Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое оценка профессиональных рисков?

Для чего придумана оценка профессиональных рисков

С 2014 года в статью 212 Трудового кодекса внесена поправка, обязывающая работодателя создать систему управления охраной труда и поддерживать ее функционирование. Эта норма пока абстрактна для большинства работодателей, но штраф за ее невыполнение уже есть и доходит до 80 000 рублей (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Управлять охраной труда невозможно без оценки профессиональных рисков. Разберемся, для чего она нужна и какую роль играет в системе управления охраной труда.

 


Марат БАЙГЕРЕЕВ, директор Восточно-Сибирского филиала ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России
На вопросы редакции отвечает

Что такое оценка профессиональных рисков?

Часто оценку профессиональных рисков путают со специальной оценкой условий труда, а управление рисками – с выполнением плана мероприятий по улучшению условий труда и проведением инструктажей по охране труда. Отчасти они действительно схожи, но нужно понимать принципиальные различия двух процедур.

Специальная оценка условий труда – это внешнее управление со стороны государства, представляющее собой обязательство для работодателя оценить профессиональные риски (провести силами внешних экспертов идентификацию вредных производственных факторов и их измерения) и управлять ими (в обязательном порядке составить и выполнить план мероприятий по улучшению условий труда). Поскольку это сугубо внешняя для работодателя процедура формализована законодательством, часто она и выполняется формально. Реальное же положение дел с охраной труда в организации зависит исключительно от уровня развития управленческого интеллекта работодателя.

Оценка профессионального риска – выявление опасности для работника, которая грозит его здоровью в связи с воздействием вредных или опасных факторов производства и трудовой нагрузки 1. С ее помощью определяется вероятность причинения вреда здоровью и степень этого вреда. Проводится оценка профриска как в процессе санитарно-эпидемиологического надзора инспекторами (санитарными врачами), так и в процессе производственного котнроля собственными сотрудниками. Таким образом, она не является сугубо внешней для работодателя.

Управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Законодательство обязывает работодателя лишь наладить систему управления охраной труда и периодически проводить оценку рисков, не указывая, как и с какой периодичностью это делать. В таком правовом поле работодатель самостоятельно определяет процедуры управления охраной труда и рисками для своей организации. Это элемент внутреннего, а не внешнего (как при СОУТ) управления. Внешние специалисты-эксперты нужны здесь только как консультанты или тренеры.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как оценить риски методом анализа сценариев | Общие тарифы страховых взносов
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал