Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благодати достаточно
До того, как понять, почему же нам достаточно благодати, нужно увидеть собственную несостоятельность Я уже говорил: чем лучше мы видим собственную греховность, тем больше ценим благодать в ее главном значении - как незаслуженное Божье расположение. И чем лучше мы видим собственную уязвимость, слабость и зависимость, тем более ценим то измерение Божьей благодати, которое называем Божьей помощью. Благодать ярче блистает на темном фоне греха и нашей человеческой слабости Мы читали слова Павла из Рим.5: 20. " А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать". Эту же мысль другими словами Павел выразил в стихе 9: " Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова". Сила моя - в немощи. Именно об этих строках Филип Хьюз писал: " Получается, что неприкрытая слабость человека возвеличивает и оттеняет совершенство Божьей силы Подобного результата не дало бы никакое возвеличивание человеческих способностей Чем сильнее проявляется слабость слуги, тем очевиднее сила вседостаточной благодати его Господина". В этом отрывке Бог ставит знак равенства между Своей благодатью и силой, которая совершенно конкретно проявляется в нашей слабости. Эта сила, восполняющая нашу слабость, - концентрированное выражение Его благодати: сила приходит к нам на выручку через служение Духа Святого. Святой Дух необъяснимо воздействует на наш дух, укрепляя нас и позволяя богоугодно поступать при любых обстоятельствах. Обратите внимание на слова: Святой Дух нас укрепляет и позволяет благоугодно действовать в любых обстоятельствах. Божья благодать даруется нам не для того, чтобы улучшить наше самочувствие, а для того, чтобы прославить Его. Наше современное общество больше всего печется о том, чтобы все чувствовали себя комфортно. Мы хотим навсегда избавиться от боли и страданий. Мы хотим даже в трудностях испытывать приятные ощущения, но Бог хочет, чтобы в трудностях мы прославляли Его Приятные ощущения могут быть или не быть. Дело вовсе не в них. Дело в том, прославляем ли мы Бога, поступая так или иначе в определенной ситуации. Божья благодать, т.е. укрепляющая сила Святого Духа, дана для того, чтобы в трудных обстоятельствах мы поступали богоугодно. Божьей благодати всегда достаточно. Греческое слово, которое переведено как " достаточно" в 1Тим.6: 8, переводится " будем довольны". " Имея пропитание и одежду, будем довольны тем". Тут-то нам и раскрывается смысл слова " довольно" Пропитание и одежда - это предметы первой необходимости, это не роскошь. Так что, если у нас есть самое необходимое, им нужно довольствоваться. Время от времени Бог дает нам больше, чем нужно, но довольствоваться следует именно самым необходимым. Так же дело обстоит и в духовной области. Бог всегда дает нам то, что нужно, порой даже больше, чем нужно, но меньше - никогда. Духовный эквивалент " пропитания и одежды" - это сила переносить все богоугодным образом. Получив такую силу, нужно быть довольным. Нам хотелось бы и предметов роскоши и чтобы Бог убрал то или иное " жало", но Он часто отвечает: " Довольствуйтесь тем, что Я даю силы переносить жало". И можно быть уверенным: эти силы никогда не иссякнут. Джон Бланшар сказал: " И поэтому Он (Бог) дарует каждому совершенную меру благодати, которой хватает на нужды верующих. На каждый день - каждодневная благодать. Для непредвиденной нужды - непредвиденная благодать. Для всепоглощающей нужды - всепоглощающая благодать. Божья благодать - это чудо, но Он никогда не растрачивает Своего чуда понапрасну. Он дает даром, но не бросается благодатью. Он наделяет нас обильно, но щедрость Его не слепа". Смотрите, как распределял Бог манну среди израильтян в пустыне: " Вот что повелел Господь: собирайте его (хлеб, который Господь дал вам в пищу) каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. И сделали так сыны Израилевы и собрали, кто много, кто мало; И меряли гомором, и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка. Каждый собрал, сколько ему съесть. И сказал им Моисей: никто не оставляй от сего до утра. И не послушали они Моисея, и оставили сего некоторые до утра; и завелись черви, и оно воссмердело; и разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло" (Исх.16: 16-21). Трижды в тексте говорится, что каждый человек мог собрать столько, сколько нужно. Манны было вдоволь - никто не оставался голодным. И дело не только в обилии манны, Бог делал так, что хватало и тем, кто собрал мало: "...у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка...". Кроме того, собирать следовало ежедневно - столько, сколько нужно было на день. Исключение делалось лишь накануне субботы. А копить манну было нельзя. И благодать Бог распределяет, как манну: ее всегда достаточно; без нее никто не останется, но ее ровно столько, сколько нужно. Она даруется ежедневно и в таком количестве, чтобы хватило ровно на день. Бог не разрешает нам копить благодать. Каждый день мы должны обращаться к Нему за новой порцией. Бывают дни, когда обращаться к Нему приходиться ежечасно! Эта мысль о достаточности и " порционности" Божьей благодати прекрасно выражена в первом куплете гимна Лины Санделл Берг " День за днем".
День за днем, за мгновеньем мгновенье Он мне силы для жизни дает. Страха нет. Знаю я: Провиденьем Отче мудрый меня поведет. Это - Он, милосердный без меры, Меру блага дневную мне шлет: Боль и радость - двух спутников веры - В труд и отдых с любовью вплетет.
И вот так, день за днем Он посылает нам благодать, причем столько, сколько нужно. Может показаться, что подобная " система распределения" противоречит великой Божьей щедрости, о которой мы говорили в предыдущих главах. Но это не так. В начале главы мы уже говорили, что Бог неустанно печется о том, чтобы мы не забывали о своей зависимости от Него. Мы были созданы по-детски зависимыми, но со времен грехопадения упорно отрицаем эту зависимость. Бог знал об этом, предостерегая израильтян через Моисея: " И чтобы ты не сказал в сердце твоем: " моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие", но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим" (Втор.8: 17-18). Очень важно, что это предостережение звучит после напоминания израильтянам о днях крайней нужды, о том, как Он служил единственным источником пропитания. Но Бог предупредил, что даже после сорока лет подобной зависимой жизни, наступит день, когда они оглянутся на окружающее их изобилие и скажут: " Моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие". Подобное мнение негативно сказывается на наших отношениях с Господом, поэтому Он делает все, чтобы мы не стали самодостаточными. Он оставляет в плоти нашей " жало" (оно у каждого свое), но каждый день дарует благодать, чтобы мы могли жить с ним. Время от времени на нашем пути встречаются такие трудности, что мы, подобно Павлу, говорим: "...мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых" (2Кор.1: 8). Даже Павлу, жившему с " жалом во плоти", Бог посылал тяжкие испытания, которые заставляли его видеть собственную слабость и полагаться лишь на Бога. Что бы то ни было - нескончаемая боль от " жала" или же беды и неприятности, - все посылает Бог, чтобы мы не забывали о собственной слабости и зависимости, чтобы могли испытать достаточность Его благодати и Его силы. Жан Кальвин сказал: " Божья сила придется человеку по вкусу лишь тогда, когда он полностью осознает собственную нужду в ней. Человеку свойственно слишком быстро забывать о своей слабости, если о ней никто не напоминает". Отношение Павла к собственной слабости сильно отличалось от отношения к ней наших современников. Мы презираем слабость и славим самодостаточность, преуспевание. Даже христиане слетаются к экрану телевизора, когда известный спортсмен или артист рассказывает о своей жизни, и все потому, что он добился славы и успеха. Кто из нас захочет слушать человека, который признается: " Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами... Я благодушествую в немощах... Ибо, когда я немощен, тогда силен! "? Я вспоминаю, сколько раз боролся с собственными слабостями, вместо того, чтобы радоваться им. Помню, как расстраивался, когда мне что-то не удавалось; как страдал от унижения и боялся рассказать о нем близким; как мучился из-за незначительных, но досадных физических недостатков. Лишь в последние годы я понял, какую пользу принесли мне все эти разочарования, неудачи и беспокойства и какую роль они сыграли в моем хождении с Богом, в моем служении. Я думаю, что только начинаю понимать значение слов Павла: "...когда я немощен, тогда силен...". Очень часто, когда перед выступлением меня представляют публике, я весь сжимаюсь, потому что объявляющий начинает говорить о моих достижениях и успехах. В таких случаях я обычно думаю: " А если бы они узнали обо мне всю правду? Не захотели бы они тогда дружно встать и выйти из зала? " Но именно обратная сторона правды - унижения и страдания, провалы и разочарования (а вовсе не успехи и добродетели) - дает мне право обращаться к ним. Именно беды влекли меня к Господу. Буду честен: дело не в том, что я сам возжелал уповать на Бога, - у меня просто не было другого выхода. И вот теперь, наконец, я начинаю понимать, что в слабости обретаю силу - Его силу. Филип Хьюз сказал: " Каждый верующий должен усвоить: человеческая слабость идет рука об руку с Божьей благодатью". Этот урок Павел усвоил очень хорошо. Он говорил: " И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова" (2Кор.12: 9). Павел усвоил, что Божьей благодати бывает достаточно, что с Божьей помощью сила Святого Духа укрепит его, когда " жало" вонзается в плоть, когда он чувствует слабость, обиду, боль, когда его гонят и притесняют (ст.10). Как мы уже сказали, прошло четырнадцать лет с тех пор, как Бог даровал Павлу необыкновенные откровения. Если считать, что и " жало" было ему дано приблизительно в то же время и что вскоре после этого он трижды молил Бога об избавлении, то получается: у Павла ушло четырнадцать лет на то, чтобы убедиться во вседостаточности Божьей благодати. Павел не был отрешенным от жизни богословом. Свои письма он писал не из удобного кабинета (да и сегодня ни один хороший пастырь и душепопечитель не станет наблюдать жизнь из окна кабинета). Павел писал о том, что испытал сам. Боль, о которой он писал была совершенно реальной болью. Дарованная ему благодать, была совершенно реальной благодатью. Дерзновение свое он черпал не в теории, не в вымыслах и не в мистике. Нет, Павлу довелось самому испытать совершенно конкретное проявление Божьей любви и силы, благодаря служению Святого Духа, несшего утешение и бодрость. Павел не первый из священнописателей говорил о Божьей благодати. Пророк Иеремия, которому довелось перенести немало трудностей и испытаний, восклицал: " Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя, и падает во мне. Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! " (Плач.3: 19-23). Даже в страдании и отчаянии, ища и не видя Бога, Иов смог сказать: " Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото" (Иов.23: 10, см. ст.8-9). Наиболее ярко и часто о вседостаточности Божьей благодати для хрупкого страдальца-человека говорится в Псалмах. Вспомните, к примеру, свидетельство Давида из Пс.12: " Доколе, Господи, будешь забывать меня в конец, Доколе будешь скрывать лице Твое от меня? Доколе мне слагать советы в душе моей, Скорбь в сердце моем день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною? Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; Да не скажет враг мой: " я одолел его". Да не возрадуются гонители мои, Если я поколеблюсь. Я же уповаю на милость Твою; Сердце мое возрадуется о спасении Твоем; Воспою Господу, облагодетельствовавшему меня". В этом псалме Давид вспоминает, как Господь возводил его от глубин скорби до высот радости. Что произвело в нем такую перемену? Он не говорит конкретно о Божьей благодати, но можно быть уверенным: именно благодать Божья вернула его к радости. Другой из псалмопевцев, Асаф, испытал иную скорбь. Он сравнил свою жизнь, жизнь праведника, с жизнью грешника и пришел к неутешительным выводам: " Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых... И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои..." (Пс.72: 3, 12-13). Но потом он ощутил благодать Божью и сказал: " Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку... Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (ст.23, 26). Свидетельство того, что Божья сила совершается в человеческой немощи, можно найти не только в Писании. Во все века верующие ощущали благодать и свидетельствовали о ней. Пример тому - стихотворение Анни Джонсон Флинт " Обильней благодать":
Обильней благодать, когда тягчает бремя. Обильней благодать, коль трудишься в поту. И милость тем видней, чем тяжелее скорби. И мир Его придет к попавшему в беду.
Когда же истощится терпение земное, Когда свинцом усталость стопы отяжелит, И больше сил не будет, хоть путь еще не пройден, Тогда Отец обильно тебя благословит.
Безмерная любовь Господня изольется, И благодать без меры и силы Он пошлет. Не счесть сокровищ горних, сокрытых во Иисусе, И щедрая рука дает, дает, дает...
Очень прошу вас перечитать это стихотворение с молитвой и подумать о своих проблемах, несчастьях и бедах. Попросите Бога, чтобы Он оживил в вашем разуме Свои вечные истины.
|