![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 5. Историография изучения поведения избирателейСтр 1 из 6Следующая ⇒
1. Экологическая школа изучения поведения избирателей. Определение понятия «историография». Джерримендеринг. Вклад А. Зигфрида в изучение географии голосования, ключевые положения его работ. Основные принципы экологической школы изучения поведения избирателей (Гогель, Хеберле и др.). Причины распространённости «экологического подхода» в романской Европе. Раздельное голосование мужчин и женщин. Голосование по бюллетеням с демографическими отметками (Германия). 2. Бихевиоралистский подход к исследованию электорального поведения. «Соломенные опросы» (Джон Селден 16-17 вв.). «Контекстуальный анализ» (Тингстен, Госнелл). Чикагская школа и бихевиоризм (бихевиорализм) в изучении поведения избирателей. Ключевые положения бихевиорализма в политической науке (Д. Истон). Особенности «социологического подхода» к изучению электорального поведения. Причины первоначальной распространённости «социологического подхода» в англо-саксонских странах. Плюсы и минусы двух основных подходов к изучению поведения избирателей. «Экологическая ошибка» или «ошибка в уровне» и «парадокс Лапьера». 3. «Мотивационные» школы изучения поведения избирателей. Социологическая школа изучения поведения избирателей и её основные положения. Формула Липсета – Роккана. Социально-психологическая школа. Рационально-инструментальная школа и ключевые положения теории рационального выбора. Работы Шумпетера и Даунса. Модели поведения избирателей. 4. Современные течения в исследовании электорального поведения. Упадок направления по сравнению с серединой ХХ века. Доминирование социологического подхода и интеграция двух подходов. «Стратификационная революция» 80-х годов ХХ века и использование кластер-анализа. Глубинные интервью. Применение методики «репертуарных решёток» Келли с целью определения мотивации электорального выбора. Использование геоинформационных систем (ГИС).
Зигфрид, Гогель, другие школы и подходы, современные течения. Проблемы понятий: «модель поведения избирателей», «электоральное пространство». Вопросы семинарского занятия: 1. Экологическая школа изучения поведения избирателей: история становления, ключевые положения, современное состояние. 2. Бихевиоралистский подход к исследованию электорального поведения. Различные взгляды на понимание бихевиор(ал)изма в политологии. 3. Ключевые положения трёх «мотивационных» школ изучения поведения избирателей. «Формула Липсета – Роккана». 4. Современные течения в исследовании электорального поведения.
Дискуссионные вопросы: Мотивация поведения избирателей: страны Запада, постсоветские государства и Украина.
Контрольные вопросы: · Кто считается основоположником научного изучения поведения избирателей? · Какие существуют основные (два) подхода к изучению поведения избирателей? · Какие выделяют основные школы изучения поведения избирателей? Их основные принципы. · Назовите плюсы и минусы экологического и бихевиор(ал)истского («опросного», «социологического») подходов к изучению поведения избирателей. · В чём суть «экологической ошибки» и «парадокса Лапьера»? · Раскройте особенности понимания термина бихевиоризм/бихевиорализм в политической науке. Точка зрения Д. Истона на этот вопрос. Какой из вариантов этого термина ввёл в политическую науку Мерриам? · Каким образом по мнению А. Зигфрида тип почвы влиял на итоги голосований? · Что такое «соломенные опросы»? Для какого периода они были свойственны? · Что такое «контекстуальный анализ» в изучении поведения избирателей? · Почему на первоначальном этапе в Европе большее распространение получил экологический подход к изучению поведения избирателей, а в США – «опросный» подход? Какой из двух данных подходов доминирует в нынешнее время в мире и почему? · Какие вы знаете (три) основные «мотивационные» школы изучения поведения избирателей? Принципы каждой из этих школ, их представители. · В чём суть «формулы Липсета – Роккана» в электоральных исследованиях? Что такое «кливаж»? · Назовите ключевые положения теории рационального выбора. · Модели поведения избирателей: сущность понятия, классификация распространённая на постсоветском пространстве. · Какие вы знаете новые течения в изучении поведения избирателей? · В каком состоянии находится изучение поведения избирателей в нынешнее время по сравнению с серединой прошлого века? · Какие вы знаете современные методики прогнозирования итогов выборов?
Возможные темы рефератов и заданий для самостоятельной работы: · Ключевые положения работ А. Зигфрида. · Ключевые теоретические положения экологической школы изучения поведения избирателей. · Бихевиорализм в политологии: этапы становления и основные идеи. · Ключевые положения «мотивационных» школ изучения поведения избирателей. · Современные течения в изучении электорального поведения. · Модели поведения избирателей: определение термина, варианты моделей.
Литература: · Ковров В.Ф. Теоретико-методологический анализ электорального поведения: социологический аспект: монография / В.Ф. Ковров. - М.: Палеотип, 2007. - 188 с. www.school-club.ru Подвинцев О.Б. Поведение избирателей // Псефология: наука о выборах: учебн. пособие для студ. спец. «Политология» / О.Б. Подвинцев; Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 51-59. www.polit.psu.ru/files/0086/psefo_posobie.doc · Галкин А.В. Электоральное поведение как объект исследования / А.В. Галкин // Рабочие избиратели в странах Западной Европы / А.В. Галкин, А.М. Салмин, С.И. Васильцов и др. – М.: Наука, 1980. – С. 3 – 63. · Белоусова М.П. Мифологическая реальность избирателя // Вестник Института Кеннана в России. - 2008. - Т. 13. - С. 19-23. https://www.ecsocman.edu.ru/text/19143827/ · Борисюк В. Политология США об электоральных особенностях общества в конце ХХ века // Мировая экономика и международные отношения. – 2002. - № 3. – С. 117 – 122. · Вишняк О.І. Електоральна соціологія: історія, теорії, методи Авторефер. дис....докт. соц. наук / О.І. Вишняк; Інститут соціології НАН України. – K., 2001. – 28 с. · Гельман В.Я. Изучение выборов в России: исследовательские направления и методы анализа // Политическая наука. – 2000. - № 3. – С. 16 – 50. · Дзюба Н. Деякі аспекти історії дослідження електоральної поведінки // Соц. виміри суспільства. – 1999. – Вип. 3. – С. 115- 125. · Зубков В.И. Чем рискует российский избиратель? / В.И.Зубков, А.В.Федякин // СоцИс. – 2000. - № 8. - С. 38-48. https://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18166296.html · Карминес Э.Г. Политическое поведение: общие проблемы / Э.Г. Карминес, Р. Хакфельд // Политическая наука: новые направления. – М.: Вече, 1999. – С. 235- 261. Клюенко Э. Особенности политического выбора украинских граждан в обществах авторитарного и демократического типа (сравнительный анализ результатов выборов в Верховную Раду Украины 2006 года по зарубежному округу) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2006. - № 4. – С. 113 - 125. · Малов К.В. Влияние социально-экономических факторов на электоральное поведение // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 2. - С. 226-238. https://www.ecsocman.edu.ru/text/23448261/ · Мелешкина Е.Ю. Исследования электорального поведения: теоретические модели и проблемы их применения // Политическая наука. – 2001. - № 2. – С. 190 – 215. · Менанд Л. Препарированное право голоса // Пушкин. - 2009. - № 1. - С. 142-145. https://www.ecsocman.edu.ru/text/33225636/ · Миллер У.И. Политическое поведение: вчера и сегодня / У.И. Миллер // Политическая наука: новые направления. – М.: Вече, 1999. – С. 297- 306. · Новокрещенов А.В. " Невидимая рука" избирательного процесса // СоцИс. – 2002. - № 8. - С. 29-34. https://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18565355.html · Одушкін О. Головні теорії «розламів» та їх застосування до української ситуації // Вибори та демократія. – 2007. - № 1(11). – С. 33-39. · Орлов Г.М. Модель электоральных предпочтений: методология построения / Г.М.Орлов, В.Г.Шуметов // СоцИс. – 2001. - № 1. - С. 127-141. · Позняк Д.В. Соціально-психологічні механізми політичної свідомості виборців // Соціальна психологія. - 2004. - № 1. – С. 31-45. · Пушкарёва Г.В. Изучение электорального поведения: контуры когнитивной модели // Полис. – 2003. - № 3. – С. 120 – 130. · Пшизова С.Н. От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе. Часть I // Полис. – 2009. - № 1. - С. 100 – 117. · Руткевич М.Н. Выборы – 99 в зеркале социологии // СоцИс. – 2000. - № 5. - С. 3-12. https://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18959439.html (прогнозирование) · Салмин А.М. Промышленные рабочие Франции: к изучению сдвигов в политическом поведении / А.М. Салмин. – М.: Наука, 1984. – 283 с. · Шевченко Ю.Д. Поведение избирателей в России: основные подходы // Политическая наука. – 2000. - № 3. – С. 111 – 136. · Эванс Д., Уайтфилд С. Социально-классовый фактор политического поведения россиян // СоцИс. – 2000. - № 2. - С. 39-50. https://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19000882.html · Яновский К.Э.Несколько примеров методологии, или «Экономистам не в чем каяться!» // Общественные науки и современность. - 2009. - № 2. - С. 125-137.
|