Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Какие методы оценки существуютСтр 1 из 2Следующая ⇒
Система управления рисками: зачем она нужна и как ее создать Ольга БОДЯГИНА Ключевые проблемы · Из чего состоит система управления рисками? · Какие методы оценки существуют? · Как оценить риски методом анализа сценариев?
Практически любая деятельность предприятия связана с воздействием на работника вредных и опасных производственных факторов – неудобная фиксированная поза за рабочим столом, зрительное напряжение, недостаточная освещенность, риск падения с лестницы, вращающиеся части оборудования и т. д. В идеале нужно полностью устранять источники таких факторов. Но это не всегда возможно технически из-за отсутствия финансирования или из-за того, что фактор не является постоянным, например, возникает только во время аварийных работ. Тогда работодателю нужно правильно оценить профессиональный риск, чтобы принять решение о необходимости его устранения или внедрения других корректирующих мероприятий. Разберемся, как это сделать. Из чего состоит система управления рисками Иногда работодатель, проведя у себя оценку рисков, не предпринимает никаких действий по их устранению, не проводит повторных оценок и не анализирует успешность корректирующих мероприятий. В этом случае можно говорить об отсутствии системы управления рисками. Согласно ГОСТ Р 12.0.007-2009 ССБТ система управления рисками должна содержать следующие элементы: · концепция (выбор метода оценки рисков); · организация (создание процедур и приказов); · планирование и применение (создание групп по оценке, их обучение и непосредственно сама оценка); · оценка (контроль) полученного результата; · принятие решений, в том числе по совершенствованию системы.
Какие методы оценки существуют Методы оценки рисков можно условно разделить на количественные и качественные. Количественные, или статистические оценки, говорят о вероятности наступления какого-либо события на предприятии (травмы или пожара) в процентном выражении. Такая оценка требует обилия статистических данных, она сложна и, как правило, проводится специализированными компаниями, например страховыми. Качественные оценки оперируют такими понятиями, как высокий, низкий и средний риск. Здесь тоже могут использоваться цифры и индексы, однако, в отличие от количественных оценок, они основаны не на статистических данных, а на опыте группы, проводящей оценку. Большинство оценок, проводимых на предприятии, относится именно к качественным. При расследовании несчастного случая обычно выявляется сразу несколько нарушений требований безопасности. Система управления рисками хороша тем, что учитывает возможность возникновения несчастного случая, даже когда соблюдены все правила, но не учтена специфика конкретного производства. Поэтому при оценке рисков нанесения ущерба здоровью работников учитывайте несколько нюансов.
В зависимости от того, что служит объектом оценки, могут применяться следующие качественные методики. 1. Оценка перед работой, или контрольные листы. Она предполагает, что рабочий или бригада непосредственно перед выполнением работ, используя короткий пятиминутный чек-лист на 6–10 вопросов, выявит факторы с высоким риском. У тех, кто проводит оценку, нет задачи по устранению риска. Если хотя бы на один вопрос был дан отрицательный ответ, работы просто не начинаются, то есть исполнитель обязан отказаться от их выполнения. Это требует осознанного поведения со стороны персонала, поэтому методика не будет эффективна в компаниях с низким уровнем культуры безопасного поведения. 2. Предварительный анализ безопасности (ПАБР (полный анализ безопасности работ), JSA (job safety analysis) или TSTI (total safety task instruction)) – метод для выявления потенциальных рисков при выполнении работ. В отличие от оценки методом контрольного листа, во время полного анализа безопасности группа, проводящая оценку, должна выявить все опасные факторы со значимым риском, а затем самостоятельно разработать методы их контроля. Если анализ делается для ежедневной рутинной работы, его проводит группа, в состав которой входит специалист по охране труда, мастер и непосредственный исполнитель. Также могут включаться и другие участники. Вся работа разбивается на этапы, для каждого из которых определяются значимые риски и их источники. Группа, исходя из своего опыта, определяет мероприятия по их контролю: применение СИЗ, соблюдение правил, таких как блокировка оборудования, использование стремянок и т. д. Получившийся результат используют для создания инструкций по охране труда. В отличие от традиционных, такие инструкции позволяют работникам яснее понимать взаимосвязь между правилами и опасными производственными факторами. Если анализ делается для строительных и ремонтных работ, гораздо удобнее заранее обучить персонал методике, сформировать оценочные команды из членов бригады и проводить анализ безопасности перед каждым заданием, используя заполненный лист как основной материал для целевого инструктажа. 3. Метод матрицы последствий и вероятностей. В компаниях с высоким уровнем культуры безопасного поведения и незначительным числом рисков – замечания, полученные из всех источников (таких как ярлыки, аудиты, наблюдения и т. д.), помещают в одну базу, где каждому риску присваивают приоритет и срок исправления по упрощенной системе, например, по серьезности и вероятности последствий или по важности и срочности, как в матрице Эйзенхауэра, пример которой приведен в таблице 1. В случаях, когда работа по охране труда только начинается и есть много рисков, требующих исправления, метод не подходит. Это связано с тем, что исправление серьезных рисков потребует больших денег, которые в установленные сроки будет не достать, а это дискредитирует программу. Таблица 1. Матрица Эйзенхауэра
4. Функциональный анализ включает выявление, оценку и снижение риска, связанного с эксплуатацией оборудования, который может привести к нанесению вреда работникам, окружающей среде или самому оборудованию. К таким видам анализа можно отнести исследование опасности и работоспособности HAZOP (hazard and operability study) и анализ опасности и критических контрольных точек HACCP (hazard analysis and critical control points). Хотя управление риском технологического процесса иногда и рассматривается отдельно от управления профессиональными рисками, многие средства, предназначенные для управления рисками технологического процесса, также решают вопросы по защите сотрудников. Функциональный анализ обычно используется на всех стадиях проектирования и разработки. Его можно использовать во время производства, однако внесение изменений на этой стадии может быть гораздо более затратным. 5. Анализ сценариев. Это метод исследования и идентификации возможных сценариев развития событий путем предположения, что каждый из этих сценариев может произойти. Группа, проводящая анализ, по каждому сценарию в итоге получает риск-индекс, имеющий числовое выражение. Самыми известными из подобных методик являются метод Файн-Кинни и Pilz Hazard Rating (PHR). Чтобы правильно провести анализ сценариев, нужен опыт. Поэтому делать оценку в первый раз лучше с привлечением экспертной команды, которая могла бы обучить персонал компании. Анализ сценариев хорошо подходит для любого уровня развития компании, годится как для оценки непосредственно перед приемкой в эксплуатацию, так и в ситуации, когда оборудование работает уже много лет, и руководство хотело бы системно подойти к устранению имеющихся недостатков. Поэтому чаще всего, говоря об оценке рисков в охране труда, имеют в виду именно оценку методом анализа сценариев. Рассмотрим ее подробнее.
|