполнил своего долга": не скорбел в одиночестве долгие месяцы, как это происходило со многими моими друзьями, потерявшими супругу. Мне казалось, что я не заслуживаю такого благословения так скоро - сразу же после смерти Элеоноры. Я понял, что подсознательно не даю себе наслаждаться всей полнотой благословения, которое Бог столь явно мне дал. Я перенял мирское мышление: благословение нужно заработать страданием, жертвой или тяжким трудом. Порой почти унизительно сознавать, что нам нечем заплатить за свои отношения с Богом. Подумайте о работниках из притчи, о тех, которые проработали всего один час. Что они чувствовали, увидев, что получили столько же, сколько те, кто проработали под палящим солнцем двенадцать часов? Что они чувствовали: благодарность за щедрый дар или стыд, что не отработали зарплаты? Если жили в соответствии с философией дел (которой мы так часто придерживаемся), то - стыд. Им была явлена благостная щедрость хозяина, но насладиться ею они так и не смогли. Мы с вами испытываем в жизни Божью благодать гораздо чаще, чем это осознаем, и слишком часто не получаем удовольствия от этой благодати, потому что стараемся жить заслугами, а не благодатью. Стараясь " наработать" собственную благость и с ее помощью заслужить Божьи благословения, мы не видим избытка Божьей благости и Божьей благодати, которые встречаются в нашей жизни на каждом шагу.
5. Властен ли Бог делать, что хочет? " И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? " Мф.20: 12-15 На первый курс одного из университетов набрали группу для занятий английским языком. Студенты, как всегда, подобрались разные. Было несколько дисциплинированных и трудолюбивых, которые еще в школе привыкли много работать: они всегда выполняли задания, готовились к контрольным, вовремя сдавали курсовые. Но были и " весельчаки", которые делали ровно столько, сколько было нужно, чтобы не вылететь. Они редко выполняли домашние задания и готовились к контрольным работам, никогда не сдавали курсовых в срок. И, как обычно, все остальные студенты, были где-то " посерединке". Наступил день экзамена. Как и следовало ожидать, отличники написали свои работы хорошо, а " весельчаки" - плохо. Через пару дней преподаватель вывесил список с оценками. Студенты столпились вокруг, чтобы посмотреть, кто что получил - и удивились: у всех - пятерки. " Весельчаки" ошалели от радости, а отличники - рвали и метали: те, кто заслуживали двоек, получили такие же высокие оценки, как и они. История вполне жизненная, и вы, верно, примите сторону " отличников". Ведь, несправедливо, что прогульщики получают ту же отметку, что и старательные ученики. Но я вам просто пересказал современным языком притчу о щедром хозяине, ту самую, о которой мы говорили в предыдущей главе. Я перенес ее в сегодняшний мир, сохранив все главные элементы рассказа. В обоих случаях есть группа людей, которые получили гораздо больше, чем заслуживали: получили незаслуженную награду наравне с теми, кто заработали ее своим трудом. Даже библейская притча кажется сегодня многим несправедливой. Несколько раз во время своих выступлений я просил поднять руки тех, кто считает, что хозяин поступил несправедливо, - большинство поднимали. Люди сочувствуют работникам, которые целый день - все двенадцать часов - трудились под палящим солнцем. Все считают, что они должны были получить больше, чем проработавшие один час. Если исходить из закона справедливой оплаты труда, то эти люди правы. Каждый должен получать по труду. И хозяин, и учитель английского поступили несправедливо. Но Иисус в притче говорил не о соотношении труда и заработной платы (Он же - не Маркс!), а объяснял понятие благодати. Он как бы говорил Петру: " В Царстве Небесном действует принцип благодати, а не личных заслуг". Но были люди, которые не подумали о том, что хозяин поступил несправедливо, - те, кто проработали всего час. Иисус не рассказывает нам об их реакции, но и так понятно: они были благодарны и рады. День проходил - они все стояли на рынке. Надежда найти работу, а следовательно, и заработать пропитание для семьи, покидала их. В пять часов вечера они уже были твердо уверены, что оставят домашних без ужина. И вдруг предоставляется возможность заработать хоть немного (по их расчетам - 1/12 часть дневной платы). Представьте себе их радость, когда они получили зарплату за целый день, - этого хватит, чтобы накормить семью! Они и не думали о несправедливости! Они сочли хозяина крайне щедрым человеком.
|